Проблема прав ребенка, забота о его жизни, развитии, образовании и воспитании сегодня стала общечеловеческой, планетарной. Свидетельством этому является анализ принятых международным сообществом за последние десятилетия Декларации прав ребенка (1959 г.), Конвенции о правах ребенка (1989 г.) и ряда других документов.
В проблеме охраны детства условно можно выделить два главных аспекта: социально-правовой (принятие законодательных актов, создание разветвленной системы социальных, медицинских, образовательных, культурных и др. детских учреждений) и психолого-педагогический (создание атмосферы, стиля общения, условий для развития, воспитания творчества детей в семье, в учебно-воспитательных учреждениях и т.п.).
Реализации прав ребенка невозможно добиться только путем принятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Не менее важным является осознание всем нашим обществом, взрослыми и детьми, каждым человеком необходимости решительного устранения из нашего сознания, нашей психологии непризнания ребенка самоценной личностью, имеющей свои права и обязанности. Право ребенка как нечто реальное многими еще не воспринимается.
Специалисты отмечают, что информирование российского общества о правах ребенка сегодня явно недостаточное и носит неравномерный, несистематический характер. И как результат ряд специальных исследований утверждает, что идеи Конвенции о правах ребенка в Российской Федерации как педагогической и родительской общественностью, так и органами власти воспринимаются далеко не однозначно.
Это особенно важно сегодня для России, где еще многие взрослые – педагоги, медики, работники правоохранительных органов, родители – и сами дети не знают Конвенции о правах ребенка. Итоги исследований проведенных в нашей стране, свидетельствуют о том, что многие учителя не скрывают, что они пользуются авторитарными методами. Некоторые исследователи отмечают, что их поражает “тотальная агрессивно-обвинительная позиция некоторых педагогов по отношению к старшим подросткам”. Известный детский врач С.Долецкий ввел в научный оборот специальный термин – синдром опасного обращения с детьми. Он проявляет свою живучесть в школе, семье, обществе. Медики утверждают, что есть заболевания детей, вызванные характером обращения с ними учителей. Например, дидактогенные неврозы, на них приходится 35 – 40 процентов всех детских неврозов.
“Хотелось ли тебе сегодня идти в школу?” – с таким вопросом обратилась социологическая служба агентства ЮНПРЕСС в 10 городах России. Две трети заявили о своем нежелании посещать ее. Причины этого, отмечают подростки, в неуважительном к ним отношении, недостаточных условиях для проявления самостоятельности. Агрессивность униженной личности взращивается сейчас, но когда она вырвется из его души взрывом, никто уже не вспомнит того урока, с которого началось противостояние.
Беда осложняется и тем, что такая тональность ощущения нынешней жизни часто проецируется подростком и на будущее. Таким образом, неудовлетворенность школьной жизнью, дефицит общения в семье и за ее пределами, равно как и восприятие ими отношений учителей, родителей и вообще взрослых, может иметь далеко идущие последствия.
Чувство собственного достоинства, разрушенное и уничтоженное в детстве, вряд ли может быть возрождено или создано вновь. Дети и подростки, утратившие веру в себя, в добро и справедливость, в возможность исправиться и стать, как все, как правило, самые трудные, несчастные.
Наукой доказано, что нравственный опыт первых лет жизни, взаимоотношения с родителями, атмосфера близкого, семейного окружения, годы учебы в школе во многом определяют душевный настрой ребенка на будущее. Широкая информация общества о конвенции должна способствовать устранению из нашего сознания авторитаризма, конфронтационности, нетерпимости к окружающим.
Утверждение идеи приоритета прав ребенка, защита его прав в значительной степени зависят от того, насколько хорошо люди осведомлены о своих правах, правах детей и о механизмах, которые имеются для обеспечения соблюдения этих прав. Их утверждение не только узко юридическая категория, она гораздо шире и в значительной степени наполнена психолого-педагогическим содержанием.
ООН, ЮНЕСКО в своих документах неоднократно подчеркивали важную роль информации и просвещения в утверждении прав и свобод человека. Учитывая, что о конвенции очень мало информации, предлагаем “Путеводитель по конвенции о правах ребенка”.
Вопросно-ответная форма его помогает выделить главные аспекты содержания Конвенции и максимально конкретизировать информацию – ответы на них.
Общество в своем развитии полностью зависит от воспитания, обучения его поколений, от уровня подготовки организатора и руководителя учебно-воспитательного процесса – учителя, воспитателя, преподавателя.
ООН, признавая необходимость роста “грамотности в области прав человека”, объявила период с 1995 по 2005 год ДЕСЯТИЛЕТИЕМ ПРОСВЕЩЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. Чтобы научить своих детей осознанному гражданскому поведению в обществе, учителя, родители, все взрослые должны сами знать законы, а потом передавать эти элементарные знания своим детям. Ибо путь в “завтра” всегда лежит через “сегодня”. И то, каким будет это завтра, зависит прежде всего от нас.
В Древней Руси детей называли зернышками. В этом был глубокий смысл. Чтобы зернышко прорастало, дало хорошие всходы, за ним надо заботливо ухаживать. Этот древнерусский образ детей-зернышек должен быть созвучен сегодняшней политике детства.
Будет ли способствовать обучение школьников правам человека, правам ребенка, гуманизации общего образования в России?
Безусловно. Гуманистический подход к социальной и образовательной политике, провозглашенный Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о правах ребенка и другими правовыми документами, аккумулирует в себе принципы, выработанные человечеством в ходе исторического развития. Главная их направленность – признание человеческого достоинства, уважение жизни, права и свободы человека, равенство, неприкосновенность, братство, мир и согласие.
Эти документы обладают значительным образовательным и воспитательным потенциалом, они способствуют гуманизации образования, нацеливают учителя строить воспитательный процесс на гуманистических основах.
Пришло время поставить преподавание прав человека, прав ребенка так же широко, как и преподавание других предметов.
С какого возраста можно начинать знакомить ребят с правами человека, гражданина?
Ошибочно думать, что гражданско-правовое воспитание, нравственно-правовые понятия доступны только старшеклассникам. Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности того общества, в котором живут. Некоторые понятия известны и доступны учащимся начальных классов и даже в определенной степени дошкольникам, поскольку первое практическое знакомство детей с этими понятиями начинается в семье.
Наука свидетельствует, что в дошкольном возрасте и в начальных классах закладываются основы будущей личности, создаются предпосылки физического, умственного, нравственного развития личности.
Обратимся к заповедям различных религий. Все они проповедуют: “Почитай отца и мать своих. Не убий. Не укради…” Эти и другие заповеди Библии служат воспитанию, нравственным нормам человека, которые одобряются обществом. По существу, нравственное воспитание, знакомство с правами человека в детском возрасте начинаются с вопросов: “Что такое хорошо? Что такое плохо?”
Обучение правам человека – процесс долгосрочный, и осуществлять его следует на всех этапах обучения и воспитания ребенка.
Что может сделать школа в целях пропаганды и разъяснения Конвенции о правах ребенка?
Школа охватывает своим влиянием три самых ответственных периода в жизни человека: детство, отрочество и юность. Внутренний мир его в детстве развивается наиболее интенсивно. Происходит осознание себя как личности, осмысливаются свое назначение и место на земле. В эти годы молодой человек развивается не только физически, но и духовно. Закладываются основы его взглядов, убеждений, ценностных нравственных ориентаций, жизненных планов. Вот почему с полным основанием можно утверждать, что в системе воспитания школа является ведущим звеном и именно на нее возложена особая ответственность за молодое поколение.
Задача учителя – создавать такую обстановку, в которой было бы хорошо каждому ребенку и взрослому. Для этого необходимо нравственно-правовое пространство.
Специалисты считают, что преподавание прав ребенка следует вести в рамках специального курса, а не в форме факультативов, дополняя его включением этой темы в другие предметы, систему классных часов и многообразные формы внеклассной работы.
Преподавание конвенции в школе – самостоятельный предмет или интеграция в другие учебные дисциплины?
Вопросы преподавания прав человека, прав ребенка уже многие годы находятся в центре внимания многих стран мира. Они накопили определенный позитивный опыт. Он отражен в рекомендациях ЮНЕСКО и Совета Европы. Их рекомендации сводятся к двум моделям: изучение прав человека, прав ребенка как самостоятельный предмет или их органичная интеграция в изучаемые учебные предметы. Наши зарубежные коллеги используют обе модели.
Обучение правам человека, правам ребенка в отечественной школе является новой областью педагогических знаний и находится в начальной стадии становления. Однако уже первый опыт отечественной школы свидетельствует о применении этих моделей.
Как преодолеть трудности в объяснении конвенции детям, так как она обращена к взрослым и написана сложным языком?
Да, Конвенция о правах ребенка написана сложным юридическим языком, ибо предназначена для взрослых. Чтобы изучить ее с детьми, необходимо прежде всего уметь перевести содержание оригинала на язык, доступный для них. На первый взгляд это может показаться несложным. Но это требует не только глубокого осмысления нравственной, правовой и педагогической сущности содержания той или иной статьи документа, но и умения донести ее до ума и сердца школьника.
