Из года в год в начале лета главным ньюсмейкером криминальной и скандальной тематики в России становится единый государственный экзамен. Это стало национальной традицией с момента принятия изменений в законодательство, сделавших ЕГЭ безальтернативной и обязательной процедурой получения пропуска на бюджетные места в вузы (и на внебюджетные тоже, но уже так – для галочки). Если проследить динамику основных тем скандалов прошедших лет (сиречь – технологий обхода ЕГЭ), то со всей очевидностью становится понятно, что традиция эта теперь укоренится в России надолго, если только не заняться всерьез разбирательством причин, а не последствий обманов и жульничества в ходе ЕГЭ.
Где воруют?Сейчас говорят – в дальних деревнях Забайкалья. Позволю себе усомниться, что каким-то умникам из сельской деревни посильно организовать всероссийский бизнес на этих самых КИМах. Особенно в масштабе, вызвавшем очередной скандал: в нынешнем году задолго до начала кампании по проведению ЕГЭ в Сети были зарегистрированы и развернуты многочисленные сайты (а не группы ВКонтакте, как нам сейчас говорят), на которых за вполне доступные деньги распространяли подлинные версии КИМов с ответами, причем НЕ В ДЕНЬ экзамена, а за несколько дней ДО НЕГО! То есть Забайкалье их покупало ровно так же, как и вся остальная Россия. Как показывает практика, воспользоваться предложениями из Интернета купить задания или ответы ЕГЭ спешат те участники, кто не уверен в собственных силах и знаниях. Если вспомнить, что в предшествующие годы происходило все то же самое, только по иным схемам, получается, что причины постоянного воровства и списываний кроются не столько в нечистоплотности чиновников или исполнителей работы по проведению ЕГЭ (среди которых, к слову, абсолютное большинство честных людей), а в самой методике организации и проведения «единого». И если раньше бюджетные места в вузах воровали в небольших количествах за большие деньги, то теперь перешли к массовому списыванию за стоимость sms с кодом доступа к КИМам.Основные узкие места ЕГЭ Если мы говорим про ЕГЭ в современной технологии проведения, то, на мой взгляд, манипулировать экзаменом позволяют следующие методологические и технологические ошибки, заложенные в процедуру ЕГЭ.ЕГЭ в существующей технологии проведения не защищен от кражи подлинных КИМов и, добавлю от себя, не может быть защищен на 100%. «Розничная продажа» КИМов этого года – подтверждение этого тезиса. Как она работает, еще предстоит разобраться, однако совершенно ясно, что защитить «секретную базу КИМов» при возможности работы с ней сотен людей нереально. Слишком велик соблазн воспользоваться доступом к базе, и всегда найдется слабое звено. До сих пор многие из нас пребывали в уверенности, что КИМы – это глубоко защищенные до последнего момента раскрытия пакеты на экзамене и засекреченные задания. Однако из объяснений Рособрнадзора в этом году стало понятно, что есть некий открытый банк заданий, из которого… берут задания в реально используемые на экзамене КИМы, причем содержатся эти задания почему-то не на сайте официального разработчика КИМов – ФИПИ, а на иных ресурсах и доступны для тренировки (например, тут: http://mathege.ru/or/ege/Main). Изучение сайтов, содержащих «открытый банк заданий», не дает никакого понимания того, кто и как разрабатывал эти задания, а главное, по какой причине эти задания могли оказаться в реальном экзамене. Но раз они оказались в нем, нет сомнений, что об этом не знали держатели открытых банков заданий. Выводы делать правоохранителям.«Индивидуализация» экзамена на практике оказывается способом заранее сообщить участнику содержание его билета. На заре создания ЕГЭ индивидуализация обеспечивалась тем, что данные об участнике (его идентификационный номер и ФИО) сопоставлялись ТОЛЬКО в Москве, а на местах никто не имел доступа к этой базе, тем самым обеспечивали невозможность заранее знать содержание «секьюрпака». Однако, по моей информации, эта защита уже давно преодолена, и региональные центры проведения экзаменов знают данные об участниках и их индивидуальных номерах, а поэтому могут либо заранее сообщить содержимое билета (распечатка КИМов осуществляется на местах), либо выдать нужным участникам готовые заранее «запасные» КИМы под видом испорченного основного пакета. Ввиду того что экзамен за время своего существования несколько раз подвергался «улучшениям», для того чтобы заставить его обеспечивать решение самых разных задач (от равной доступности вузов для всех участников до оценки качества работы школ и губернаторов), методологическая основа экзамена потеряла всякую научную основу. ЕГЭ сегодня – это произвольно назначенный (непонятно кем и как) набор вопросов, примерно соотносящийся (непонятно как) с программой школы (непонятно какой), создаваемый экспертами (список которых не известен никому) по неопубликованной и никак не защищенной методике. Оценка, получаемая в результате такого ЕГЭ, не имеет никакого отношения к учебной деятельности школы (ибо отражает работу репетиторов или успехи учителя по натаскиванию на ЕГЭ) и почти никак не отражает реальные знания учащихся по предмету. Конечно, балл ЕГЭ не противоречит общей грамотности участника по предмету, однако достоверно о ней не говорит. Как результат отчисления после первой сессии, возмущение вузовского сообщества общим падением уровня знаний абитуриентов. Это все лишь основные проблемные зоны ЕГЭ, специалисты добавят наверняка к этому еще и качество КИМов, и процедуру проведения экзамена, и многое иное. Но главный посыл, по моему мнению, будет один: в существующей технологии ЕГЭ надо закрывать и думать об альтернативной модели.Критикуя, предлагайПопробую кратко изложить основные рамочные предложения по реорганизации ЕГЭ, которые могли бы (на мой взгляд) решить задачу приведения этого экзамена в соответствии со стоящими перед ним целями.Первое – это отказ от привязки выдачи школьного аттестата к ЕГЭ. Оценки в аттестате – результат работы учащегося в школе, и они должны отражать именно это. Оценки в аттестат выставляют по решению педагогического совета школы на основании годовых оценок за все годы обучения. Вложение в аттестат – сводная ведомость по годам. Итоговых экзаменов по предметам для получения аттестата можно не проводить. Второе – ЕГЭ (и ГИА для выпускников 9-х классов) должен стать добровольной процедурой для тех, кто хочет продолжать обучение на всех последующих после школы ступенях (среднее специальное, высшее).Третье – процедура проведения ЕГЭ в новой форме должна опираться на публично защищенную и апробированную (!), доказавшую свою эффективность научную методику. Суть методики должна быть понятна и доступна для изучения, ее авторы должны быть поименованы, процедура доказательства применяемой методики должна строиться на публичной апробации.Четвертое – ЕГЭ в новой модели может делиться на две части – тестовую и творческую: тестовая часть экзамена (проверка знаниевой составляющей предмета) строится по аналогии с экзаменами ГАИ из открытого банка заданий (очень большого и свободно доступного) в форме компьютерного тестирования в сертифицированном центре под видеозапись и с контролем в аудитории. Вариант КИМа формируется индивидуально для каждого испытуемого в момент начала экзамена. Результат выдается сразу без необходимости ожидать экспертных заключений. Апелляция подается также сразу; процедура проведения творческой части (то есть индивидуальных способностей испытуемого) зависит от профиля предмета и проводится в форме независимой оценки (защиты работы) экспертной комиссией. Методика оценивания должна исключать возможность субъективной оценки членами комиссии (строгий перечень критериев по принципу «да»/«нет» с ведением индивидуальных протоколов каждым членом комиссии). Состав комиссии формируют из представителей профильных вузов, комиссии работают под надзором видеокамер. Апелляции рассматривают вышестоящие центры тестирования на основании анализа работы экзаменуемого, видеозаписи экзамена и экспертных анкет.Пятое – центры приема ЕГЭ должны работать круглогодично, любой желающий должен иметь возможность проходить ЕГЭ любое количество раз (в разумных пределах, например, не более чем раз в 3 месяца по одному предмету для одного экзаменуемого и только один раз бесплатно). Имея такую модель помимо ЕГЭ, образовательная система получит в свое распоряжение адекватный инструмент для текущей работы (то, чего не может обеспечить современный ЕГЭ), например: репетиционный ЕГЭ может проводиться неограниченное число раз по заказам школ (как в тестовой части, так и в полной версии) для целей мониторинга подготовки выпускников; по заявкам управлений образования на базе центров проведения ЕГЭ можно осуществлять выборочный мониторинг школ или параллелей (формируя тестовые задания из базы КИМов по соответствующим классам).Все предлагаемое мною – лишь набросок, примерная схема модели альтернативного ЕГЭ. К ней надо еще добавить серьезное обсуждение со специалистами, организовать не одну научную дискуссию, апробацию и много чего еще. Путь длинный, но и цена немаленькая – будущее страны. Не делая ничего, а лишь ругая чиновников, учителей, папу римского, мы не имеем шанса побороть проблему. Поэтому предлагаю специалистам, занимающимся проблемами оценки качества образования, не откладывая, перейти к конструктивной созидательной деятельности по созданию альтернативы ЕГЭ, а Минобрнауки РФ постараться создать все условия для обеспечения публичной и высокопрофессиональной работы по этому направлению. Вариантом решения такой задачи мне лично видится создание специальной научной группы из числа признанных специалистов в области педагогических измерений с четко определенными целями по созданию альтернативной модели ЕГЭ и обозначенным сроком их выполнения. Техническое задание на эту работу, вероятно, потребуется согласовать с соответствующими представительными и научными органами: депутатами Думы, Совфеда и академиками РАН. Такое согласование, по-моему, будет необходимо в том числе и потому, что этот вопрос имеет системообразующий и стратегический характер, поэтому кулуарно (на уровне Минобрнауки) его решать нельзя.Сергей РУКШИН, член Общественного совета при Министерстве образования и науки РФ
Комментарии