search
main
0

Не проходите мимо “Бракованные” вопросы проверочных тестов

Меня зовут Андрей Крайнов, я – тележурналист Новостей и редко касаюсь проблем образования, но мимо одного документа, случайно увиденного несколько дней назад, пройти было просто невозможно.
Не буду называть номер школы, где предлагался этот тест по “Естествознанию”. Во-первых, я уверен, что она такая далеко не единственная, а во-вторых, – кто уж меньше всего виноват в этом безобразии, так это учителя отдельных школ. Насколько я понимаю, их (так же как и третьеклассников) никто не спрашивает. Правда, возникает естественный вопрос: преподаватели учат детей так, как ПОЛОЖЕНО, или так, как того требуют тесты. Легко убедиться, что это – две большие разницы…
Итак.
1). Вопрос N 4. Выберите ряд только овощных культур. Легко заметить (если хочется замечать), что НИ ОДИН из трех предложенных рядов условиям вопроса НЕ СООТВЕТСТВУЕТ. Конечно, можно не сообщать восьмилетнему ребенку, что помидор – ягода, но как он будет относиться к полученному образованию (и учителям), когда это узнает? Скажу больше, ребенок может это уже знать (от родителей, скажем), и что он должен сделать, чтобы ответить на этот вопрос “правильно”? Вот и я не знаю.
2). Вопрос N 7. Какое свойство каменного угля не позволяет использовать его в строительстве? Судя по предложенным вариантам – остается предположить, что из-за его черноты… Нет, конечно, умные составители имели в виду горючесть, но похоже, что ни один из них ни разу в жизни не пытался поджечь обыкновенное полено. Однако строить из дерева никто не боится. Как, впрочем, и из кирпича, который уступает углю в хрупкости. Так о чем же думали составители и рецензенты?
3). Вопрос N 10. Зачеркни лишнее. Ребенок, которому показали этот вопрос, уверенно ответил: кровь. Почему? Потому что жидкая. В отличие от всего остального. Конечно, с точки зрения анатомии это не правильно, но с точки зрения логики оба ответа АБСОЛЮТНО ПРАВОМЕРНЫ. Вообще, такие вопросы на исключение характерны для теста на определение IQ, но даже там многозначных ответов не предполагается.
Обсуждать последний, двенадцатый вопрос даже не хочется. Это уже тема из области философии, а не естествознания. Волки – тоже “санитары леса”, но их не столько охраняют, сколько отстреливают, чтобы не стали еще и “санитарами ферм”.
Так что четыре вопроса из двенадцати (четверть!!!) можно выбраковывать сразу. Даже если не подходить к проблеме слишком строго. А ведь детям за эти глупости взрослых ставят совершенно официальные оценки. Оценки ЗНАНИЙ.
Вообще хотелось бы посмотреть в глаза составителям и рецензентам, одобрившим ЭТО. Посмотреть и лишить их права на педагогическую деятельность. Желательно пожизненно. Не размениваясь на аттестации и выговоры.
Если мы еще хотим иметь образование…

Андрей КРАЙНОВ
Москва

Московский институт повышения квалификации работников образования
Проверочная работа по “Естествознанию” в 3-м классе

1. Укажи ПРИЧИНУ смены дня и ночи:
а) вращение Земли вокруг Солнца;
б) вращение Земли вокруг своей оси;
в) вращение Солнца вокруг Земли;
г) вращение Луны вокруг Земли.
2. Какая из указанных групп содержит условия, ДОСТАТОЧНЫЕ для прорастания семени?
а) свет, вода, углекислый газ;
б) глина, песок, перегной;
в) тепло, влага, воздух.
3. В какой строчке указаны ТОЛЬКО хвойные деревья?
а) саксаул, пальма, кактус;
б) ель, сосна, лиственница;
в) береза, рябина, осина.
4. В какой строчке указаны ТОЛЬКО овощные культуры?
а) морковь, петрушка, укроп, лук, помидор;
б) картофель, капуста, баклажан, апельсин;
в) вишня, слива, яблоко, перец, кабачок.
5. Выбери продукты животноводства:
а) мясо, шерсть, кожа, пух;
б) фрукты, овощи, злаковые культуры;
в) хлопок, лен, кормовые культуры.
6. Укажи, какие полезные ископаемые добывают В НАШЕМ КРАЕ?
а) бурый уголь, песок, известняк;
б) мрамор, железная руда, нефть;
в) природный газ, каменный уголь, алмазы.
7. Укажи, какое свойство каменного угля НЕ ПОЗВОЛЯЕТ использовать его в строительстве?
а) черный; б) хрупкий; в) горючий.
8. Выдели ТЕЛА, состоящие ИЗ ВОДЫ:
а) дождь; б) морская вода; в) дождевая капля.
9. Укажи группу насекомых луга:
а) шмели, бабочки;
б) жуки-плавунцы, муравьи;
в) жуки-короеды, майские жуки.
10. Зачеркни ЛИШНЕЕ:
сердце, вены, артерии, желудок, кровь.
11. Укажи, В КАКОЙ природной зоне расположен НАШ КРАЙ:
а) в зоне тундры; б) в зоне лесов; в) в зоне степей.
12. Почему люди ОХРАНЯЮТ хищных животных?
а) хищники радуют глаз человека;
б) хищники имеют теплую красивую шерсть;
в) хищники-санитары леса.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте