С победой выходила из сражений
И, коль придется, будет выходить,
Сильна Россия связью поколений,
Поэтому ее не победить!Людмила Светлакова-Орлова
Я старожил района Сокол. Здесь я живу, работаю и творю. Одним словом, настоящий соколянин! А еще здесь, в школе №1251 имени генерала Шарля де Голля, учится мой сын. По долгу службы мы много сотрудничаем со школьным коллективом. Так, мои студенты в недавнем прошлом в рамках прохождения практики великолепно оформили музейные и библиотечные пространства школы.
И именно тогда я обратил внимание на успешно работающий школьный музей боевой славы «Добровольцы», посвященный знаменитой 18‑й Московской дивизии народного ополчения, которая была сформирована в первый год Великой Отечественной войны в Ленинградском районе столицы. Этот музей не просто бережно хранит бесценные экспонаты, способные «оживить героев имена». Он живет полноценной жизнью в недрах школьных событий, входя в целый музейный комплекс, в котором умело применяются самые современные, передовые технологии музейной педагогики. Задача музея не столько сберечь память, сколько передать ее следующим поколениям россиян.
Я из той категории людей, которые считают, что ничего в этой жизни не бывает случайным, все наши встречи немного роковые, судьбоносные. Вот и посещение музея «Добровольцы», и общение с его руководством вольно или невольно побудили меня задуматься о преемственности поколений. У меня есть сын Ерлан, представитель современной молодежи. Но у меня же есть (рука не поднимается написать «был»!) и отец, дедушка Ерлана… Мой отец – участник Великой Отечественной войны. Помню, как он любил повторять: «Ергали, ты будешь сыном последнего живого участника войны!» Сейчас, спустя много лет, я воспринимаю эти слова отца как своеобразное завещание.
Действительно, наша страна нередко выживала и возрождалась, как птица Феникс, именно благодаря тому, что поддерживала связь с предыдущими поколениями, сохраняла память о самых значимых событиях прошлого. Общеизвестна истина: все войны, все славные мирные победы обычно выигрывают учителя.
Однако учительство – понятие широкое. Это не только учителя за школьными партами. Учителями выступаем и мы, родители. Свою учительскую миссию также выполняют музейные работники, служители театра… Все-все, чья цель – быть наставником, то есть интересоваться и гордиться достижениями предыдущих поколений, передавать эстафету исторической и культурной памяти.
Наставничество традиционно для российского, в том числе московского, образования. Тем не менее следует подчеркнуть актуальность не утилитарного вопроса методики и технологий наставничества, а самого главного вопроса: что конкретно мы передаем нашим детям и внукам? Духом наставничества в настоящее время прежде всего является уважение к военным, трудовым и научным подвигам нашего народа.
Именно об этом говорят последние президентские инициативы: принятые поправки в Конституцию Российской Федерации и в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, указы Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Именно этим пронизаны все элементы воспитательной работы в школе: изучение государственных символов России, реализация проекта всероссийских уроков «Разговоры о важном», театральная педагогика, музейная педагогика.
Именно об этом в свое время писал академик Д.С.Лихачев: «Экология представляет собой взгляд на мир как на дом. Природа – дом, в котором живет человек. Но культура тоже дом для человека, причем дом, создаваемый самим человеком». И в этом смысле школьный музей можно рассматривать как важнейший элемент экосреды воспитания, выполняющий функцию средства межпоколенческого диалога, который так необходим для российского общества на современном этапе.
Наш музей боевой славы «Добровольцы» интерес тем, что это так называемый музей с продолжением, иными словами, музей, который в совместной деятельности музейных работников, педагогов, обучающихся и их родителей, общественности района (в том числе ветеранских общественных организаций) увековечивает память ополченцев Москвы с помощью целого ряда мероприятий.
Во-первых, музей осуществляет экспедиционно-познавательную работу (выезды к местам боевых действий, например к памятнику героям-панфиловцам под Волоколамском недалеко от станции Дубосеково). По итогам каждой поездки вписывается новая страница в школьную Книгу Памяти – своеобразную энциклопедию народной войны. У школы в этом направлении есть свой знаменитый наставник – Юрий Робертович Барановский, участник Великой Отечественной войны, награжденный орденом Красной Звезды и орденом Александра Невского 2‑й степени, с 1955 года учитель математики района Сокол, один из первых в стране начавший военно-поисковую работу с молодежью.
