Первая в этом году, веке, тысячелетии коллегия Минобразования, проведенная совместно с РАО, как на грех, пришлась на святки.
В другое время чиновникам вряд ли пришло бы в голову объединять два огромных вопроса в одно заседание, затянувшееся в итоге почти на шесть часов. Первый – об эксперименте по структуре и содержанию общего образования, второй – о новом Базисном учебном плане. В результате толком обсудить не удалось ни один, ни другой. На чье-то робкое замечание, что не стоит так спешить с решениями, министр Владимир Филиппов энергично возразил: здесь сидят люди, которые давно “в теме” и составили по каждому вопросу свое мнение.
Тогда понятно, почему где-то на пятом часу обсуждения за пять минут было решено – ОБЖ в обязательном порядке ввести в учебный план, экономику и право включить в обществознание, как отдельный предмет позволить преподавать только в старшей и профильной школе.
Понятно, почему параллельно шли выступления, касающиеся организации эксперимента, и призывы эксперимент остановить или приостановить. Ведь у каждого свое мнение. Почему бы его не высказать? Директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких обращает внимание на то, что о сохранении здоровья в Положении об эксперименте сказано мало, надо высчитать, какой ценой будет проведена реформа, это умеют делать специалисты института. Зам. директора ИОСО РАО Михаил Рыжаков считает, что до тех пор, пока новое содержание среднего образования не будет опубликовано и обсуждено всем миром, эксперимент начинать нельзя. А директор Московского института развития образовательных систем Александр Абрамов заявляет: эксперимент не подготовлен ни в материальном, ни в финансовом, ни в содержательном отношении.
Мнения высказаны. Реформа продолжается.
Впрочем, без паники. Содержание общего образования корректируется. К февралю будут представлены концепции образовательных областей, и Федеральный координационный совет еще должен утвердить решения коллегии, в частности по ОБЖ, экономике и праву. К тому же осенью этого года эксперимент начнется только в начальной школе и 10-м классе. Есть время подумать над содержанием образования в основной школе – здесь немало прямо-таки тупиковых проблем. Главное, как справедливо заметила начальник Московского комитета образования Любовь Кезина: “Нужно определиться, что должны знать ученики на выходе из школы. Без этого ничего не получится”.
Другое дело – БУП. Он “уходит” в эксперимент и ждать не может. Все помнят, наверное, как проходил конкурс на Базисный учебный план 12-летки. Сначала честь честью ФКС рассмотрел все присланные работы, потом начались неувязки. Вместо трех вариантов было отобрано пять, а затем почему-то из пяти решили сделать один. Противоречивые по своей сути БУПы не желали “укладываться” в один документ. Как “УГ” предсказывала в июле прошлого года (N27), в итоге остались недовольны все – и авторы исходных вариантов, и критики нового БУПа.
Но на этом злоключения Базисного учебного плана не кончились. К январской коллегии неожиданно возникли… еще два варианта, которые в конкурсе не участвовали. Первый подготовлен РАО в связи с тем, как объяснила руководитель Департамента образовательных программ и стандартов общего образования Минобразования Маргарита Леонтьева, что к конкурсному проекту было много замечаний, а дорабатывать его ФКС не имел права. Но почему нельзя было позвать на помощь авторов многострадального БУПа?
Второй дополнительный проект создали специалисты экспертно-аналитического центра обновления содержания образования. Вариант N3 очень понравился, например, московскому директору Анатолию Пинскому. Потому что этот вариант БУПа предусматривает общее количество часов на образовательные компоненты, которые школа выбирает самостоятельно. Включает базовые курсы и учебные модули, причем школа может предложить иной перечень учебных модулей, по-своему распределить время между модулями и базовыми курсами. Пинский справедливо считает, что только новый подход к составлению Базисного плана поможет соединить несоединимое – уйти от нагрузки, сохранить традиции в образовании и модернизировать содержание.
Но… Как все-таки быть с тем, что на БУП был объявлен конкурс? А теперь в экспериментальную отработку пойдут один легальный и два нелегальных проекта. Фактически права пяти авторских коллективов, выигравших конкурс, нарушены. Что помешало министерству с самого начала согласиться на введение в эксперимент нескольких вариантов БУПа? И какой смысл было проводить конкурс?
По традиции работать в святки не положено. Министерские чиновники, как видно, об этом забыли. Вот и натворили дел. Можно только гадать, благо наступили “страшные вечера”, чем грозит такое начало реформы образования.
Оксана РОДИОНОВА
Комментарии