Однако адаптация текста статей конвенции – это только часть работы. Необходимо продумать, как разъяснять и углублять содержание отдельных понятий применительно к конкретным особенностям развития ребят своего класса, организовать жизнь, общение, деятельность учащихся по осуществлению норм, изложенных в конвенции.
Чем отличаются уроки в младших классах?
Задача занятий не в заучивании отдельных статей или положений конвенции, а в том, чтобы помочь подросткам ответить на вопрос, каким быть человеком и каким строить мир вокруг себя, осознать, что есть добро и что есть зло.
В этих классах должны быть занятия-беседы о нравственно-правовых нормах, касающихся прав человека, прав ребенка, его личности, отношений к другим людям, сверстникам. Обсуждая эти проблемы, учащиеся высказывают собственные взгляды, оценки, в которых раскрывается их духовный мир. Учителю следует стремиться создать непринужденную обстановку, в которой каждому захотелось бы высказать свое отношение к обсуждаемым вопросам. Мнения (но не “ответы”) не должны делиться на “правильные” и “неправильные”. Любое мнение следует выслушивать заинтересованно, доброжелательно. В ходе обсуждения подросток сам убедится, истинно оно или нет.
Разъясняя учащимся те или иные права, целесообразно не только приводить факты, но и вовлекать их в обсуждение, просить учащихся привести свои примеры из жизни, литературы, кино. При анализе ситуаций из жизни класса следует соблюдать чувство уважения и такта, нельзя допускать унижения, осуждения учащихся.
Учитывая особенности детей этого возраста, можно использовать сказки, другие литературные произведения, в которых сюжеты и рисунки связаны с нравственно-правовыми проблемами. Мир сказки выступает как один из способов представления реальной жизненной ситуации.
Главное в организации таких уроков не монолог учителя, а дискуссия самих учеников вокруг вопросов, отражающих содержание статей конвенции. В наиболее подготовленных классах в этих целях можно привлечь отдельные статьи Конституции РФ, законы федеральные и местные о защите интересов детей.
Как сделать доступными сложные понятия?
Размышляя на эту тему, каждый учитель, воспитатель, родитель найдет свой подход. Но непременно для всех будет обязательным знание особенностей развития младших школьников, знание уровня развития ребят своего класса. У младших школьников мышление, в том числе и в сфере нравственности, носит конкретный характер. Их моральное сознание находится преимущественно на уровне нравственных представлений. Это значит, что они еще не осознают в обобщенной форме и в достаточном объеме всю сущность того или иного понятия, а воспринимают, осмысливают лишь отдельные стороны его содержания. При этом осмысление происходит на основе конкретных фактов или примеров бытового, жизненного поведения. Учителю следует помнить, что при решении проблем нравственного просвещения необходимо прежде всего обогащать учащихся этого возраста яркими примерами, конкретными фактами, на основе которых доказательно и убедительно демонстрируются отдельные элементы содержания тех или иных сторон понятий.
Многие понятия, изложенные в статьях конвенции, имеют слишком сложный и многоплановый характер, и их нельзя объяснить сразу в полном объеме подросткам. Это требует от учителя, воспитателя умения расчленить эти понятия на более конкретные и проведения со школьниками нескольких бесед, в каждой из которых будет освещена какая-то одна сторона понятия, что даст возможность постепенно раскрыть его полное содержание более глубоко и всесторонне.
Игровые методы и формы
Игра имеет огромное значение в развитии детей. Нравственное поведение, законопослушание нельзя воспитать только усвоением определенных норм, правил. Необходимо организовать опыт практической деятельности, отражающий эти нормы.
Наличие нравственных элементов в игре позволяет легче знакомить школьников с такими серьезными проблемами, как духовные ценности окружающего их мира. Эмоциональность, создаваемая творческой игрой, активизирует различные виды деятельности и формирует нравственные отношения, создает практику их осуществления. Игры обладают высоким развивающим потенциалом. Включая школьника в разнообразные игры и роли, учитель, воспитатель будет содействовать обогащению жизни подростка, расширению опыта общения, нахождению выбора, обоснованию своего решения в тех или иных ситуациях, руководствуясь правилами (требованиями) игры.
Своеобразие игровых действий состоит в том, что подросток добровольно взял их на себя, и, выполняя их, он показывает понимание этих правил (норм, требований), свое умение их осуществлять. Эти особенности игры создают благоприятные возможности для нравственно-правового воспитания школьников.
Зиновий ШНЕКЕНДОРФ,
профессор Московского
педагогического университета
Комментарии