Одна из самых важных проблем, волнующих Всероссийское педагогическое собрание от рядового члена до председателя, – единый государственный экзамен. ВПС серьезно, тщательно, профессионально изучает потенциал и возможности ЕГЭ, обобщает и распространяет опыт лучших учителей и образовательных учреждений, сумевших использовать ЕГЭ для повышения качества образования, защиты интересов и прав граждан в области образования.
За последние полгода под эгидой ВПС единый госэкзамен обсуждался несколько раз. 30 сентября 2008 года состоялся «круглый стол» на тему «Задачи ВПС по содействию комплексной модернизации российского образования» в Саратове, 2 октября 2008 года – пленум Центрального совета ВПС в Курске (подробности о нем – на стр. 5), 29 января 2009 года – пленум ЦС ВПС в Москве, 11 марта 2009 года – «круглый стол» на тему «ЕГЭ как правовой механизм защиты интересов и прав граждан в области образования» в Москве, 17 марта 2009 года – пленум ЦС ВПС в Кабардино-Балкарской Республике, 18 марта 2009 года – пленум ЦС ВПС в Москве.
Такое широкое и всестороннее обсуждение вопросов ЕГЭ учителями, завучами, директорами школ, управленцами, представителями Министерства образования и науки РФ, Рособрнадзора, Рособразования, РАО, вузов позволило не только выявить плюсы и минусы единого государственного экзамена, но и выработать ряд предложений по его совершенствованию.
Плюсы
Председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова убеждена: «Нам необходимо акцентировать внимание на положительных моментах ЕГЭ. Этот экзамен, несомненно, и я надеюсь, представители регионов подтвердят это, облегчил процедуру поступления в высшие учебные заведения выпускников из глубинки. Необходимо также отметить, что единый государственный экзамен вскрыл те проблемы в преподавании предметов, которые озаботили всех нас. При этом мнения педагогов разделились. Одни говорят: давайте откажемся от ЕГЭ и по-прежнему будем считать, что наша школа лучшая в мире. Другие говорят: да, ЕГЭ вскрыл проблемы, связанные с преподаванием математики в средней школе, с преподаванием русского языка, который, как оказалось, наши выпускники знают плохо. На нашем заседании мы должны пристальнее рассмотреть эти проблемы. Не ругать инструмент, вскрывший их, а показать, как эти проблемы сегодня решаются. Иногда в критике ЕГЭ проскальзывает мысль, что через него мы отсеиваем многих наших талантливых выпускников. Хочу напомнить, когда шла работа над законом о ЕГЭ, мы серьезно советовались с Российским союзом ректоров, со всеми общественными структурами в сфере образования и пришли к мнению о необходимости сохранения олимпиад. В этом году в нашей стране пройдет 120 олимпиад. ЕГЭ – форма сертификации общего уровня знаний. А талантливые ребята смогут проявить себя на различных олимпиадах – на Всероссийской олимпиаде, на олимпиадах, которые проводит МГУ им. М.В. Ломоносова.
На сегодняшний день высшее образование стало доступно в максимальной степени. Количество бюджетных мест в высших учебных заведениях сравнялось с числом одиннадцатиклассников. В последние 2-3 года прием в высшие учебные заведения составляет 110%. 10% – это не поступившие абитуриенты прошлых лет».
Выступавшие на различных мероприятиях Всероссийского педагогического собрания учителя, директора, представители региональных отделений ВПС, региональных властей также позитивно относятся к ЕГЭ – просто исходя из того, что показывает ежедневная практика на всех уровнях образования.
На уровне региона существует объективная статистика. Например, Курская область участвует в эксперименте по введению ЕГЭ с 2004 года, в 2008 году апробировала новую форму государственной итоговой аттестации для выпускников девятых классов общеобразовательных учреждений. Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку в Курской области за период 2005-2008 годы позволяет сделать вывод о том, что наблюдалась положительная динамика основных показателей в течение всего эксперимента по введению ЕГЭ. Так, доля учеников, получивших положительные оценки по результатам ЕГЭ в 2005 году, составила 89%; в 2006-м – 90%; в 2007-м – 91%, в 2008-м – 93%. Средний балл, полученный выпускниками по результатам ЕГЭ в 2005 году, составил 47,6; в 2006-м – 48,1; в 2007-м – 48,6; в 2008 году – 57 баллов. Об этом рассказала первый заместитель председателя Комитета образования и науки Курской области Лидия Карачевцева.
Оптимистично настроен и первый заместитель министра образования Оренбургской области Юрий Мерзляков. ЕГЭ, по его мнению, нужен, ведь «он позволяет многим выпускникам из сельской местности (до 20% по области) поступить в вузы. Кроме того, до 70% сторонников экзамена выступают за ЕГЭ, поскольку он ликвидирует фактор личных взаимоотношений «учитель – ученик».
О достоинствах единого госэкзамена на школьном уровне говорила учитель истории гимназии №2 Ярославля, заслуженный учитель РФ Галина Круглова: «В Ярославской области директора школ готовят публичные доклады, в которых показатели ЕГЭ являются одними из важнейших при оценке работы школ. Эта оценка важна и для родителей, поскольку это показатели истинных знаний, непредвзятых, свободных от личного отношения учителя к ученику. В нашей гимназии на первом этаже вывешены результаты ЕГЭ за все годы, и многие родители принимают решение вести своего ребенка в первый класс к нам. У нас нет проблем с наполняемостью классов».
А вот и польза от ЕГЭ лично для ребенка и его педагога, о ней напомнила учитель русского языка и литературы школы № 69 Рязани Наталья Лысенко: «У школьника повышается ответственность за изучение предмета, а учителя ЕГЭ держит в тонусе, заставляет его постоянно работать над собой. Ну а оценку ЕГЭ, уже поступив и став первокурсниками, ребята дают положительную. Ведь единый государственный экзамен помог поступить им в тот вуз, в который они стремились».
На одном из «круглых столов» состоялось интересное выступление начальника управления образования, науки и молодежной политики Рязани Татьяны Пыжонковой. Татьяна Евгеньевна спокойно и аргументированно развеяла некоторые мифы о ЕГЭ, в том числе и такой: «ЕГЭ убивает творческие способности». Опровержение: «Обратимся к кимам по русскому языку. Часть С предполагает написание сочинения. Выпускнику дается художественный или публицистический текст (кстати, те тексты, о которых я знаю, имели большую воспитательную ценность – как напутствие вступающему во взрослую жизнь). Критерии оценивания известны заранее. Ученик должен понять, о чем идет речь, сформулировать проблему текста, прокомментировать ее, определить позицию автора, свою позицию (не обязательно соглашаться с автором), аргументировать свою позицию, причем один аргумент надо взять из литературы. Кто скажет, что это не проявление творческих способностей человека, когда ты создаешь новый текст, новый продукт, которого еще не было? Кто скажет, что этому мы не должны учить в школе, что не важно умение понять другого, заявить свою позицию и грамотно аргументировать ее? Добавлю, что выпускники этого года принялись усиленно читать произведения школьной программы, потому что оцениваться будет, да еще двумя баллами, аргумент, взятый из художественной литературы. Вот вам и мотивация!»
Минусы
Говоря о недостатках ЕГЭ, участники пленумов и «круглых столов» избегали общих слов: «ЕГЭ – это плохо», но делали вполне конкретные замечания. Напомнили о том, что грубые ошибки в заданиях, которыми возмущался Президент России Дмитрий Медведев, так и не исправлены. Учитель математики средней школы №3 Рязани Анна Варбузова призналась, что «за» ЕГЭ, но заметила: «Задания кимов, особенно С4-С5, неподъемны не только для ученика, но и для учителя. Похоже, составители специально готовят задания, которые не могут решить ни ученики, ни учителя». Ректор Мичуринского государственного педагогического института, руководитель Тамбовского регионального отделения ВПС Владимир Яценко отметил, что заочного знакомства с абитуриентом, приславшим по почте результаты ЕГЭ, зачастую недостаточно: «Бывает, по почте приходит свидетельство о сдаче с хорошими оценками, а при личном знакомстве оказывается, что студент не годится для этой профессии – элементарно не может связать двух слов».
Директор московской гимназии №1572 Галина Логинова подробно разобрала минусы единого госэкзамена, начиная с глобальных и заканчивая предметными: «Анализируя последнее испытание по русскому языку и математике, учащиеся отметили, что получить «пять» было практически невозможно. Почему же мы так боимся пятерок? По моим наблюдениям, число успешных учеников в стране растет, мотивация образования видна. К сожалению, увеличилось и число неуспешных детей, скажем прямо – больных детей, не способных задерживать информацию более чем на 15 минут. С этим необходимо считаться.
ЕГЭ по русскому языку в том виде, в каком его нам предлагают, снижает уровень практической грамотности.
Есть и существенные недостатки в ЕГЭ по иностранному языку:
– аудирование фактически «проваливается», так как начитывает текст американец, а в наших школах учат по британскому варианту английского языка;
– учебники и задания ЕГЭ не соответствуют друг другу: в тестах единого экзамена достаточно много заданий, которые не имели тренировочных упражнений в учебниках, учебники старого поколения не готовили к этому, а новые учебники только что подготовлены и будут опубликованы только в августе;
– снята устная часть, а это нарушение той задачи, которая была основной целью изучения иностранного языка в школе».
Обсуждение единого госэкзамена было организовано так, что на многие замечания учителей и директоров ответы прозвучали прямо в ходе дискуссии. На московском «круглом столе» в марте вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов затронул проблему сложных заданий по математике. «Около полусотни детей эти труднейшие задания решали. Почему не дать им шанс? В других странах «стобалльниками» гордятся. Это национальное достояние. Их немного. На задания С4-С5 не натаскаешь: или есть знания по предмету, или их нет». О несовершенстве кимов В.А.Болотов сказал так: «Это работа на всю жизнь». Одной из главных задач Виктор Александрович Болотов считает повышение квалификации педагогов. Он привел такой пример: «Один директор проверил своих учителей через ЕГЭ – и у него появились вакансии. Плохому учителю никакой «костыль» не поможет, а классный подготовит своих учеников на все случаи жизни».
Оказалось, что с последним утверждением согласны многие члены ВПС. «Хороший результат на экзамене должен быть следствием хорошего обучения в школе», – уверен руководитель Калужского регионального отделения Всероссийского педагогического собрания Юрий Дробышев. А учитель русского языка и литературы средней школы №48 Курска Татьяна Шустова заявила: «Для тех, кто хочет учиться, ЕГЭ проблем не создает. В моем выпускном классе прошлого года на экзамене по русскому языку были получены десять пятерок, три четверки и всего три тройки. При этом ни один из учеников не занимался отдельно, специально, чтобы сдать именно ЕГЭ. Все знания были получены в течение предыдущих семи лет исключительно в рамках школьного курса».
Предложения
Валентина Иванова настраивала участников перед всеми обсуждениями: «Задача наша состоит в распространении лучшего опыта. Необходимо сделать общественным достоянием те результаты, те успехи, которые на сегодняшний день имеются». Замечательный опыт организации ЕГЭ представила заместитель министра образования и науки Республики Татарстан Людмила Николаевна Нугуманова: «Нас радует, что с введением единого экзамена созданы механизмы поддержки выпускников на их пути к личному успеху:
– наши выпускники получили возможность участвовать в конкурсном отборе в вузы других регионов РФ, не выезжая за пределы Татарстана: более 30% продолжили обучение в вузах Москвы и Санкт-Петербурга;
– наблюдается приток одаренных детей из других регионов (14%);
– увеличилось число первокурсников из сельской местности (18%)».
Республика принимает участие в эксперименте с 2005 года, за это время накопился опыт, были сделаны выводы. «В условиях введения ЕГЭ в штатный режим считаем актуальными следующие задачи:
– подготовить наших выпускников для успешной конкуренции с выпускниками других регионов в условиях всероссийского рынка образовательных услуг;
– максимально расширить степень вовлеченности и эффективность участия системы профессионального образования в проведении ЕГЭ;
– разработать комплексную систему информационной безопасности ЕГЭ – обеспечить безопасность служебной и конфиденциальной информации с одновременным широким информированием общественности и профессионального сообщества об используемых методах и процедурах защиты».
А чтобы ЕГЭ работал действительно эффективно, нужно продумать, как справиться со следующими проблемами:
«1. Выделение средств предполагается только из регионального и муниципального бюджетов. Информация о ресурсных затратах ЕГЭ приобретает стратегическое значение для субъектов Федерации. Техническое оснащение Регионального центра обработки информации уникально, не имеет аналогов в республике и постоянно требует обслуживания, ремонта и обновления. За четыре года проведения эксперимента ресурс техники исчерпан на 95%. Кроме того, сегодня нам необходимы конкретные нормативы финансирования на одного ученика с учетом всех трудозатрат на разные виды деятельности. Это поможет формированию реального бюджета и ускорит решение вопросов оплаты в Министерстве финансов.
2. Считаем необходимым для повышения объективности и прозрачности процедур ЕГЭ предусмотреть финансовое обеспечение системы видеонаблюдения и перехода на компьютерное (безбумажное) тестирование.
3. Мы убеждены, что наряду с ЕГЭ должны существовать альтернативные формы поступления в вуз. Предлагаем при вступительных испытаниях в вузы рассматривать личные достижения (портфолио) абитуриентов, представляющие совокупность сертифицированных или других индивидуальных учебных достижений. Такая оценка наряду с результатами экзаменов должна стать составляющей образовательного рейтинга абитуриента. В Республике Татарстан реализуется программа – целевые контрактные приемы для таких детей, и она должна приобрести официальный статус.
4. Не менее важной проблемой в период окончания школы является социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья. Безусловно, среди них есть дети, которые могут сдать экзамены только в традиционной форме. Но поскольку существует специализированная техника для слабослышащих, слабовидящих детей и детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, можно организовать компьютерное тестирование. Мы готовы стать пилотной площадкой по апробации этого проекта, т. к. в республике реализуется Программа развития информационной среды для детей с ограниченными возможностями, в ходе которой комплекты компьютерного и цифрового оборудования поставлены во все специальные (коррекционные) школы-интернаты и общеобразовательные школы, обучающие детей-инвалидов на дому.
5. Имеет смысл подумать о возможности открытия региональных центров тестирования, оснащенных современнейшей аппаратурой и полностью изолированных от внешнего доступа, для организации тестирования желающих в течение года.
6. Есть опасность, что введение ЕГЭ в штатный режим может стимулировать развитие новой методики подготовки школьников к экзаменам, которая в большей мере связана с формализацией знаний учащихся в ущерб глубине этих знаний и развитию творческого мышления».
Эти предложения – очередной «кирпичик», который вносит в дело организации штатного ЕГЭ Всероссийское педагогическое собрание. ВПС уже осуществляло мониторинг проведения единого госэкзамена – представители региональных отделений присутствовали на репетиционных экзаменах, самом ЕГЭ. А в этом году предстоит участие членов ВПС в апелляционных комиссиях, которые формируются в регионах для контроля за результатами ЕГЭ.
И за это заместитель министра образования и науки РФ Юрий Сентюрин поблагодарил Всероссийское педагогическое собрание: «Очень хорошо, что ВПС занимается всеми этими вопросами. Это очень полезно для противодействия негативу, который циркулирует в обществе. Надо отметить, что цели разработчиков ЕГЭ в основном достигнуты. В немалой степени этому способствовала информационная поддержка усилий министерства, Рособрнадзора, спасибо ВПС за помощь в этом деле».
Комментарии