Вера ЛОПАТИНА, начальник Центрального окружного управления образования: – Как много предложений прозвучало на отчетно-выборной профсоюзной организации ЦАО! Меня порадовал спокойный, интеллигентный разговор делегатов-педагогов, который состоялся на конференции о важной, но иногда незаметной деятельности окружной профсоюзной организации. Я не хотела бы повторять историю 1993-го, 1995-го и других давно прошедших годов, когда все знали, что профсоюз выводит на улицы, на митинги недовольных людей, которые стучали касками на Горбатом мосту перед Белым домом, который, кстати, расположен в Центральном округе. Сегодня я с удовлетворением отмечаю, что профсоюзная организация Центрального округа может работать спокойно, профессионально, достойно отвечать на некоторые запросы педагогического состава.
В отчете Аллы Иванниковой прозвучала информация о том, как много мероприятий было проведено за прошедшие пять лет, как много было проявлено инициатив, как много было совместной деятельности у профсоюзной организации с окружным управлением образования, с отдельными организациями, с префектурой, с городскими советами.
По большому счету если нашей профсоюзной организации чего-то и не хватает, так это умения себя позиционировать. Хорошо это или плохо? С позиции сегодняшнего дня это не очень устраивает. Даже в докладе Аллы Александровны можно было бы какие-то вещи подать с большей гордостью, а все достижения прозвучали очень скромно.
В целом мы высоко оцениваем деятельность нашей окружной профсоюзной организации, считаем, что в округе она есть и состоялась. Я очень рада, что работаю с Аллой Иванниковой, хотя Алла Александровна довольно настойчивый человек, имеющий четкие позиции, мне с ней работать интереснее, чем с человеком, который мог бы организовать послушное большинство. Главное, чтобы мы умели на паритетных основаниях обсуждать вопросы, приходить к такому правильному или взвешенному решению, когда и одна, и другая сторона могут подумать, что было сказано, понять, почему было принято то или иное решение, а потом признать правоту другой стороны или, наоборот, высказать свое несогласие с ее позицией.
Вместе с тем все-таки история профсоюзного движения возвращается к довольно давнему времени. Хочу напомнить, что первый профессиональный учительский съезд состоялся в 1895 году, а первый устав учительской организации был принят в 1905 году – самом революционном и самом сложном для России. Представим себе, как давно это было. Исходя из того, что это было давно, понятно, что деятельность нашей профсоюзной организации начиналась не с советского периода, не с того послушного большинства, которое однажды было заявлено и долгое время существовало, а с 1895 года, когда учительская организация уже начала оказывать свое активное влияние на педагогическое сообщество, на государство, на общество в целом.
Меня сегодня волнует, что в ЦАО все же недостаточное количество членов профсоюза. Для нас эта ситуация со знаком SOS. Это неправильно. Например, детский сад №2106 имеет 8% членов профсоюза, №268 – 11%, а вот №№376 и 1633 – по 100%. Школа №268 имеет 16% членов профсоюза, №345 – 11%, №175 – 1%, а вот школы №№1239, 1203, 1284 – от 90 до 100%. Позволю дать оценку этому. Мне кажется, что это все-таки показатель уровня нашей гражданственности, гражданственности прежде всего руководителей ОУ, тех, кто ведет сегодня ОУ, стоит на капитанском мостике. Это примитивность понимания сегодняшней жизни, сегодняшних социально-экономических условий, дальнейшего развития. Это наша общая политическая грамотность или неграмотность, или отсутствие на сегодняшний день тех задач, которые когда-то ставила Коммунистическая партия, – постоянно поддерживать некоторый уровень политической грамотности населения, начиная от рабочих и заканчивая передовым классом – учительской интеллигенцией. В защиту руководителей у меня есть и другая позиция – в принципе руководители ОУ сегодня очень заняты. Если сравнить то время, когда это было – 20-30 лет назад, то сегодня руководитель ОУ имеет больше работы просто в разы. Вешать на себя еще одну деятельность – растить профсоюзного лидера, пытаться сделать профсоюзную организацию, подтолкнуть кого-то на проведение собрания, организовывать что-то, у руководителя ОУ нет возможности, поскольку нет на это времени.
Думаю, что третья сторона – моя сторона. Мне нужно более серьезно говорить с руководителями ОУ на наших производственных совещаниях с точки зрения проведения политинформации, а не с точки зрения убеждения, у кого и какой должен быть процент членства в профсоюзе. Буквально неделю назад я встречалась с очень активным составом педагогов. Я собрала молодых учителей и заместителей директоров школ, состоящих в резерве. Обязанность школ была в том, чтобы прислать на встречу тех, кому не исполнилось 35 лет. Беседуя с педагогами, я напомнила: «На наших совещаниях было дано задание обсудить в педагогических коллективах статью Президента России Дмитрия Медведева «Россия, вперед!». Статью очень интересную, жесткую, пронзительную, может быть, для кого-то или для всех нас обидную, но абсолютно правильную. Я давно мечтала о таких ярких выступлениях наших руководителей страны. Думала, что нужно обсудить статью и со старшеклассниками, чтобы понять, как относятся к ней представители разных поколений. Но из 35 человек, с которыми я встречалась, мне только один сказал, что статью в его школе обсуждали. Я благодарна, что на встречу со мной пришли очень честные и хорошие люди, но я поняла и то, что мы сегодня нуждаемся в том, что называется политическим видением. Я надеюсь, что молодежь профсоюза поддержит линию окружного управления образования, инициативу ОМЦ в проведении электронных уроков для учителей, прямых политинформаций, «круглых столов», диспутов в ОУ, а в целом мы должны подойти к пониманию того, чем еще сегодня должна заниматься общественная организация, объединяющая передовой отряд нашего общества – педагогов.
Все чаще слова «общество» и «государство» идут рядом, это означает интерес государства не только к становлению гражданского общества в России, но и к пониманию того, что никакое продвижение по вектору построения гражданского общества невозможно без появления в стране молодых людей, получивших не только хорошее базовое образование, но и верные нравственные ориентиры, людей, особенно интересующихся политическими процессами развития общества и умеющими анализировать происходящее, граждан своей страны. Активных, думающих граждан нужно уметь воспитывать, это делать должны такие же активные, думающие и гражданственно ответственные учителя. Ситуация, когда в стране происходят несколько программных выступлений руководителей, которые никак не обсуждаются в педагогических коллективах, имеющих в учебных планах такие базовые предметы, как история, свои развернутые воспитательные темы, просто недопустима.
Президент России в нескольких своих выступлениях обращается к пониманию понятия «гражданское общество». Одно из его определений этого общества звучит так: «В широком смысле это автономные, непосредственно не зависящие от государства общественные отношения». Это практически мы с вами, а профсоюз – одна из общественных организаций, которая может сделать очень много и которая должна быть востребована в педагогическом сообществе.
Раньше профсоюзы имели много, я не хочу, чтобы к профсоюзной организации сегодня относились как к глубокому собесу. Надо подумать о том, какие ресурсы у нас есть сегодня, чем можно воспользоваться для создания организации как организующей общество. У нас в каждом районе есть центры социального обслуживания, вместе с ними мы много делаем, мы готовы для тех, кому нечего есть, делать в этих центрах все. Но сегодня наши педагоги зарабатывают очень приличные деньги, профсоюзы должны думать, как эти зарплаты сберечь в изменяющейся ситуации. Сегодня на первое место выступает экономическая ситуация в образовании, и нужно удерживать достигнутый уровень заработной платы педагогов.
Сегодня у нас не в полную силу используются три мощные организации, которые были созданы, – совет ветеранов, совет молодых учителей, ученический совет. Если мы будем поддерживать молодых, то проблем с профсоюзными лидерами не будет. Я очень уважаю дворников, но когда дворник возглавляет профсоюзную организацию, это не совсем правильно.
Комментарии