search
main
0

Не сопромат, а поэма! Юрий Назаров – единственный обладатель знака “Народный учитель России” в отечественном профобразовании

Наверное, в жизни каждого есть свой звездный час. Не он ли настал для Юрия Александровича Назарова, директора Волгоградского технического колледжа, когда в сияющем золотом Екатерининском зале Кремля Президент России Владимир Путин вручил ему высокую профессиональную награду – знак “Народный учитель России”. В отечественном профессиональном образовании Назаров стал первым и пока единственным ее обладателем.

По складу души Назаров – человек неуспокоенный, ищущий, одним словом, человек действия и поступка. И в педагогику его, паренька из сельской семилетки Ивановской области, в конце концов привело ответственное и требовательное отношение к себе и другим. Да, с тех самых юных пионерских лет он – так получалось – всякий раз оказывался лидером в коллективе. “Ты всегда, ты всегда был с нами вместе, комсомольский секретарь…” – и в Ивановском коммунально-строительном техникуме, и в Волгоградском инженерно-строительном институте. Комиссар – в армии. Вернувшись в родной Волгоградский “горхоз”, работая там ассистентом, старшим преподавателем кафедры сопротивления материалов, он умудрялся заведовать отделом студенческой молодежи обкома ВЛКСМ. Но функционером себя никогда не чувствовал, от предложений “продвинуться” по партийной линии отказывался не раз… Ему нравилось, что будни кипят на самом горячем градусе – в науке, в общении, в дружбе, в любви. А комсомольская закалка, как бы ни ругали Всесоюзный Ленинский сегодня, дала главное, без чего на самом деле не существует учителя, педагога, – неравнодушие и гражданскую активность, четкую нравственную позицию. Как не хватает сегодня этого потерянному поколению пепси…

Вечный мотор
…Тридцать лет назад вечно полный идей и планов, заводной, “моторный” Юрий Назаров пришел в Волгоградский гидромелиоративный техникум, ныне технический колледж. Тридцать лет директорства не превратили педагога в “завхоза”, не истребили увлеченности, с которой он ведет свои лекции и семинары. Напротив, об этих его “поэмах” легенды ходят! Сопромат – дисциплина скучновато-суховатая. Ее многие боятся, но…
– Моя цель – так увлечь ребят, чтобы они слушали материал, как роман, – говорит Назаров. Удивительно, но ему это удается. И даже когда слушатели хохочут, он не против. А речь-то об уравнениях да формулах! Софизмы, интересные сравнения, артистизм преподавателя делают его встречи с учениками яркими, запоминающимися. И попробуй не усвой при этом какую-нибудь “прочность при изгибе”. А “лирические отступления” от темы, отвлеченные сюжеты, чтобы слушатели немного “отдохнули”? Общение на равных, диалог, когда младшие по возрасту чувствуют себя раскрепощенно, – это тоже, если хотите, урок, житейский, человечный…
Более полувека назад Сталин приказал организовать в городе своего имени лесной техникум. Для этого тогда в Сталинграде специально построили большое здание с колоннами в духе советского неоклассицизма. Теперь учебное заведение готовится отмечать 50-летний юбилей. Из стен техникума, а впоследствии колледжа вышли тысячи специалистов лесного и сельского хозяйства. Конечно, много изменилось с тех пор во внешнем и “внутреннем” облике альма-матер, особенно в последние десятилетия. Много сил и нервов положил директор Назаров на расширение и модернизацию учебной базы, компьютеризацию учебного и производственного процессов. Рядом со старым корпусом появился новый, с современными аудиториями и лабораториями, вторым спортивным залом. А через несколько лет в поселке Городище “вырос” целый производственный комплекс на площади 8 гектаров, где ребята проходят практику. Три капитальных хозблока с “тяжелыми” лабораториями, мастерскими, учебными цехами, пять площадок-полигонов. Автопарк, где около сотни всяких машин и механизмов. Одних экскаваторов разных марок больше десятка. Все на ходу, в деле, и это в то время, когда производственные мощности не только в образовательных учреждениях, но и на “взрослых” предприятиях распродаются часто за бесценок, уходят налево. Не простаивает единственный в области автотрактородром с бетонированными трассами, туннелем, мостом, железнодорожным переездом. Студенты садятся за руль тракторов и грузовиков, отрабатывают навыки вождения, “восьмерки” и “зигзаги”. Кстати, все будущие техники-механики получают рабочую профессию водителя категории “В” и “С”. Плюс к тому вторую рабочую профессию на выбор – бульдозериста, экскаваторщика, тракториста или скрепериста. Такая многопрофильность да еще крепкий теоретический фундамент – своего рода страховка на будущее. Ведь выпускникам придется прокладывать себе самостоятельную дорогу в жестких условиях рынка.
– Обидно, что не востребованы сегодня наши молодые специалисты-мелиораторы. Хотя я твердо уверен: не сегодня -завтра они вновь понадобятся, и заказы на них поступят от акционерных обществ, – размышляет Назаров. – В нашей зоне рискованного земледелия, когда знойным волгоградским летом воздух над сухой степью раскален, словно в огромной духовке, без полива успешно хозяйствовать нельзя! Все равно как нельзя дышать без кислорода… Но для этого надо действовать не скомпрометировавшими себя методами, а грамотно, рачительно, с соблюдением всех норм и технологий. Вот уже и в Палласовском, и в Николаевском районах начали чистить заброшенные оросительные каналы, восстанавливать старые водохозяйственные системы. И наверняка не за горами день, когда остро потребуется молодая смена. Вот тогда нас не застанут врасплох – ведь мы не закрыли специальность “гидромелиорация и охрана земель”, а продолжаем готовить по ней молодежь. Но одновременно наша задача – помочь ей выстоять в эпоху безвременья, реализовывая себя в “смежных” сферах – промышленном и сельском строительстве, геодезии. Тут ключ к пониманию того качества образования, которое от нас требует сегодняшний день…

Инженеру – отвертку в руки
Это его конек и излюбленная тема. Он горячится, развивая ее, но нельзя же рассуждать холодно и отстраненно о том, что так долго было головной болью, что стало итогом многолетнего коллективного труда? Впервые в отрасли создавался новый тип ссуза – колледж. Его “продвинутые” учебные планы и программы тогда проходили экспертную оценку непосредственно в российских “профильных” вузах. Идея: обучение на последнем курсе колледжа должно быть сопряжено с рядом предметов высшего учебного заведения. Такая преемственность позволяет выпускникам колледжа – младшим инженерам, старшим техникам – не за пять, а за три-четыре года заканчивать избранную академию или институт, причем без ущерба для государственного образовательного стандарта. Но главное даже в другом.
– Я считаю, что это классическая схема подготовки технических кадров. Ведь есть два рода инженеров. Один, если поточная линия встала, идет в кабинет и проводит совещание. А другой, засучив рукава, в цеху руководит наладкой, а уж после этого – в свой кабинет. Так мы хотим готовить именно таких спецов, которые умеют работать и головой, и руками. Это означает лишь одно – они преодолевают все ступеньки профессионального образования, от начальной до высшей. Ну как это так – выпускник автофака или мехмата университета и даже не умеет водить машину? Какой же он тогда механик? Наши парни не сдадут зачет по двигателю, если не умеют его собирать, да чтобы мотор завелся…
Сегодня при желании высшее образование можно получить, продолжая учебу прямо на базе колледжа. Для чего семь лет назад здесь был открыт филиал негосударственного Международного славянского института как завершающее звено модели непрерывного и интегрированного профессионального образования. Назаров и его команда уверены в ее экономических, методических, социальных преимуществах. Кроме того, она дает и преподавателям простор для дальнейшего роста. К слову, высокий рейтинг Волгоградского технического колледжа среди ссузов региона во многом объясняется большой взыскательностью в отборе его преподавательского состава. Это люди, знающие инженерное дело и вместе с тем закончившие педвузы.
– Плохо когда некуда человеку стремиться в профессиональном отношении, – считает директор. Поэтому вся деятельность цикловых и предметных комиссий так поставлена, чтобы каждый человек был на виду и стремился совершенствоваться и расти. Каждый десятый преподаватель колледжа ныне заслуженный учитель России, каждому четвертому присвоено какое-либо почетное звание, больше половины имеют высшую категорию. Такого ценза нет нигде в ссузах области. Шесть педагогов колледжа допущены к преподаванию в институте, защитились или готовятся к защите диссертации. Сам Юрий Александрович к своим многочисленным титулам добавил звание, которым гордится, наверное, не менее остальных, – профессор Международного славянского института, где он преподает менеджмент. Что интересно, монографию, недавно им написанную по этому предмету, во время сессии недостать – она идет нарасхват среди волгоградских студентов.

Получишь образование – приобретешь будущее
У Назарова есть имя. Недаром он член президиума Союза директоров ссузов России, редколлегии журнала “Среднее профессиональное образование”, федерального совета СПО. Ордена Трудового Красного Знамени, “Знак Почета”, другие высокие награды и звания не мешают начинать каждый рабочий день с чистого листа.
Не так давно местные чиновники вопреки закону и здравому смыслу разрешили поставить на входе в колледж коммерческие киоски с сигаретами и спиртным. Тогда директор повел с ними “партизанскую” войну. С Городищенской учебно-производственной базы был срочно вызван трактор. Вид железной махины, идущей “на таран”, вызвал смятение в рядах торгующих. Киоски в конце концов убрали…
Вот еще пример. Неподалеку от колледжа, на том месте, где в Отечественную войну проходила линия обороны Сталинграда, начали строить автостоянку, несмотря ни на какие протесты ветеранов, жителей окрестных домов. Ночью вместе со студентами Назаров пригнал “Камазы” и вывез бетонные блоки на другую улицу. Не сразу, но вместе с коллегами и общественностью он добился своего – памятное место не было осквернено. Если грозили, то анонимно, по телефону. Он не уступил. Потому что не все равно, в каком городе придется жить детям и внукам.
– Почему-то у нас “не хватает” средств на рекламу образования человеческих ценностей… А это отнюдь не пиво “Толстяк”, не то, что покупается и продается.
Назаров нашел деньги на импортный итальянский призматрон и гордо поставил у входа в колледж броский рекламный щит. Текст придумывал долго и тщательно: “Получишь образование – приобретешь будущее. Учись, тебя ждет великая Россия”. В это учитель Назаров свято верит.

Юлия ГРЕЧУХИНА
Волгоград

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте