Подведены итоги IX Московской метапредметной олимпиады «Не прервется связь поколений»-2022. Студенты Московского техникума креативных индустрий имени Л.Б.Красина подготовили 72 проекта, представляющих героические страницы истории Отечества и неповторимые воспоминания из истории отдельных семей.
На страницах конкурсных сочинений отображается целая эпоха жизни великой страны. Историческая книга подвигов и трагедий народов Советского Союза наполняется уникальными фактами из семейных архивов обучающихся образовательных учреждений Москвы. Студентам, желающим в своем проекте рассказать о героях середины XX века, не являющихся членами их семей, приходят на помощь материалы экспозиций музеев или сайтов памяти.
Музей профессионального образования Москвы, действующий на площадке «Автозаводская» Московского техникума креативных индустрий имени Л.Б.Красина, открывает дополнительные горизонты для обучающихся столицы в развитии исследовательской деятельности. Экспозиции, посвященные военному периоду, возможность общения с ветеранами педагогического труда, профессионально-технического образования, состоящими в клубе «Связь поколений», способствуют гражданскому и патриотическому воспитанию студентов, которому огромное внимание уделяется в течение всего учебного года. Студенты пробуют свои таланты в городских конкурсах и проектах начиная с первого курса. На второй год обучения они уже самостоятельно работают в графических редакторах, снимают видеоролики, выполняют видеомонтаж, становясь наставниками и примером для первокурсников, продумывая сценарии и создавая презентации. Мероприятия, посвященные памятным датам истории и культуры, сменяют друг друга. С особым трепетом идет подготовка к майским праздникам, которые отмечаются уроками Мужества, концертами, кинолекториями и, конечно, участием в патриотических конкурсах и вахтах памяти.
В современном мире люди все больше ощущают нехватку времени. Ритм жизни в мегаполисе только ускоряется. Для нас проводят тренинги, мастер-классы, обучающие правильному распределению своего времени, но какой тайминг поможет родителям услышать своих детей, учителям – найти подход к каждому ученику, подросткам – выделить время для поддержки ветеранов? Патриотические мероприятия в значительной мере рассчитаны на массовость. Организаторы ставят перед собой задачу охватить как можно больше народу. Количество участников часто становится показателем значимости мероприятия. Очень важно, чтобы в погоне за массовостью не потерялась суть патриотического воспитания, не уменьшилась сила его эмоционального воздействия на участников.
Для постоянного развития и погружения в исследовательскую деятельность очень важно обеспечивать общение с ветеранами небольших групп ребят, а по возможности и организовывать их личные встречи. Одна из таких встреч прошла у студентов Софии и Александра с Героем Социалистического Труда Юрием Николаевичем Чумаченко. Она была запланирована в процессе подготовки студентов к участию в олимпиаде «Не прервется связь поколений».
– Вместе с Софией мы проводили исследование трудового подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., – рассказывает студент 2‑го курса Александр Красавин. – Я отметил, что в военный период большое внимание уделялось железнодорожному транспорту. Стальные магистрали были сродни артериям, несущим кровь от сердца ко всем органам, обеспечивающим жизнестойкость страны. В современном мире значение железных дорог для обороноспособности страны только возрастает. Я заинтересовался развитием железнодорожной отрасли в послевоенные годы.
Александр Красавин
Начав работу с изучения архивов Музея профессионального образования Москвы, я был счастлив узнать, что еще есть возможность пообщаться с человеком, сделавшим личный вклад в развитие железнодорожной отрасли, заслужившим высшую награду за вклад в развитие страны, участником электрификации Советского Союза.
Когда я собирался на встречу с Юрием Николаевичем Чумаченко, то волновался о том, как поддержать разговор с человеком старшего поколения. Его профессия далека от моей. Как найти точки соприкосновения? Издательское дело не связано с профессией машиниста. Познакомившись с Юрием Николаевичем, я об этом уже не беспокоился. Четыре часа общения пролетели как одна минута. Мы узнали, что героя с детства привлекала не только железная дорога, но и активная общественная жизнь, книги. Любовь писать сочинения переросла в умение создавать очерки и заметки. В армии он окончил курсы корреспондентов.
Первоначально Юрий Николаевич интересовал меня как успешный человек, достигший больших высот в жизни, родившись в простой семье. Родители его не покинули прифронтовую Москву. Мама не верила, что столицу отдадут врагу. С двухлетним сынишкой ей часто приходилось укрываться в бомбоубежище. Отец был сильно контужен в самом начале войны, потерял часть пальцев, плохо видел и слышал, но при этом продолжал работать кузнецом. Мечта стать машинистом владела Юрой с детства и привела в железнодорожное училище №3, но его первая рабочая специальность «слесарь по ремонту электровозов» очень пригодилась в работе машинистом. 54 года спустя в железнодорожный колледж №52, в состав которого вошло и железнодорожное училище №129 (ЖУ №3), пришла учиться внучка Юрия Николаевича, Вера.
Завершив учебу в июне 1957 года, 26 июля 1957 года Юрий отправился в свою первую поездку в должности кочегара паровоза, влившись в знаменитый коллектив депо Москва-Сортировочная. Полтора года он отработал кочегаром. В 1959 году на Сортировку пришли два первых электровоза, но предстояло идти в армию. Молодой железнодорожник выбрал флот. Юрий Николаевич считает, что в жизни надо себя пробовать в разных направлениях: «Когда пришел на призывной пункт, то решил, что железная дорога подождет. Надо посмотреть мир с палубы корабля. Четыре года службы впереди не пугали. Был интерес к открывающимся горизонтам». Выучился на радиста, потом на гидроакустика. Служил на минном тральщике. В 1962 году обнаружил английскую подводную лодку, зашедшую в воды СССР. Наградой Юрию стал отпуск домой на 10 суток. Служба проходила в Североморске, в Полярном. Побывал на Баренцевом и Белом морях, на Новой Земле. Начало Карибского кризиса встретил в г. Полярном. Четыре месяца город находился на военном положении. Соблюдали светомаскировку, спали в робе.
После службы Юрий Николаевич вернулся в депо. Сейчас он с теплотой вспоминает работу на своих первых локомотивах. Болтанка и вибрация в кабине были не хуже, чем в шторм на корабле. После присвоения звания Героя Социалистического Труда в 1982 году чувство ответственности в работе только выросло: «Когда на кителе звезда Героя, ты уже себе не принадлежишь, ты представляешь всех Героев страны». Для ветерана нет ничего выше чести и достоинства. Юрий Николаевич гордится, что только предотвращал аварийные ситуации, а сам никогда не вызывал их. Привыкнув к постоянному движению, на заслуженном отдыхе Юрий Николаевич не стал домоседом. Начал ездить с молодыми локомотивными бригадами по всей стране. Стал общественным ревизором по безопасности на дорогах ОАО «РЖД». Сотрудничал с редакцией газеты «Московский железнодорожник», вел рубрику «Клуб машинистов». Писал о своих поездках по стране «репортажи из кабины машиниста».
В работе ревизором его целью не было выявлять нарушения. Он всегда воспитывал личным примером, не уставая разъяснять молодым коллегам, что инструкции написаны кровью, приводя примеры из своего богатого личного практического опыта. За каждым пунктом инструкции стоит происшествие или чья-то загубленная жизнь. Когда человек понимает, для чего написано то или иное предписание, его уже не надо контролировать. Ветеран уверен, что к каждому человеку нужен свой подход. Кроме критики надо предложить свое решение проблемы. Задача каждого профессионала – подготовить себе достойную смену, обеспечить преемственность поколений в профессии: «Поезд – это песня, сочиненная многими людьми».
Знакомство с Юрием Николаевичем помогло мне понять, что смысл жизни человека не в карьере, а в семье. Заботясь о семье, человек заботится о Родине.
Мало хорошо работать, надо интересоваться жизнью коллектива. Быть активным интересно. Эта деятельность затягивает, открывает новые перспективы, знакомства. Я очень благодарен Юрию Николаевичу за то, что он находит время для общения с молодежью, за опыт, которым он с нами поделился.
София Фролова
С первого курса мы активно участвуем в жизни техникума. Если выполнять все учебные задания вовремя, то остается достаточно времени для участия в проектной деятельности, тем более при тех поддержке и наставничестве, которые мы получаем от наших педагогов. Мы стараемся максимально участвовать в предлагаемых конкурсах. Каждое погружение в новую тему, новый проект дают дополнительные знания и расширяют наш кругозор. В первом семестре с иллюстрацией к литературному произведению я стала лауреатом второй степени на конкурсе дизайнеров «Я открываю книгу». 15 апреля был подведен итог регионального этапа Всероссийского конкурса исследовательских проектов «Без срока давности», в котором мы с Сашей стали победителями, подготовив совместный видеопроект, посвященный героизму советского народа и драматическим событиям в жизни мирного населения на территории РСФСР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Сейчас ждем объявления итогов конкурса. Для участия в нем мы совершенствовали умение презентовать результаты своей исследовательской деятельности. Сразу после участия в конкурсе проектов и олимпиады мы включились в подготовку кинолектория «Чтобы помнили!», организуемого для студентов первого курса к Дню Победы. Наши студенты никогда не остаются в бездействии. Конкурсы сменяют мероприятия волонтерского движения и студенческого актива. Скучать нам некогда, а лучший отдых – это смена деятельности.
В этой творческой круговерти мне стало интересно, чем жила советская молодежь в послевоенные годы, чем отличалась от нас. В результате нашего общения с Юрием Николаевичем я нашла много общего в учебе и жизни таких достаточно далеких поколений, как наши. Молодое поколение всегда устремлено к будущему, торопится жить, стремится к познанию. Моим сверстникам легче, чем послевоенному поколению. Мы более изнеженные. Но есть свои трудности и у нас. Множество возможностей налагает на нас больше ответственности за свой выбор. Чем руководствоваться в жизни?
Юрий Николаевич много говорит об отношении к труду, об ответственности. Вроде бы о том же, что мы и сами знали, часто слышим от родителей и учителей. Но у него все основано на личном опыте, пересекается с жизненными ситуациями. На любую проблему есть пример из жизни, объясняющий ее. Человек, заслуживший высокую награду за свою профессиональную деятельность, подчеркивает, что во все времена мало было просто хорошо работать и добиваться высоких результатов, необходимо активно участвовать в общественной жизни коллектива, заботиться о процветании Родины. В простом разговоре с ним начинаешь понимать, почему надо поступать именно так, а не иначе. Главное в жизни – уважение к своим семейным корням, своим предкам. У них мы учимся познавать мир, беречь его. Любящий ребенок не станет расстраивать родителей неправильными поступками. Юрий Николаевич подчеркивает важность семейных устоев. В настоящее время Ю.Н.Чумаченко ведет большую общественную и воспитательную работу с учащимися столицы, молодежью на предприятиях ОАО «РЖД».
В этом году мы с Сашей стали только призерами олимпиады в номинации «Мой герой». Значит, нам есть к чему стремиться. Я снова готовлюсь работать над проектом в этой номинации. Она особенно интересна мне тем, что можно подготовить рассказ об удивительном человеке. В олимпиаде я участвовала с проектом, посвященным заслуженному ветерану педагогического труда и профессионально-технического образования Вере Владимировне Калгашкиной. Из-за проблем со здоровьем Веры Владимировны у меня не было возможности лично познакомиться с ней. Но общение с Юрием Николаевичем очень помогло мне в работе над проектом.
Герои не могут быть лучше или хуже, главное, что мы участвуем в составлении летописи реальных человеческих судеб, имеем возможность поделиться опытом, который приобретаем при общении с ними. Мы транслируем свой опыт. Нельзя узнать о всех героях, но можно рассказать о многих. Мы рассказываем в своих проектах о ветеранах – людях, которые защищали нашу страну и восстанавливали ее после войны, строили государство, в котором мы сегодня можем учиться, чтобы продолжать их дело, уметь справляться с трудностями. Их судьбы лучше учебников объясняют нам, что, имея цель и мужество, человек может пройти через любые испытания, сохранив свои принципы и идеалы, уважая традиции прошедших времен. Но и ветеранам важно знать, что их опыт оценили по достоинству, что после их ухода останется память. Связь поколений крепче всего должна объединять два крайних звена: подростков, только начинающих свою жизнь, и их наставников, уже проделавших длинный жизненный путь. Подрастающее поколение учится не только брать от своих учителей, но и отдавать: заботиться, делиться своим временем. Общаться надо сейчас, пока мы еще имеем эту возможность. Работа с архивами достаточно интересна, но я считаю, что более важным являются личное знакомство и общение с людьми, накопившими за свою жизнь столько полезного и бесценного для нас опыта не только в профессиональной деятельности, но и в области общечеловеческой морали.
Государственные награды Ю.Н.Чумаченко
1969 г. – орден «Знак Почета».
14 июня 1982 года указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».
22 апреля 1989 года – орден Октябрьской Революции.
24 октября 2007 года на съезде железнодорожников В.В.Путин вручил Ю.Н.Чумаченко юбилейную медаль к 170‑летию железнодорожного транспорта.
Ольга ШУБИНА, педагог-организатор Московского техникума креативных индустрий имени Л.Б.Красина
Комментарии