Во-вторых, силами музея по территории мемориально-паркового комплекса героев Первой мировой войны организуется ежегодное шествие Бессмертного полка. Среди главных участников шествия – директора школ района, педагоги, мы, родители, и, конечно, дети. Воспитательная ценность этой акции заключается прежде всего в том, что взрослые личным примером показывают, насколько священна для них память о войне. Воспитать личность может только личность! Хорошо на эту тему высказалась председатель Комиссии по образованию и науке Общественной палаты города Москвы М.Н.Лазутова: «Внешний облик и внутренняя красота учителя часто совпадают. Не случайно многие дети хотят быть похожими на учителя…» И в самом деле, многие молодые люди имеют генетически заложенный инстинкт копирования. Вот почему так важно именно нам, взрослым, быть образцом для подражания во всем и, в частности, быть идеалом по своим человеческим качествам.
В-третьих, музей выступает площадкой для различных общественных инициатив.Так, не без поддержки нашего музея на Ленинградском проспекте, рядом с домом 27, в нынешнем районе Беговой напротив гостиницы «Советская» был установлен памятный знак в честь прославленной 18‑й дивизии народного ополчения, той самой дивизии (одной из двенадцати), сформированной в Ленинградском районе столицы и не погибшей в окружении фашистов, а сохранившей знамя и ставшей впоследствии 11‑й действующей гвардейской стрелковой дивизией.
Как вы понимаете, залог успеха музейной работы кроется в первую очередь в верности традициям, в сохранении преемственности. Мой сын Ерлан на данный момент возглавляет школьный совет музея. Совсем недавно, 11 октября, в Музее Победы он стал ведущим вечера, посвященного памяти московских ополченцев. Но что удивительно, его соведущей стала София Сергеевна Адамова, когда-то сама председатель школьного совета музея, потом выпускница школы №1251, ныне студентка филологического факультета педагогического вуза и по совместительству документовед школьного музея и учитель русского языка. Но рядом с моим сыном и Софией Сергеевной я вижу еще одного человека – Марину Владимировну Печникову, руководителя школьного музея, статус которого за последние годы был подтвержден победами на четырех смотрах-конкурсах. Марина Владимировна является основателем музейного комплекса, а за многолетнюю патриотическую работу с молодежью заслуженно награждена знаком «Почетный житель муниципального округа Сокол». А ведь было время, когда она, выпускница школы №739, приняла знамя от самих ополченцев, живых свидетелей эпохи, и заложила основы одного из первых школьных музеев народного ополчения в стране.
Что же я наблюдаю? Связующую нить времени, не прекращающийся ни на миг пульс жизни, передающиеся из поколения в поколение лучшие традиции наставничества… Наверное, мне как отцу несказанно повезло, что у моего сына Ерлана есть возможность в стенах школьного музея каждодневно соприкасаться с историей нашего народа. А вот как педагог, преподающий в Строгановке, вынужден постоянно отвечать на вопросы своих студентов – будущих молодых специалистов, создателей материальных и духовных ценностей нашей страны. В том числе на явные и неявные вопросы о том, как же может не прерваться связь поколений, если в живых почти не осталось ни одного участника Великой Отечественной войны. Не может и не должна прерваться! Несомненно, что школа и музей, являясь очагами памяти, выступают одними из ведущих средств сохранения преемственности поколений.
Не могу не упомянуть и еще одну связующую линию поколений наставников, которую мне удалось рассмотреть. Директор школы №1251 Татьяна Викторовна Кравец сама потомок одного из народных ополченцев. Но этого сказать мало. Ее наставником как управленца был знаменитый учитель физики Генрих Александрович Ржевуский, заслуженный учитель школы РСФСР, награжденный за свой педагогический труд высшей в тот период наградой нашей страны – орденом Ленина, а самое главное – участник героической битвы за Москву. Нельзя не вспомнить, что современная школа №1251 сложилась из трех школ района Сокол: №151 (позже №48), 706 и 739. И первыми директорами всех трех школ стали молодые тогда, только вернувшиеся с фронта солдаты той великой войны!
Да, мой сын Ерлан взрослеет… Не знаю, кем он будет по профессии. Пока нет предела его мечтам – от великой математической науки до современных информационных технологий… Но, как мне кажется, все это вторично. Основа, базис его личности уже заложены. Сам Ерлан однажды очень образно сказал следующее: «Музей внутри меня!» Вот теперь я точно могу быть спокоен за его будущее.
Так что же могут современная школа и так бурно развивающееся музейное дело? Очень многое. Перед нами действительно великая воспитательная сила, мощнейший инструмент укрепления духовных скреп россиян. Мы живы, пока жива память о прошлом, будущее корнями всегда в прошлом. И пусть в преддверии Года педагога и наставника слова о роли мудрых старейшин, способных передавать истины младшим, а также о важности уважения к старшим приобретут колоссальное общественное звучание.
Ергали ДАУТОВ, кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой художественного металла Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г.Строганова
Комментарии