search
main
0

Не следовать за спросом, а формировать его

Методическое сопровождение образовательного процесса ныне реализуется не только в области преподавания учебных предметов («методист по математике»), но и при решении различных проблем, организации исследовательской деятельности, проведении профессиональных конкурсов и так далее. Появление в школьном штатном расписании психологов, социальных педагогов, заместителей директоров по экспериментальной работе, других специалистов диктует необходимость их включения в орбиту методического сопровождения.

Сегодня развитие образования в округе и его методическое сопровождение во многом реализуются через целевые программы. Одна из важных программ – это программа «Одаренные дети», частью которой стал окружной конкурс «Ученик года». Одна из главных задач конкурса – создание условий для выявления, развития и поддержки мотивированных и одаренных учеников, которые могут стать интеллектуальной элитой общества. Он проводится с 2004 года, в рамках социального партнерства его поддерживают управы, МЭСИ, МИРЭА, АТиСО, компания «Касио-Европа», Гуманитарный издательский центр «Владос», киноконцертный комплекс «IMAX- образование», городская школа-интернат для одаренных детей «Интеллектуал», издательство «Дрофа», природный заказник «Воробьевы горы». Конкурс проходит в несколько этапов по четырем возрастным группам с учетом психофизиологических возможностей детей: 3-4-е, 5-6-е, 7-8-е и 9-10-е классы, есть отдельный проект «Выпускник года округа», отработана технология анализа портфолио, разработана эмблема конкурса и выпущены значки для финалистов. В финале определяются победители по таким мобильным номинациям, как: «Артистизм и вдохновение», «Я восхищен своим соперником», «Интеллектуал» и так далее. Победителям конкурса «Выпускник года» вручают от МЭСИ ценные подарки и сертификаты на право внеконкурсного поступления на бюджетное отделение. Мы приглашаем к сотрудничеству, социальному партнерству и другие вузы столицы, особенно педагогические.

Конкурс потребовал изменения структуры управления методическим центром и перехода от линейно-функциональной к матричной. Теперь проектная команда подчиняется руководителям проекта и структурных подразделений. Конкурс стал не только ключевым проектом программы «Одаренные дети», но и способом реализации государственно-общественного управления (основные его эксперты – общественные «Совет завучей», «Совет старшеклассников», «Совет родительской общественности»), формой социального партнерства. В течение трех лет в финальной части конкурса участвовали около 300 учащихся 4-11-х классов из 80 образовательных учреждений ЗАО независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы, уже разработаны положение о конкурсе, методические рекомендации по организации школьного тура, электронный банк творческих заданий, критериальная база оценки портфолио и финальных заданий, включая такие разработки психологов, как тренинги командного взаимодействия, и другие, сценарии награждения. Издан сборник «Проектирование окружного конкурса «Ученик года».

Западный округ, на территории которого происходили ключевые события отечественной истории, описанные в работах крупнейшего историка Москвы Ивана Егоровича Забелина, стал инициатором проведения городского общественного научно- образовательного форума «Забелинские (Кунцевские) чтения». Этот проект мы рассматриваем как точку пересечения передовой педагогической технологии и в хорошем смысле консервативной задачи, решая которую мы пытаемся уберечь подрастающее поколение от всепоглощающего цинизма, приобщить его к существующим абсолютным ценностям, среди которых главная – любовь к Родине. Учредители форума – Департамент образования, Западное окружное управление образования и МИОО (автор проекта – кандидат исторических наук С.Пимчев). По итогам Забелинских чтений опубликованы 3 сборника работ ученых, преподавателей и учеников – «Любимый город – проектирование нового качества жизни», «Российские точки отсчета: исторический и прогностический анализ», «Когда в России будет национальный подъем?». В рамках Забелинских чтений был дан старт окружной конференции исследовательских работ учащихся «Эврика». Среди предложенных работ много проектов экологической направленности, сопровождаемых качественными компьютерными презентациями: «Влияние транспорта на окружающую среду в районе Ново-Переделкино», «Фитоценотические объекты правобережья реки Сетунь, имеющие природоохранное значение», «Социально-экологические аспекты проблемы выгула собак». Положение о конференции разработано было давно, но нам не хватало некоего штриха, особенности, которая оттенила бы индивидуальный облик нашей конференции, позволила бы ей не затеряться среди множества уже существующих конкурсов и конференций. И вот уже четыре года окружная конференция исследовательских и проектных работ учащихся Западного округа «Эврика» (социально-экономическое и гуманитарное направления) традиционно проходит как юношеская секция Забелинских чтений.

Наука начинается не с диссертации, а гораздо раньше, но сегодня наука не входит даже в десятку сфер деятельности, которые выбирают одаренные дети. Поэтому одной из важных задач становится сохранение и поддержка мотивации к самостоятельному научному творчеству, даже если на школьном этапе оно имеет элемент лишь субъективной новизны.

Школьный учитель не всегда готов к научному руководству исследовательской работой, трудно ему определить и тематику приоритетных направлений, поэтому вузовского преподавателя, аспиранта, даже старшекурсника мы рассматриваем как потенциальных партнеров школы. В прошлом учебном году в ЗАО началась реализация нового проекта «Малая академия наук» на основе договора с МГУ, включающего в себя исследовательские работы детей и преподавателей, курсовую подготовку 30 преподавателей естественных наук (научных руководителей исследовательских работ) и стажировку в лабораториях МГУ.

Очень важно формировать новые ценностно-нормативные отношения, позволяющие преодолеть отчуждение человека от природы, выработать экологическое мировоззрение, осознать экологические императивы взаимодействия общества и природы. С 2005 года в Западном округе выстраивается система экологического образования на основе целевого программирования, в ЗАО есть программа экологического образования «Сетуни – быть!», продолжением которой стала новая целевая программа на период до 2010 года. Цель этой программы – планирование действенной системы первоочередных мер для повышения качества, доступности и эффективности экологического образования. Экологическое образование в округе призвано стать неотъемлемой частью природоохранной деятельности в округе и городе, поэтому новая программа включает в себя приоритетную для ЗАО подпрограмму энергосбережения («Энергия вокруг нас») и связана с другими целевыми программами, для реализации ее на практике заключены договоры о сотрудничестве между ОМЦ и особо охраняемыми природными территориями Москвы (ООПТ «Москворецкий», «Воробьевы горы», «Долина реки Сетунь»).

Среди крупных мероприятий в рамках экологической программы есть такие акции, как «Поможем птицам зимой», «Сетуни чистые берега», «Посади дерево», «Спаси родник»; конкурсы «Мир вокруг нас», «Природа и фантазия», познавательная игра «Экологический лабиринт «Заповедники России» и другие. Есть работы, в которых участие детей было особенно массовым, например, по организации школьного экологического мониторинга, когда объектами мониторинга становились экологические и санитарно-гигиенические условия школы, места проживания и отдыха учащихся, а также территориально-природные комплексы, транспорт, предприятия и так далее. В округе вызвали большой интерес научно-практическая конференция «Экологическая альтернатива» для учащихся школ и молодежных коллективов Западного округа, проведенная молодежной организацией «Новая экологическая альтернатива» совместно со школой №1018, окружной конкурс экологических плакатов в ЦДТ «Матвеевское», организованный совместно с общественной организацией «Экосетунь» и районными управами, конкурс экологических проектов «Наш дом – Земля», Международная экологическая конференция. За три последних года на 40% выросло количество участников окружной олимпиады по экологии. В городской олимпиаде приняли участие 40 учащихся из 24 школ ЗАО, 8 участников заняли призовые места.

Отрадно, что в эколого-нравственном воспитании учащихся активное участие принимают библиотеки школ округа. Показатель результативности этой деятельности – победа пяти школьных библиотек (второе место завоевали школы №№542, 1124, дипломантами стали школы №№888, 1013, 1018) в IV Всероссийском смотре-конкурсе по экологическому просвещению «Библиотека в экологическом воспитании населения».

В ноябре 2006 года в округе была проведена коллегия «Реализация программы экологического образования в округе». В соответствии с принятым решением разработаны примерные перечни необходимого оборудования для проведения экологического мониторинга, подготовлена новая программа экологического образования; в ОМЦ создан Центр экологического образования округа.

Программно-целевой метод развития образовательного пространства округа предполагает использование новых управленческих механизмов, новых форм методического сопровождения. По инициативе начальника управления образования Валентины Александровны Бадил при ОМЦ создана маркетинговая служба, начал работу общественный совет по определению стратегии развития образовательного пространства округа. Для подготовки образовательных учреждений округа к переходу на профильное обучение в районе проспекта Вернадского маркетинговая служба изучила потребности в образовательных услугах и ресурсы образовательных учреждений; в 2006 году в округе было проведено масштабное исследование образовательных потребностей и профессиональных предпочтений учащихся 9-х классов. Конечно, нужно уметь прогнозировать, но прогнозирование помогает лишь догонять спрос, не более. Гораздо важнее формировать социальный заказ, вести за собой, а не просто удовлетворять запросы родителей, часто обусловленные сиюминутными интересами и модными веяниями. Для нас здесь – пространство для деятельности и маркетинговой службы, и центра мониторинга, и различных общественных советов.

Работа методического центра определяется многогранностью деятельности окружной методической службы, не только решающей текущие задачи, лавинообразно нарастающие с каждым годом, но и осуществляющей интеграцию науки и образования. Педагог не всегда готов напрямую встретиться с наукой, поэтому именно ОМЦ участвует как в формировании социального заказа на научные исследования, так и во внедрении результатов, их апробации, экспертизе. Центр ближе к учителю, поэтому он формирует заказ на обучение, участвует в мониторинге удовлетворенности педагогов и руководящих работников системой повышения квалификации и в организации непрерывного обучения на рабочем месте, в том числе и через мастер-классы, выездные семинары, дополнительные курсы. Но ОМЦ не просто посредник между наукой и образованием, он еще и реальный социальный партнер науки, ибо ни один реализуемый в столице научный проект, будь то мониторинг столичного образования или программа развития, не реализуется без участия методических служб.

Двойственное положение сложившейся институциональной формы «окружная методическая служба – окружной методический центр» постоянно приводит к появлению новых точек роста. С одной стороны, Центр – это структурное подразделение управления образованием, обеспечивающее методическое сопровождение развития образования в миллионном округе; с другой – это и довольно крупное образовательное учреждение, выполняющее не только образовательные функции, организация, имеющая собственную организационную культуру – свою миссию, сложившиеся нормы и образцы поведения, модель управления, властную дистанцию, имидж, организационные коммуникации, ценностные установки и другие артефакты. Эта внутренняя организационная культура в значительной степени детерминирует выполнение внешних функций, не позволяет превратиться в службу скорой методической (и не только!) помощи, реагирующей лишь на внешние вызовы. Методическое сопровождение проектирования новых форм развития образования, творческой среды опосредованно сложившейся организационной культурой учреждения. Наиболее адекватная форма управления этим сопровождением – проектное управление – инициирует необходимость некоторых организационных изменений. Именно поэтому в нашем округе появился новый проект управления методическим центром – ГЭП «Формирование оптимальной организационной культуры управленческой команды». Первый этап – идентификация сложившейся организационной культуры, затем проектирование творческой образовательной среды и организационной культуры. Впереди – инновационная программа развития учреждения.

Светлана МИЛЯЕВА, директор ОМЦ ЗАО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте