Воспитатель – мудрый и опытный педагог, настоящий друг и наставник, первый человек, который открывает перед ребенком долгий и увлекательный путь в школу. Что самое главное в работе воспитателя и чем она отличается от учительской профессии? Как найти не только дело всей жизни, но также интересные пути развития и обновления? Может быть, мы развенчаем некоторые мифы и удивим вас новым подходом к совершенно очевидным вещам. А может быть, еще раз подтвердим всем известные истины. О своих победах и достижениях, сомнениях и планах нам рассказала воспитатель школы №236 имени Героя Советского Союза Г.И.Щедрина, победитель конкурса «Воспитатель года Москвы»-2020 и лауреат конкурса «Воспитатель года России»-2020 Светлана ТУЛАЙКИНА.
– Светлана Олеговна, воспитание и образование – два неразрывно связанных друг с другом процесса. Без воспитания, наверное, образование в принципе не имеет смысла?
– Полностью согласна с таким утверждением, это два неразрывных и важных процесса. Нельзя исключить один и удовольствоваться оставшимся. Кстати, особенно ярко это прослеживается в дошкольном возрасте. Что такое воспитание? Культура, традиции, мораль, критерии добра и зла, определенные ценности. Обучение или образование – это формирование навыков, развитие растущего человека. Например, уже с самого раннего возраста мы формируем у детей бережное отношение к природе. И тут же даем определенные знания о мире растений и животных, о мире людей. Знаете, в чем главное различие между воспитанием и образованием? Мне кажется, что воспитание отвечает на вопрос «как?» – это скорее определенная форма поведения. А образование – содержание, наполнение любого мероприятия. И то и другое очень важно, особенно в современном мире. Можно владеть огромным количеством информации, но при этом элементарно не уметь общаться с людьми или выстраивать грамотный диалог. В этом случае даже самый блестящий набор знаний останется незамеченным, потому что вас просто никто не станет слушать. С другой стороны, можно быть отлично воспитанным и деликатным человеком, располагать к себе людей, но недостаток образования (если он есть) моментально даст о себе знать – просто будет не о чем говорить!
– Почему вы решили стать воспитателем? Я всегда ищу династическую составляющую, есть ли в семье кто-то, профессионально посвятивший себя воспитанию, или вы стали первопроходцем?
– Наверное, я вас разочарую, никакой династии нет. Иногда нескромно позволяю сказать себе, что я родилась педагогом. Сколько себя помню, вокруг меня всегда были дети! Мы устраивали спектакли, концерты, выпускали газеты, организовывали кружки, ходили в походы. Мне никогда не было страшно остаться, например, с двухмесячным ребенком. Помню, мне было около восьми лет, и ведь спокойно доверяли малыша! Похоже, что это настолько моя стихия, что я не представляла себя никем, кроме как педагогом. Тогда я еще не могла точно сказать, кем я буду – воспитателем или учителем, но знала, что работа будет связана с детьми.
Правда, сначала у меня была другая линия развития. Я поступила в торговый техникум, но проучилась там всего один триместр. Попала в свою стихию, только когда моему старшему сыну исполнилось три года: я привела его в детский сад и сама устроилась туда на работу. У меня на тот момент не было ни образования, ни стажа, ни опыта работы. Но когда пришла в группу, я четко знала, что должна делать, это буквально на уровне подсознания. Были, конечно, организационные моменты, тогда приходили на помощь старшие коллеги. А самое главное – был настоящий «методический шкаф»! Я укладывала детей спать, доставала специальную литературу и запоем читала книги. Это было мне настолько интересно, что все усваивалось мгновенно.
– Такие близкие, практически смежные профессии – воспитатель и учитель. Или это две совсем разные специальности? Много ли у них общего и верно ли утверждение, что граница между ними очень условна?
– Мне кажется, это одна профессия под названием «педагог». А вот специальности и задачи несколько разные. Кроме того, есть глубокая и глобальная цель – воспитание и развитие человека. Мы стараемся сделать детство счастливым, развивающим, обучающим. Поэтому здесь очень важно выделять эту самую линию сотрудничества между учителями и воспитателями, чтобы преемственность была настоящей, неформальной, чтобы мы всегда могли взаимодействовать друг с другом. Только в таком случае мы можем рассчитывать на большой успех. Я люблю сравнивать этот процесс с маленьким деревцем. В детский сад попадают уже не зернышки, а маленькие ростки, а на выходе должен получиться крепкий саженец, который мы передаем в школу, где в идеале вырастет молодое деревце. Конечно, это аллегория!
– Скажите, а неужели не было никогда желания попробовать себя в роли учителя?
– Понимаю ваш вопрос, но все-таки считаю, что каждому свое. Мы много общаемся с учителями, и я часто слышала от них: «Я никогда не смогла бы работать с такими маленькими, я просто не знаю, что с ними делать!» Наверное, то же самое могу сказать и о себе. До второго класса я вижу ребенка, понимаю и чувствую все грани и этапы его развития. А третий-четвертый классы для меня – это серьезный возраст, когда я не за все могу отвечать.
– Вы согласны с таким расхожим мнением, что воспитатель – почти вторая мама? И действительно, как иначе, если значительную часть дня ребенок проводит именно с воспитателем, а не с родителями? И еще один вопрос. Как у вас получилось стать практически мамой сразу 15-20 малышам, один из которых ваш собственный сын? Это и есть профессионализм?
– Если исходить из своего опыта, я никак не стала бы сравнивать себя на работе со второй мамой, да и с мамой вообще. Я воспитатель, друг, наставник, помощник, первый учитель. А мама – единственная! Удивительно, но, когда мой ребенок был со мной в группе детского сада, я точно знала, что не была ему мамой. Он называл меня Светланой Олеговной, и требования к нему были жестче, чем к другим детям. Не удивляйтесь! Ты можешь другим детям многое простить и на что-то закрыть глаза. Но если это твой ребенок, то срабатывает определенный стереотип: он не должен тебя подвести. И от своего ребенка будешь требовать в три раза больше. И этого мало, дополнительное воспитание продолжалось еще и дома! (Смеется.) А если серьезно, считаю, что лучше не экспериментировать. Мама должна быть мамой, а воспитатель – воспитателем. Мне, например, было бы неприятно, если бы мой ребенок даже очень хорошего воспитателя считал своей второй мамой.
– Абсолютно согласна с вами! Но я уверена, что вы были объективны, поэтому никто не остался обиженным – ни ваш сын, ни ребята из группы.
– Не все так просто! Сын до сих пор вспоминает свои игрушки, которые я уносила на работу, и помнит, что по отношению к нему я была строгим воспитателем. И больше такой ошибки я не повторю.
– Давайте перейдем к вашим профессиональным достижениям. Вы победитель недавно прошедшего конкурса «Воспитатель года Москвы»-2020 и лауреат конкурса «Воспитатель года России»-2020. У меня много вопросов, и самый первый – почему решили участвовать?
– Как ни странно, но меня к этому подтолкнул период самоизоляции, когда мы все оказались дома и срочно нужно было найти новые формы работы и взаимодействия с детьми и родителями. Я начала снимать видеоролики, постепенно накопилась большая база материалов по новым формам работы. Кстати, впоследствии это очень помогло на конкурсе. В первый раз, когда мне предложили участвовать, я отказалась, потому что понимала, насколько сложен путь. А позже мне посоветовали посмотреть этапы конкурса, и стало понятно, что в принципе у меня уже есть все наработки. Я просто направила свои видеоматериалы на конкурс. В полуфинале нужно было написать статью о перспективах развития дошкольного образования в столице, уложив все мысли в четыре тысячи символов. На тот момент у меня в голове уже абсолютно точно сформировалась структура того, какое будущее я хотела бы видеть для дошкольного образования Москвы. Вот после этого тура я уже прошла в лауреаты. А дальше идешь до конца.
Конечно, попав в круг лауреатов, нужно было показать определенный уровень. Например, на конкурсном испытании «Дебаты» предстояло за минуту ответить на вопросы жюри и своих коллег. Мне было так интересно рассказывать о своих наработках, особенно после изоляции и небольшого отрыва от реальности! Когда видишь, как люди, пусть даже в формате Zoom, говорят и делятся своим опытом, то моментально понимаешь, насколько они увлечены своей работой.
– А что из конкурсных испытаний на уровне России стало наиболее запоминающимся?
– Абсолютно неожиданным и одновременно самым интересным оказался именно мастер-класс с педагогами. У меня была определенная цель – хотелось достойно представить опыт Москвы. Конечно, мечталось попасть в лауреаты. И вот когда я оказалась на сцене среди 15 лауреатов, выбранных из 74 регионов, – это была для меня огромная честь и гордость, конечно! Когда достигаешь этой цели, понимаешь, что перед тобой дальнейший путь. Ты среди финалистов и должна еще лучше, еще интереснее рассказать об опыте Москвы. Именно на этих пятнадцати участниках лежит огромная ответственность, они действительно обязаны быть всегда на несколько шагов впереди.
– А какое конкурсное задание стало самым трудным (неожиданным)?
– Как ни странно, с трудом далось наиболее любимое – мероприятие с детьми. С одной стороны, это, конечно, определенная энергетика, потрясающе открытые дети, интересно говорят…
– Но?..
– Мне кажется, я не до конца смогла понять, насколько хорошо это сделала. Не смогла отследить свои возможные ошибки. Мы были в прямом эфире, потом самоанализ, который, конечно, направлен сразу на всех участников, а нас семь человек в группе. Мне бы хотелось понять, что конкретно можно было бы улучшить в моих занятиях. Хотя мой восемнадцатилетний опыт показывает, что идеального занятия не может быть априори. Есть настроение педагога, есть настроение детей, порой это бывает до такой степени непредсказуемо, что ты не можешь запланировать себе идеальный урок. Особенно если в приоритете качество общения с детьми, поддержка детской инициативы, самостоятельности и любознательности, а это единственно правильная позиция, на мой взгляд. А кроме всего прочего, признаюсь, я просто не уложилась в отведенное время! Судите сами: на это конкурсное занятие отведено ровно 20 минут, а ребята хотели заниматься дальше. Ну как я могла прервать их?! Время было четко выверено, но дети есть дети, и если им в данный момент на занятии интересно, то…
– …наши формальности и условные правила перестают работать…
– Да, они просто не действуют.
– Хорошо, когда учителя и воспитатели это понимают! А что из приобретенного на конкурсе опыта вы считаете самым важным? Вот тот самый случай, когда становится понятно, что вы не просто победили, но и приобрели в свою копилку что-то очень важное в плане профессиональных навыков.
– Знаете, для меня самым важным было почувствовать уверенность в своих силах. Когда идешь на федеральный уровень в таком конкурсе, одолевает огромное количество сомнений: достоин ли ты, правильно ли выбран путь, сможешь ли конкурировать на таком уровне? И вот когда добиваешься определенных результатов, то обретение уверенности в себе, в своих силах и возможностях дорогого стоит. Лучшая награда – еще раз убедиться, что выбранное направление верное и что ты можешь дальше в нем развиваться.
– Вы не только профессиональный воспитатель, но еще и популярный блогер. Пожалуйста, расскажите немного о вашем блоге: как возникла сама идея, чему он посвящен?
– Блог тоже появился в период самоизоляции. Как ни странно, но именно это время дало возможности для дополнительного развития многих педагогов, в том числе и меня! Когда мы оказались в закрытом пространстве, начали искать единомышленников, нужно было понять, как нам взаимодействовать дальше, какие есть новые формы и приемы. В какой-то момент я начала делиться своим опытом и поняла, что мой блог совершенно точно будет не личным, а профессиональным и обязательно в помощь коллегам. Мне было очень важно найти единомышленников, которые понимали бы, что некоторые формы работы с детьми уже не так актуальны, как раньше, просто потому что изменился мир вокруг.
Мой блог практико-ориентированный. Я рассказываю, как можно добиться определенных результатов, и с гордостью могу сказать, что в мой блог потянулись люди, на данный момент у меня семь тысяч подписчиков. У нас даже появилось общество педагогов-блогеров. Это площадка, где мы делимся опытом и узнаем об актуальных формах работы, о вебинарах, о новых книгах, о том, что у кого получается. В данном пространстве мы можем разместить видео или пройти курс обучения. Это настоящее сообщество единомышленников, которые встречаются не только в формате Инстаграма. Вот, например, недавно мы устраивали настоящую, очную встречу, где были победитель России Анастасия Шлемко и известный педагог-блогер Наталья Булдыгерова. Мы делились опытом, общались, простраивали какие-то линии развития.
– То есть самая настоящая площадка обмена опытом и повышения квалификации?
– Абсолютно верно!
– Просто не могу не задать вам этот вопрос! Изменилась ли ваша жизнь после конкурса? Известно, что профессиональная деятельность резко делится на «до» и «после», тем более что вы победитель московского конкурса и лауреат федерального уровня. Это я потихоньку пытаюсь узнать о ваших планах на будущее…
– Вот если говорить о самых ближних планах – нужно выпустить своих детей в школу! У меня сейчас подготовительная группа, и в любом случае я должна направить их в первый класс, основной акцент именно на этом. Конкурс – только начало пути. Совершенно справедливо, что, приобретая уверенность в своих силах, ты несешь определенную ответственность за то, что можешь дать другим людям, например своим коллегам. Поэтому в будущем мне хотелось бы стать наставником для своих коллег, для взрослых педагогов, и работать уже с ними. Вообще планирую охватить как можно больше детей и создать атмосферу ценности абсолютно уникального периода – детства. И все же, повторюсь, сейчас первоочередная задача – выпустить моих подопечных в школу, а дальше жизнь подскажет.
– Самая неожиданная профессиональная ситуация, в которой вы оказались?
– Работая с детьми, с такими ситуациями встречаешься в режиме нон-стоп. Ну вот самая трогательная: до слез поссорились две девочки, лучшие подружки. Утешаю одну – моментально начинает плакать другая. Я обняла их обеих и сказала, что если они не перестанут плакать, то я просто сяду и тоже разревусь. Знаете, помогло!
– А самая большая профессиональная радость, которую испытали за время работы?
– Если можно, расскажу две короткие истории. Первая – это когда мы с детьми вместе победили сразу в двух значимых конкурсах города – в проектах «Большая игротека» и «Летопись моей столицы». Радость была колоссальная, ведь это сделала не я, а команда педагогов и детей. А вторая история про родителей: знаете, некоторые из них не очень общительны просто по складу своего характера. Девочка из нашей группы рассказала, что мама подарила ей ферму бабочек. Я попросила фотографии этой фермы, чтобы можно было показать всем ребятам. Поясню, что мама этой девочки как раз относится к категории людей, которым свойственно держать дистанцию. И вот представьте мое удивление, когда курьер внезапно доставил для нашей группы точно такую же ферму бабочек! Вероятно, узнав о заинтересованности, мама девочки решила преподнести нам такой потрясающий подарок. Считаю это своей огромной профессиональной и человеческой радостью, внутренней победой и признанием. В таких ситуациях понимаешь, что твоя работа совершенно неожиданно приносит огромные результаты.
– Хотя бы раз были мысли о том, что пора кардинально менять профессию? Или это действительно дело всей жизни?
– Уверена, что педагогическая деятельность именно в дошкольном образовании – дело всей моей жизни. Если мне сейчас скажут, что профессии воспитателя больше не существует, и спросят, чем бы я хотела заниматься, просто не буду знать, что ответить, потому что не представляю себя вне этой специальности.
– Пожалуйста, дайте несколько советов тем, кто только-только пришел работать в дошкольное отделение и собирается, как и вы, посвятить свою жизнь профессии воспитателя.
– Самое первое – не бояться обращаться за помощью к коллегам. Они всегда подскажут и дадут хороший совет. Второе – обязательно ценить детство, ценить личность ребенка и поддерживать его инициативу, любознательность и самостоятельность. И третье – сотрудничать с детьми, создавать вместе с ними пространство и образовательные ситуации. Повторюсь, работать вместе с детьми – сейчас это самое главное! Ребенок из объекта, как было раньше, постепенно становится субъектом образовательных отношений. В таком случае он вместе с вами может выстроить свою уникальную образовательную траекторию.
– Пожалуйста, продолжите мысль: воспитатель – это прежде всего…
– …человек, понимающий ценность детства! Прекрасное высказывание Александра Асмолова про самоценность детства! Преклоняюсь перед этим человеком.
Елена РИПС
Комментарии