Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в слове.
Возникнув на определенном историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. Любовь к языку, как и любовь к природе, – составная часть патриотизма, любви к Родине. Небрежное отношение к языку, отход от национальной культуры, которая в нем выражена, не проходят бесследно для человека как личности. Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого. Это не просто слова – это текст, который мы с 11-м классом изучаем на уроке по теме «Средства выразительности языка». Этим ребятам через полгода вступать во взрослую жизнь, им быть в ответе за будущее русского языка. Поэтому на своих уроках я с удовольствием использую цитаты из книг и статей выдающихся русских писателей, публицистов, политиков. Опыт подготовки к ЕГЭ показывает, что задания, связанные с лингвостилистическим анализом, с умением создавать собственный текст на основе прочитанного, вызывают у учащихся наибольшие трудности. Самое трудное – развить умение видеть совокупность всех изобразительно-выразительных средств языка, которые используются в тексте, квалифицировать и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры. Но мы изучаем не просто средства выразительности русского языка, мы знакомимся с русской культурой. Например, зачитываем отрывок из статьи Дмитрия Лихачева. Двадцать лет назад он впервые использовал новое в то время понятие «экология» в необычном контексте – «экология культуры», «нравственная экология». Мы не просто определяем стиль текста, проводим его лингвистический анализ – параллельно мы вспоминаем, какой след в истории оставил Лихачев, объясняем значение выражений «генетический код», «экология культуры», «нравственные ценности», рассуждаем, почему в последние годы все чаще ставится вопрос об экологии языка. Вспоминаем, что наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению Константина Паустовского, явление уникальное, удивительное. На мой взгляд, изучение лингвистики с помощью литературы – это один из путей, позволяющих овладеть нам мастерством человеческого счастья и мудрости, сохранить культуру. Елена ЗАХАРЬИНА, учитель русского языка и литературы мамонтовской средней школы №1 Алтайского края
Комментарии