search
main
0

Не смещайтесь в левое полушарие Обзор методов обучения полной грамотности

Последние пять лет стало модным говорить о различных методиках “врожденной грамотности”. Хотя непонятно, зачем обучать человека, если грамота у него врожденная. И все же с чем связан столь стойкий интерес к этой области?
Понятно, что речь идет большей частью о врожденных навыках человека писать без ошибок и о способах, как эти навыки можно восстановить или улучшить.
Предлагаемые практические решения проблемы безграмотности можно условно подразделить на шесть основных групп методов:
1) консервативный;
2) физиологический;
3) игровой;
4) компьютерный;
5) психологический;
6) комбинация из нескольких вышеперечисленных.
Под консервативным методом обучения грамотности мы подразумеваем стандартные способы обучения, унаследованные со времен советского периода нашей истории. И мы намеренно исключаем из этого класса всевозможные новаторские методики, существовавшие во все времена. То есть речь идет об общепризнанном в советской школе методе обучения, характерной чертой которого была и остается ориентация на среднего по способностям ученика. В данном процессе обучения индивидуальные особенности учеников целенаправленно игнорируются, ставка делается скорее на выравнивание имеющихся у различных учеников потенциалов, а не на их индивидуальное развитие. Данная парадигма, оправданная в первые 50 лет советской власти, теперь явно устарела, особенно после ряда “модернизаций”, имевших место в последнее время.
Физиологический способ часто подразумевает хирургическое вмешательство. Здесь проблемы неграмотности связаны с врожденными физиологическими недостатками, например, проблема с уздечкой языка, мешающей полноценному функционированию языка и, следовательно, тормозящая навыки развития речи.
Здесь же стоят проблемы, связанные с врожденными дефектами центральной нервной системы и головного мозга. Эти задачи решаются специальными методами или в специальных школах.
К игровому направлению в методах обучения следует отнести те, которые во главу угла ставят развитие интереса у ребенка к предмету обучения. Ребенок в этом случае усваивает школьный материал значительно быстрее и глубже.
Сейчас практикуется обучение детей с шести лет. Однако традиционный левополушарный характер обучения не дает возможности проявиться творческим, интуитивным началам. Учителя, опирающиеся на такие методы, как наглядность, образность, эмоциональность, достигают немалых успехов в обучении детей.
Компьютерный метод обучения на практике может оказаться просто разновидностью игрового варианта. Хотя в чистом виде – это набор обучающих программ, от самых простых до использующих технологию “двадцать пятого кадра”, элементы гипноза и прочие достижения информационных технологий.
Психологическое направление в обучении грамотности исходит из законов функционирования головного мозга и законов восприятия человеком той или иной информации. В этом направлении можно выделить два подраздела: классическая психология и психология новой волны (в основном под последним понимается нейро-лингвистическое программирование НЛП). Суть методов, использующих психологический инструментарий, состоит в том, чтобы убрать у ребенка психологические проблемы обучения (неуверенность в себе, боязнь ответа в классе) и привить правильные сценарные установки, которые бы обеспечили качественное и быстрое усвоение школьного материала.
Нельзя сказать, что какое-то из этих пяти направлений предпочтительнее. В конкретном проблемном случае может оказаться эффективным тот или иной метод обучения. В любом случае сначала необходимо определить характер проблем, имеющихся у ребенка, а затем выбирать средство для их решения.
“Тестирование тысяч школьников разных возрастов, проведенное во многих десятках школ, почти всегда дает безрадостный результат: средний уровень орфографической грамотности колеблется возле отметки 50%. Это означает, что в среднем ребята ошибаются в каждом втором слове”, – пишет Сергей Киевский. Киевский делает акцент на одной проблеме консервативного обучения – низкой эффективности группового обучения. У каждого ученика – свои проблемы, а задания даются всем одинаковые. Наряду с полезными действиями каждый ученик выполняет значительный объем “пустой” работы. Тратится зря дефицитное время на уроках. И объема составленных подобным же образом домашних заданий, даже если они выполняются, для большинства учеников оказывается недостаточно. Поэтому Киевский видит частичное решение проблемы в компьютерном обучении. Но, конечно же, компьютер можно рассматривать пока только как вспомогательное средство, особенно учитывая качество обучающих программ и оснащенность школ компьютерами.
Методика Ольги Веровенко (Москва, центр “Репетитор”) базируется на аксиомах физиологии детского восприятия, заложенных в работах знаменитого академика Александра Лурии. Веровенко пришла к выводу, что у ребенка, пишущего неграмотно, не срабатывает идентификационный рефлекс. Рефлекс безусловный, с помощью которого всякий живой организм устанавливает тождество между жизненным явлением, известным ему прежде, и вновь возникшим перед ним.
Ольга Веровенко развила эту мысль и предложила свою методику обучения “врожденной грамоте”. Занятия организованы по следующей схеме. В течение одной – полутора минут преподаватель концентрирует внимание своих учеников на чем-то очень важном, что ученики должны усвоить. Затем, не дожидаясь, когда ученики начнут смотреть в окна и по сторонам (внимание детей рассеивается через одну-две минуты), переключает их на другую деятельность. Через 3-5 минут, когда ребенок опять готов к восприятию, сообщается очередная порция ключевой информации. Создаются все условия, чтобы она могла войти в мозг по любому из работающих каналов восприятия (зрение, слух, осязание).
“Самое настоящее, сильное и цепкое внимание – непроизвольное, – пишет преподаватель центра “Репетитор” В.Филенков. – Именно оно всегда “окрашено” эмоционально. А “на эмоциях” информация в память записывается значительно надежнее”.
Александр Бисеров развивает идею “положительной педагогики”. Он уверен, что педагогика “запрета” вредит учебному процессу. Окриками “Не вертись!”, “Смотри на доску!”, “Остолоп – ничего не учишь!” добиться положительного результата невозможно. Во-первых, никто не любит, чтобы на него кричали, во-вторых, нужно создать такую атмосферу на занятии, чтобы ребенок сам не вертелся, сам хотел смотреть на доску, сам все учил.
Наших детей в школе в основном не учат думать. Они, например, часто не понимают, что читают на уроке литературы. Школа почему-то считает, что пересказ и составляет анализ произведения. То есть они остаются сторонними наблюдателями, забывая секрет Сент-Экзюпери: “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь”. Поэтому хорошо, что учителя хотя бы в частных гимназиях или центрах, подобных “Репетитору”, имеют возможность преподавать учебный материал творчески, заинтересовывая ребят в его изучении.
И.Шехтер, автор эмоционально-смыслового метода освоения иностранного языка, считает, что “научиться говорить, складывая элемент за элементом в каждую фразу, противоестественно. Язык-речь порождается, а не строится. Неграмотные, а их еще сегодня полтора миллиарда, понятия не имеют о грамматике своего языка, но не молчат же из-за этого! Они говорят, воплощая в языке свои личные переживания, свои мысли”. Первый цикл занятий в Авторской школе Шехтера развивает присущую человеку способность осмысленно говорить, то есть понимать, что он хочет сказать и для чего. Начиная со второго цикла и на третьем слушатели знакомятся с грамматикой, системой языка для нормирования собственной речи. Весь курс длится 3 месяца. Домашних заданий нет, оценок и экзаменов нет, есть тестирование. К концу курса слушатели говорят, читают, переводят, делают обзоры прессы на чужом языке.
В завершение этого краткого обзора процитируем ведущих специалистов в области нейропедагогики.
Профессор Трауготт: “Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации”.
Профессор Хризман: “Исчезают правополушарники – генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию”.
Профессор Колесов: “Истинное мышление – образное, комплексное, когда важно не только обозначить понятие, но и понять комплексно”.

Валерия ЛЫСКОВСКАЯ,
психолог-практик

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте