И.А. Колесникова. Коммуникативная деятельность педагога. – М. «Академия», 2007. :: Законы Мира и образование. – М., 2006. :: И.В.Карацуба, И.В.Курукин, Н.П.Соколов Выбирая свою историю. – М., Колибри, 2006.
И.А. Колесникова. Коммуникативная деятельность педагога. – М. «Академия», 2007.
Вы замечали, что теребите указку или кольцо? Это признак неуверенности, тревожности. Скрещенные на груди руки свидетельствуют о психологической закрытости для общения. Если ученик сцепил пальцы – это жест напряженности. Если директор говорит с вами, уперев руки в бока, он стремится подчеркнуть свое доминирование, давление. Это может свидетельствовать также об агрессивности. Указательный палец, подпирающий щеку, – жест критичного или негативного отношения к собеседнику или к информации, которую он сообщает. А случалось ли вам стучать по столу, когда класс шумит? Тогда вы сами можете ответить, что это выражение недовольства и гнева. Ну а все это вообще – виды коммуникации.
Коммуникацией в широком смысле называют «обмен информацией посредством системы знаков в биологических, механических, социальных системах». Педагогическая коммуникация, о которой идет речь в книге Ирины Колесниковой, это, разумеется, не только язык жестов, а особая сторона профессиональной компетентности, профессиональной активности педагога.
Мир представляет собой информационный поток. Педагогу необходимо знать, пишет Ирина Колесникова, в какой информации нуждается подрастающее поколение: какие именно сообщения нужны для достижения поставленных образовательных целей, какие вызовы информации предлагает умам и сердцам детей этот информационный поток, каким способом передать сообщение, чтобы оно оказалось услышанным, как убедиться, что педагогическая информация воспринята адекватно. Фактически речь идет о способности педагогов обеспечить передачу содержания образования в самом широком понимании. Когда мы говорим о педагогической коммуникации, мы отнюдь не имеем в виду повседневные разговоры в учительской. Для этого не стоило бы писать данное учебное пособие, рекомендованное студентам, будущим педагогам и социальным работникам. Коммуникация – это и методика, и приемы общения, и основы психологии, и умение находить нужную информацию, и… В общем, коммуникация – это наше педагогическое все.
В заключение книги автор пишет: «Педагогический профессионализм предполагает счастливое сочетание «роскоши человеческого общения» (Антуан де Сент-Экзюпери) с точностью коммуникации. Хотелось бы, чтобы информация учителя всегда была содержательной, востребованной окружающими, отличалась достоверностью и яркостью изложения, пробуждала живой интерес, вызывая внутренний отклик». Таким образом, проблема коммуникативной деятельности в образовании – проблема качества образования. Остается лишь добиваться этого качества на практике, а она порой ставит задачи, ответа на которые нет ни в каких учебниках, даже самых современных и передовых.
Законы Мира и образование. – М., 2006.
Сначала подумалось, что в книге пойдет речь о законах юридических, связанных с образованием. Мир большой, в нем много стран, и в каждой – свои законы и свое образование. Хорошая мысль – сравнить их. Но карточка библиотечного каталога точно передавала особенность названия сборника: слово «Мир» было написано с большой буквы. Значит, надо смотреть шире и выходить не только за границы отдельных стран, но за орбиту земного шара как такового. Мир – синоним Вселенной.
Эта книга – сборник докладов, прозвучавших на ХVII-ХХ международных конференциях по ноосферному образованию. Он посвящается первой на планете российской ноосферной школе города Боровска (Калужская область) и ее основателю, заслуженному учителю РФ Алине Дмитриевне Жестокановой. Авторы – педагоги, психологи, врачи, методисты. Цель понятна – знакомство с опытом педагогов-новаторов, работающих в системе ноосферного образования, и его внедрение в практику. Сборник довольно объемный. В нем опубликовано 130 работ, написанных 85 авторами. Они живут по всему миру.
Скажем честно, мы пока плохо представляем себе, что такое ноосфера. В энциклопедическом словаре информация скудная. Имена Эдуара Леруа, Пьера Тейяра де Шардена, Владимира Вернадского и пояснение: «Для ноосферы характерна тесная взаимосвязь законов природы с законами мышления и социально-экономическими законами». Все. И прямо скажем, нам думается, что неподготовленный читатель ощутит себя с этой книгой, как в темном лесу. Чтобы ее понять, надо хотя бы термины освоить, куда без них? Антигравитон, вита-частица, Мировой Дух, онтогенез, одушевленная энергия, эмерджентность, геном Мира…
Система ноосферного образования возникла в России 15 лет назад. Узок круг этих специалистов. Далеки ли они от народа? Судя по сборнику, у нас немало школ, где успешно внедрен опыт ноосферного образования, учителя и ученики стремятся «постигать сокровенные законы мира и жить в соответствии с ними», приобретать новые «эмерджентные качества» и учиться «нравственно управлять» собственным мозгом, психикой на основе законов мира. Но все же, кажется, сегодня ноосферное образование – дело отдельных энтузиастов. Не учат в наших педагогических вузах этому. Ну можно на лекциях по философии что-то ухватить про русский космизм, а что дальше? Требуются личностный поиск, личностное становление (надо же все-таки осмыслить и пропустить через себя, через собственное сердце – что же это такое «созидающие законы мира»), приобретение опыта, педагогического, житейского, духовного… Необходимы коллеги, у которых можно было бы позаимствовать опыт и своим поделиться. Прямо скажем, не каждый институт повышения квалификации готов предложить курсы по ноосферному образованию. И кроме всего прочего, кроме абстрактности идей космизма, есть тут одна тонкая вещь, если не связанная с религией, то близко к ней примыкающая. И администрация школы вам заявляет: «Вот вы приходите к нам с «Мировым Духом», а завтра батюшка с Евангелием придет, послезавтра мулла с Кораном…» И что возразить?
Что касается прагматики, то в сборник, кроме теоретических статей об идеях космизма и конкретном опыте внедрения ноосферного образования, его культурологических основаниях, научных основах, правовых аспектах, включены разработки конкретных уроков, которые, возможно, кому-то и пригодятся. Предметы самые разные: геометрия, история (тема урока – революция 1905-1907 годов), русский язык (второй и восьмой классы), алгебра, украинский и английский языки, физика (11-й класс), физкультура, информатика, наконец, «Птицеводство» для учащихся сельскохозяйственного колледжа.
И.В.Карацуба, И.В.Курукин, Н.П.Соколов Выбирая свою историю. – М., Колибри, 2006.
Книгу эту следует читать людям с исключительно крепкими нервами. Всех остальных она начнет пугать и злить с первых же абзацев. Автор предисловия историк Андрей Юрганов так и определяет ее цель – «возмутить обывательский уют привычных представлений». На соседней странице рисованная заставка: пешки скидывают с шахматной доски короля. Как же авторы относятся к подобному бунту?
– С точки зрения ежика, – заявляют они «вместо введения».
– А есть ли у русского народа, на этот ежиный взгляд, своя героическая история? – спрашивают ошеломленные читатели.
– Нет, – отвечают ежики. – Нет ничего героического, и не было. Так, державные сказки. Их и историей-то трудно считать. Да и сам народ… Был ли он? У нас на этот счет есть кое-какие сомнения.
– Какой же вы тогда видите историю России?
– Ну… Прежде всего… это история… упущенных возможностей!
Листая трудолюбиво написанные 638 страниц, неподготовленный читатель с нестойкой психикой поневоле сойдет с ума. И то сказать, славная история: сначала убитое князьями народовластие; потом татарское иго, которое установили над Русью вовсе не татары, а… Александр Невский; далее триумф и трагедия первого славянского правового государства в лице… непонятой русскими Польши; «самоубийство средневековой демократии» в Новгороде; кровавая опричнина и трагическая неудача «антиопричного реванша» в «так называемое Смутное время»… Затем, ближе к Новому времени, один царь неверно проводит модернизацию, другой не так отменяет крепостное право. Был, правда, в XIХ веке один отрадный эпизод в декабре 1825-го, когда «мыслящие восстали», но и их ждала неудача.
Вообще какая-то тысячелетняя ошибка есть во всей этой варварской русской истории. И всякий честный ежик, конечно же, обязан эту ошибку поправить. «Ибо лишь общество несвободное обречено неустанно зубрить историю героических предков», – пишут Карацуба, Курукин и Соколов. «Нет благородных людей в России. Это все вздор!» – говаривал гусарам рязановский жандарм Мерзляев. Один из моих предшественников-рецензентов так и отразил свое понимание смысла книги: «Из всех вариантов развития страны неизменно выбирался наихудший». Но ведь это не меньшее, а, пожалуй, большее предубеждение, чем пугающая ежей «идеализация прошлого».
«Выбирая свою историю» и борясь с произволом объективных законов и общих правил, альтернативные историки ведут себя куда произвольнее своих «ограниченных» предшественников. Произвол начинается уже с момента выбора пресловутых «развилок». Ведь, строго говоря, развилкой является каждый момент исторического времени. А потому выстраиваемый перед нами ряд «основных», «главных» альтернатив вполне самовластен.
В самом деле, почему проблема призвания варягов достойна особого внимания, а православный выбор княгини Ольги и крещение Руси князем Владимиром – нет? Почему русскому народу должно быть вечно стыдно за «незападный» выбор Александра Невского и Николая I, а убийства Андрея Боголюбского и Павла I прозападной олигархической элитой вообще можно опустить как маловажные эпизоды? Почему в монографию не вошли столь важные с ежиной точки зрения герои русской истории, как нарком Ежов или Бабка-ежка?
Хотя так ли уж это удивительно и страшно? В конце концов альтернативные историки во все времена казались людьми, скажем так, несколько неадекватными. Остается надеяться, что в очередное издание их книги обязательно войдет следующая «историческая развилка», обнаруженная неким Поприщиным, малоизвестным петербургским политологом 30-х годов XIX века: «…Сегодняшний день – есть день величайшего торжества! В Испании есть король. Он отыскался. Этот король я. Именно только сегодня об этом узнал я. Признаюсь, меня вдруг как будто молнией осветило. Я не понимаю, как я мог думать и воображать себе, что я титулярный советник. Как могла взойти мне в голову эта сумасбродная мысль? Хорошо, что еще не догадался никто посадить меня в сумасшедший дом. Теперь передо мною все открыто. Теперь я вижу все, как на ладони. А прежде, я не понимаю, прежде все было предо мною в каком-то тумане. И это все происходит, думаю, оттого, что люди воображают, будто человеческий мозг находится в голове; совсем нет: он приносится ветром со стороны Каспийского моря».
Комментарии