1. При планировании урока не забывайте о домашнем задании. Имейте в виду, что д/з – это не только средство усвоения школьниками основных знаний и умений, но и воспитания самостоятельности, формирования у обучаемых ответственного отношения к выполнению своих обязанностей.
2. Личным примером вырабатывайте у детей привычку к чрезвычайно старательному труду, обязательному выполнению своих обязанностей. При первой же встрече с обучаемыми, их родителями объясните, аргументируйте, что выполнение домашнего задания является необходимым и обязательным условием успешной учебы в школе, а чрезвычайно старательный труд – условием жизни человека в ХХI веке.
3. Помните, что ученик должен получить такое домашнее задание, которое соответствует его возможностям и может быть успешно выполнено им самим. Для этого учитель должен увеличить свои усилия у классной доски и обеспечить усвоенность изучаемого материала на самом уроке.
4. Не забывайте: важно не то, сколько задано на дом, а что и как задано. Поэтому постарайтесь интегрировать домашнее задание в процесс изучения нового материала. Данное в начале или середине урока домашнее задание направит внимание учеников в нужное учителю русло, подготовит их к восприятию изучаемого материала.
5. Продумайте цель, объем и сложность домашнего задания, включите мотивацию его выполнения в основную часть урока с тем, чтобы каждый ученик понял важность и обязательность его выполнения (с какой целью и как его выполнить).
6. Домашнее задание должно быть личностно-ориентированным, соответствовать возможностям школьников. Долг учителя – обеспечить посильность задания для всех, в том числе и для тех, кто испытывает затруднения в учебе, и подготовить (здесь нет границ для творчества учителя) взвешенные, дифференцированные дополнительные задания для сильных учеников.
7. С помощью постоянного контроля добивайтесь, чтобы у детей не возникло сомнения в необходимости и обязательности выполнения домашнего задания. Задавайте на дом только тогда, когда вы уверены, что на следующем уроке непременно проверите и оцените выполнение задания.
8. Воспитание твердой привычки к чрезвычайно старательному труду, к порядку, чистоте невозможно, если учитель не демонстрирует это повседневно у классной доски, а родители – дома. Долг родителей и воспитателей ГПД не выполнять за детей домашние задания, а создать необходимые условия для этого и проверить полноту и аккуратность выполнения. (“Собственное рабочее место так же необходимо, как и собственная кровать”, – говорят трудолюбивые немцы).
Схема примерной записи домашнего задания:
Дома: (╖, тема, стр.)
Для всего класса:
Индивидуально:
Дополнительно (для желающих):
Конечно, такая работа с домашним заданием (планирование, мотивация, контроль) требует много времени. Но опыт своей работы, наблюдения, анализ отечественного и зарубежного опыта позволяют мне утверждать, что это время окупается с лихвой. Продуманное, взвешенное домашнее задание и усилия учителя по обеспечению подготовленности учеников к его выполнению способны решить важнейшую проблему нашей школы – сформировать трудолюбивую, ответственную личность и повысить прочность усвоенности образовательных программ.
Если вам удастся приучить своих питомцев обязательно и старательно выполнять свои школьные обязанности, они охотно будут ходить в школу, а себя сможете считать исполнившим миссию учителя, доказав этим, что вы – самый необходимый человек на свете!
И. ЗАЛЕЕВА
Комментарии