search
main
0

Не спешите!.. Что вы знаете об эффективном контракте?

В разных регионах России внедрение системы эффективных контрактов идет разными темпами. Эффективный контракт – явление, которое многие учителя считают новым и несколько его опасаются. Но так ли он страшен, как его название?

Светлана ЮРКИНА, директор Брин-Наволоцкой школы Холмогорского района Архангельской области:- В нашем муниципальном районе эффективные контракты заключены с руководителями образовательных учреждений через дополнительные соглашения к трудовому договору.Насколько я знаю, у нас в регионе еще не завершен процесс разработки критериев эффективности работы директоров, педагогов и других работников образовательных учреждений. Я думаю, окончательно этот процесс должен завершиться к сентябрю 2014 года. В нашей школе мы сейчас разрабатываем комплекс критериев по отношению к техническому персоналу, а по педагогическому ждем показателей эффективности, которые будут созданы на уровне региона. Я думаю, по большому счету значительных новшеств не будет. Функционал у людей останется тот же самый. Ожидаю, что эффективные контракты с педагогами отразят такие моменты, как переход на обучение по новым ФГОС в основном звене. Может быть, в контрактах будут нюансы, связанные с безопасностью учреждения образования помимо критериев основной трудовой деятельности.Сейчас администрация нашей школы детально изучает существующую нормативную базу документов. А рядовые учителя и другие работники школы пока еще, думаю, не очень вникли в новую систему эффективных контрактов. У них, естественно, возникает много вопросов. Но, я думаю, что скорее всего людей пугает… само название документа – эффективный контракт. Бояться здесь, считаю, нечего! Когда у нас вводились новые ФГОС, учителей тоже пугало это название, а теперь все проучились, втянулись и работают по ФГОС, считая, что это в порядке вещей. Так и к эффективному контракту привыкнем. Однако если в контракт войдут качества из обсуждаемого сейчас профессионального стандарта педагога, это может вызвать массу возражений. Например, в стандарте предполагается, что каждый педагог должен хорошо знать иностранный язык. А где мы в сельской местности таких людей найдем?Римма ТОМИЛОВА, директор Холмогорской школы Архангельской области:- В соответствии с региональной «дорожной картой» модернизации образования, а конкретно с целью модернизации управленческой системы в части оплаты труда руководящих работников образования правительством Архангельской области было принято следующее распоряжение. До 1 апреля 2014 года нужно было заключить или перезаключить трудовые договоры с руководителями образовательных организаций. Эти трудовые договоры составлялись на основании типовых договоров, рекомендованных Правительством РФ. А до 1 июня нынешнего года подобные договоры должны быть заключены и с остальными работниками сферы образования региона.Не поспешно ли принимается такое решение? Ведь всем известно, что полный переход на систему эффективных контрактов Правительство РФ запланировало на срок до 2018 года. Остается еще четыре года. И сегодня позиция, например, Профсоюза работников образования Архангельской области в этом вопросе такова: возможно, не стоило так торопиться. Лучше было бы спокойно, без спешки разработать критерии оценивания, обсудить их с педагогической общественностью и только потом уже внедрять.На мой взгляд, некоторая поспешность в этом вопросе может добавить много лишней работы. Перейти на систему эффективных контрактов можно путем заключения новых трудовых договоров или дополнительных соглашений к имеющимся. И в том и в другом случае некая обязательность и излишняя скорость наверняка скажутся на качестве этих документов. Это может привести к необходимости заключения дополнительных последующих соглашений, каким-то действиям, которые будут просто затруднять понимание идеи эффективного контракта. Я считаю, что стабильность принятых решений – один из хороших показателей системы образования. Любой директор со мной согласится: если мы озвучиваем для своих учителей на 1 сентября текущего года некие требования, то до конца учебного года мы должны их сохранять. Поэтому я за то, чтобы более взвешенно подходить к принятию ответственного решения об эффективных контрактах.Федеральный закон «Об образовании в РФ» позволяет нам привести в соответствие уставы образовательных организаций до 2015 года. Так давайте, может быть, не так спешно будем изменять и сами трудовые отношения! Дело новое, федеральный закон мы только первый год на себя «примеряем», вслед за ним идет много новых нормативных актов федерального уровня, и школы должны принимать новые локальные акты в соответствии с федеральным законом. Если эффективные контракты будут не выверены, их придется дорабатывать. Зачем же делать двойную работу? Я считаю, лучше составить с самого начала емкий и принятый педагогическим сообществом документ и лишь затем уже его подписывать. Андрей СЕЛИВАНОВ, директор гимназии «Гармония» Великого Новгорода:- У нас в Новгородской области со всеми директорами школ уже заключены эффективные контракты. В феврале 2014 года подписал такой контракт и я. С работниками моей школы заключение аналогичных контрактов шло параллельно. Сама суть эффективного контракта подразумевает, что в части заработной платы поставлено условие оценки эффективности работы. Не строго фиксированный оклад, а именно оплата по результатам труда. Но разве это новое явление? Оценивание эффективности труда учителя уже заложено в стимулирующей части НСОТ, а в Новгородской области, например, по новой системе оплаты труда работают уже давно.Многие не понимают, чем отличаются понятия «трудовой договор» и «эффективный контракт». Эффективный контракт – это и есть трудовой договор! По закону, по Трудовому кодексу, трудовой договор заключается в момент поступления на работу и является действительным до тех пор, пока человек не прекращает трудовые отношения с работодателем. Поэтому с юридической точки зрения эффективный контракт – это просто дополнение к действующему трудовому договору. В него лишь вносятся изменения в части, касающейся формирования заработной платы. Могут быть подвергнуты переделке и те части, где говорится о должностных обязанностях и правах работника.Наша область уже на протяжении приблизительно пяти лет участвует в стимулировании труда работников образования, у нас давно разработаны и постоянно совершенствуются критерии стимулирующих выплат. В эти критерии входят, например, участие учителя в профессиональных конкурсах, учебные достижения класса и отдельных учеников, победы детей на спортивных и творческих соревнованиях и т. д. Для того чтобы получить дополнительные стимулирующие выплаты, работник проводит самоанализ в форме анкеты по итогам определенного периода – у нас в учреждении им является предыдущий год работы. Вся деятельность оценивается по балльной системе, баллы суммируются. Перерасчет этой суммы происходит у нас в учреждении с сентября по декабрь включительно, а затем с января по сентябрь. Изменения в систему оценивания могут вноситься. Это происходит ежегодно на августовском педсовете. Изменения утверждаются на год вперед. Например, какой-то критерий может устареть – так, умение учителя работать на компьютере теперь является обязательным, поэтому оно исчезло из системы дополнительного оценивания. Таким образом, критерии, которые разработаны по НСОТ для стимулирующей части оплаты труда, фактически перешли в эффективный контракт. При этом мы в своей гимназии в эффективных контрактах с работниками не затрагивали критерии, которые отнесены к профессиональному стандарту педагога. Хотя школа может включить параметры, определенные стандартом, в эффективный контракт. При условии, конечно, что не будет активного возражения со стороны учителей. Вообще каждая школа может варьировать критерии при заключении эффективного контракта. Мы взяли за основу критерии НСОТ, поскольку они апробированы в течение многих лет. Эффективный контракт, по сути, на другом уровне закрепляет идею стимулирующей части НСОТ. И идею, что платить надо за результат работы, я поддерживаю. Тот, кто работает много, качественно, эффективно, должен и зарабатывать больше. Эффективный контракт окончательно, юридически, ставит точку в развитии этой идеи. Архангельская область, Новгородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте