search
main
0

Не режьте крылья! Из опыта рационального использования учителей года

В марте Московский центр Федерации Интернет Образования в четвертый раз собрал под своей крышей участников Всероссийского конкурса «Учитель года». Финалисты из более 60 регионов в течение трех недель осваивали новые информационные технологии. Кто-то первый раз видел мышь на коврике, кто-то впервые вышел в интернет. Но, как говорил Малыш, не «в пирогах счастье», а в трех неделях общения. Новостей у каждого конкурсанта целый воз!

Известно, что именно конкурс «Учитель года России» становится для многих первой ступенью для дальнейшего профессионального роста. Сколько уже «наших» пеликанов работают в региональных органах управления образованием, научно-методических центрах, депутатствуют в представительных органах власти, руководят школами или работают за границей! За 14 лет конкурсного движения не сосчитать. Домой учителя возвращаются окрыленные. И тут главное – не обрезать им крылья, а аккуратно направить энергию в мирное русло.

Талантливый организатор

На финале Наталия СОКОЛОВА представляла псковский лицей «Развитие», где вела обществознание в кадетских и гуманитарных классах. После возвращения из Москвы ректор Псковского областного института повышения квалификации работников образования Людмила Кузминична Фомичева неожиданно пригласила Наталию Викторовну на работу в качестве методиста Центра профессионального развития педагогов. Оговорили основной «функционал» – организацию регионального этапа конкурса «Учитель года».

Больше всего Наташа переживала, как отнесутся к новой работе в школе. Бросать ее не хотелось, ведь Соколова – классный руководитель 9-го «Г». Руководство восприняло повышение в штыки – сократили часы с 18 до 7 и «со скрипом» разрешили довести выпускной класс.

Это не первая управленческая должность в жизни Наташи. В школе была председателем совета дружины, в Псковском педагогическом институте – председателем профкома истфака. Во время летней практики – вожатой в пионерских лагерях. Кроме того, через полгода работы в лицее директор предложил ей стать организатором на кафедре воспитательной работы.

Со вступлением в новую должность преподавательская деятельность Наталии не закончилась, теперь она выступает перед учителями и на ученых советах. За неполные полгода за ее плечами три командировки. Первая – поездка на фестиваль учителей года в город Пестово Новгородской области (об этом: «Учитель года», № 1, 2004 г.). Вторая – участие в семинаре лидеров клуба «Учитель года» в Ленинградской области (об этом: «Учитель года», № 2, 2004 г.). И третья, самая главная – работа на выездном совещании в Москве над новыми правилами Всероссийского финала. После поездки, умудренная опытом коллег, Соколова пересмотрела местное положение о конкурсе, добавила в него некоторые изменения, приблизившие региональную модель к российской.

В ближайших планах Наталии Викторовны – провести региональный финал конкурса, а затем помочь подготовиться к поездке в Москву финалисту 2004 года. План-максимум – написать диссертацию о том, что дает конкурс учителю в профессиональном и личностном плане.

Когда мы разговаривали с Наташей в общежитии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ, где живут приехавшие на интернет-курсы учителя, она поинтересовалась: «А почему ты не спрашиваешь, как конкурс изменил меня лично? Когда я готовилась к финалу, то перелопатила огромное количество литературы, в том числе и художественной. Заново перечитала классиков. Все ради того, чтобы в Москве выглядеть достойно. Изменился и мой внутренний мир. Я стала более сдержанной, конкурс заставил меня повзрослеть. Но самое большое приобретение – более 30 уроков, которые я видела во время Всероссийского финала в Москве».

Министерский триумф

Елена Ивановна Долян на финале представляла среднюю школу с углубленным изучением отдельных предметов поселка Усть-Уйбат Усть-Абаканского района Республики Хакасия, где она 14 лет преподает в начальных классах.

Если бы всех региональных победителей дома встречали так, как встретили Елену! В Москве дальше первого тура Долян не прошла. Но зато достойно представила республику в столице. Первый триумф ожидал Лену в родной школе: поздравления, объятия, расспросы… А через два дня ее вызвали в республиканское министерство. Елена Ивановна, думая, что предстоит личный разговор с министром образования и науки Галиной Александровной Салата, захватила с собой рецензию на московский урок и несколько самых интересных фотографий. Представляете, каково было ее удивление, когда, войдя в министерство, она увидела целую толпу чиновников, приветствовавших ее аплодисментами и цветами.

После конкурса Лена решила поступить в аспирантуру, именно Российский финал дал ей уверенность в своих силах.

Америка, Америка…

У Светланы Чернышевой, обществоведа из Красноярского края, перемен в профессиональной жизни пока немного. Она продолжает работать учителем истории, обществознания и МХК в Солонцовской средней общеобразовательной школе Емельяновского района, несмотря на то, что ей уже трижды предлагали стать директором школы. И вот почему.

На Всероссийский конкурс она представила урок по программе «Введение в современные социальные проблемы», разработанной в Красноярской гимназии «Универс». Программа и учебник факультативного курса подкупили ее тем, что помогают развивать компетентностные умения, а не являются набором данных. «То, что нужно для современного обществознания», – решила Чернышева. На конкурсном уроке Светлана Николаевна постаралась показать ученикам, как выбрать будущую профессию и по каким законам сегодня проходит модернизация России.

Возвратившись домой, Светлана вошла в число четверых разработчиков нового Учебно-методического комплекса. Учебника для тех детей, которые никогда не будут сдавать обществознание. Главная задача – вырастить грамотного избирателя, предпринимателя и просто гражданина.

После курсов ФИО Светлана с коллегами уезжает на стажировку в Америку. Американские коллеги расскажут нашим учителям, как писать интересные учебники.

Сельский инноватор

Лауреат премии президента Павел Сергеевич Жданов из Астраханской области на конкурсе был одним из молодых участников. Ему 27 лет. Пять лет работает в Началовской средней общеобразовательной школе учителем истории и обществознания.

После возвращения с конкурса Павла Жданова пригласили на работу ведущим специалистом в отдел инновационной технологии Центра развития образования города. Теперь он отслеживает инновационные программы и способствует их внедрению.

В сельской школе у Павла осталось 12 часов, которые дают ему возможность проверять инновационные идеи в деле.

P.S. Редакция журнала поздравляет Виталия Александровича ГУТМАНА, долгие годы работающего в жюри конкурса, с новой должностью – первый заместитель председателя Комитета по образованию и науки города Астрахани.

Дарья ЖУРАВЛЕНКО-СЛАВЯНСКАЯ, специальный корреспондент

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте