На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся. Перед учебным заведением возникла задача – создать здоровьесберегающую среду.
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть
Кто виноват и что делать?
Страдать от гиподинамии дети начинают еще в младенческом возрасте, а современный процесс обучения в школе только усугубляет проблему. Ведь самые распространенные замечания на уроке: «Не вертись!», «Сиди тихо!»
Вот с чем сталкивается школьник:
отсутствие достаточной двигательной активности;
постоянные стрессы, связанные с перегрузками учебных программ;
нарушение гигиенических требований к организации учебного процесса;
недостаточный уровень знаний по возрастной психологии и физиологии у педагогов.
Выход – организация и проведение спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в школе.
Выделяют пять направлений физического воспитания в школе:
1. Урочное.
2. Прикладное.
3. Физкультурно-оздоровительное.
4. Внеклассное.
5. Общешкольное.
Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа проводится во внеурочное время (за исключением физкультминуток) и включает мероприятия, направленные на улучшение здоровья и физического развития учащихся.
Нужен очень четкий план…
В нашей школе есть спортивный совет. Организационное и методическое руководство осуществляет учитель физической культуры. Ежегодно на собрании представителей классов избирается актив из 4-8 человек, который непосредственно руководит работой совета. Выбирается председатель. Между членами совета распределяются обязанности по спортивно-массовой работе, по пропаганде, по подготовке судей, хозяйственной работе.
Спортивный актив школы проводит опрос среди ребят «В каких соревнованиях вы хотели бы принять участие?». И затем составляется план спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы на год.
Каждому – свое
Блок А. Тренировочный процесс – спортивные секции.
В школе функционируют спортивные секции: общая физическая подготовка, волейбол, пионербол.
Организована группа общей физической подготовки (ОФП). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа. Программный материал разработан на основе комплексной программы по физическому воспитанию учащихся с 1-го по 11-й класс. Программа группы ОФП включает теоретические и практические занятия. В теоретическом блоке рассматриваются следующие вопросы:
– физическая культура и спорт в России;
– физическая культура и спорт – средство всестороннего развития личности;
– выступление российских спортсменов на чемпионатах мира, Европы, Олимпийских играх;
– гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи;
– гигиена одежды и обуви. Режим питания и питьевой режим;
– правила закаливания. Врачебный контроль и самоконтроль. Оказание первой медицинской помощи;
– правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь;
– правила соревнований по бегу, прыжкам, метанию, лыжам и подвижным играм.
В практической части за основу взято несколько видов спорта:
– комплексные занятия по гимнастике и играм;
– комплексные занятия по легкой атлетике и играм;
– лыжи;
– коньки (девочки) и хоккей (мальчики);
– баскетбол;
– настольный теннис;
– футбол.
Все упражнения направлены на развитие физических способностей: скоростных, силовых, координационных, выносливости, гибкости.
Блок В. Спортивно-оздоровительная деятельность.
В специальной медицинской группе занимаются учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера и допущенные к групповым занятиям в условиях нашего образовательного учреждения.
К основным задачам, решаемым на занятиях в специальной медицинской группе, относятся:
– укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;
– улучшение показателей физического развития;
– освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств;
– постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;
– формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
– соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания.
Занятие в специальной медицинской группе строится по стандартной схеме (подготовительная, основательная и заключительная части), однако в отличие от обычных уроков имеет свои принципиальные особенности.
В подготовительной части урока (до 20 мин.) выполняются общеразвивающие упражнения (в медленном и среднем темпе), чередуясь с дыхательными. Нагрузку повышаем постепенно, применяем такие упражнения, которые обеспечивают подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока.
В основной части урока (20-22 мин.) дети овладевают основными двигательными навыками, получают максимальную физическую нагрузку, испытывают эмоциональное напряжение. Задачи: овладение простейшими двигательными навыками, разностороннее развитие (в пределах возможностей ребят) основных физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости. Большое внимание уделяем развитию гибкости и улучшению координации движения: бег (отрезки по 20-30 метров) чередуется с ускоренной ходьбой, метанием, подвижными играми, эстафетами, упражнениями на равновесие.
В заключительной части урока (3-5 мин.) восстанавливаем организм после физической нагрузки (ходьба, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и др.).
Блок С. Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа.
Цель спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий – пропаганда физической культуры и спорта, приобщение школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями и различными видами спорта, подведение итогов физкультурно-спортивной работы, активный отдых.
Основная форма спортивно-массовой работы – школьная спартакиада, проводимая ежегодно для всех учащихся с 2-го по 11-й класс, в ней также принимают участие учителя. Самые активные участники всех соревнований – ученики 5-7-х классов.
Перед началом любого мероприятия составляется положение о проведении соревнований (праздника), в котором оговариваются цели и задачи данного мероприятия, сроки и место проведения, программа и ответственные за проведение. Положение подписывается директором школы.
Все спортивно-массовые мероприятия начинаются с торжественного открытия. Все знакомятся с условиями проведения соревнований. Судейство соревнований возлагается на спортивный актив школы и учителей физической культуры. Итоги соревнований и награждение проводятся также в торжественной обстановке.
Необходимо устраивать больше мероприятий на свежем воздухе, используя спортивную площадку, территорию школы, а также прилегающую местность. Конечно, в случае неблагоприятных погодных условий мы переходим в спортивный зал.
Утреннюю гимнастику делают все классы каждый день перед началом учебных занятий в течение пяти минут. Упражнения должны быть на все группы мышц, выполнять их следует по правилу от простого к сложному.
Физкультминутки проводят учителя-предметники, заранее проконсультировавшись с учителем физической культуры.
Спортивные и подвижные игры на переменах организуют и проводят старшеклассники, физорги классов. Игры готовятся заранее, учитываются место проведения, возраст, количество играющих и правила безопасности.
Результаты налицо
Анализируя итоги организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, можно сделать следующие выводы:
– увеличилось число участников физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
– выросло количество мероприятий, направленных на повышение интереса к занятиям физической культурой;
– анкетирование показало, что 95% родителей удовлетворены мероприятиями, изъявили желание принять участие и оказать помощь в организации.
Лариса МУЛИЦЫНА, учитель физической культуры кадуйской средней школы №3, Вологодская область
Комментарии