Много лет обращаюсь в памяти к вопросу, заданному папе старушкой, одиноко сидевшей около своего дома в умирающей деревеньке Бусыгино: «Что же ты, Вадим, деревню-то не запер?»Незапертой оказалась не только русская деревня: незапертым оказался весь разумный уклад жизни. Да, это проблема не только России, но если бы каждый народ нес полную меру ответственности за наследие пращуров, за природу, сохраненную для нас предыдущими поколениями, наверное, все было бы в мире иначе. И на весь мир кивать не стоит: отвечать нужно за место, где ты живешь.Самое главное, что мы потеряли за последние десятилетия ощущение дома, ощущение России.
В Интернете прочитала материал под названием «У нас нет этой ментальности советской»: московские подростки ответили на неловкие вопросы «Би-би-си». Вот один дословный ответ на вопрос, чем отличается современное молодое поколение от старших: «Мы намного меньше привязаны к одному месту, к старым традициям, к тому, что делали мой дедушка, его прадедушка, и поэтому мы более критически мыслим». Ответ отражает нашу объективную реальность: «критически размышляя», что важно, а что – нет, отрицают то, чего не знают. Суть ответа шестнадцатилетней Ксении сводится к тому, что нет ничего, что бы им было дорого.Откуда же привязанности взяться? Маршруты: дом – школа (у детей), дом – работа (у взрослых) – не дают возможности познания Родины. Без живого систематического знания любовь не ворвется в сердце человека. Что такое живое знание? Это даже не только возможность вдохнуть запах леса и постоять рядом с вековым дубом. Это возможность самому высадить саженец, бросить семена в почву и наблюдать, как они прорастают, и главное – быть в ответе за них.Одна моя ученица, ровесница москвички Ксении, в сочинении написала: «Люди потеряли свой дом и скитаются по миру… Разговоры о войне и политике, о росте валют и экономическом кризисе заглушают тихий голос разума и понимание того, что действительно нужно человеку. А простому человеку нужно немного: стабильность, мир, дом, любовь…» И это не просто слова. Лиза отлично знает военную биографию своей прабабушки, добровольно ушедшей на фронт сразу после получения аттестата в июне сорок первого и вернувшейся с фронта в 1945 году, дорожит этой памятью. Вместе с одноклассниками Лиза побывала во всех значимых духовных местах области, восхищалась культурой, историей страны во время интегративной образовательной экспедиции по Золотому кольцу России, постигала истоки творчества Пушкина, Тургенева, Толстого, Чехова непосредственно в Болдине, Спасском-Лутовинове, Ясной Поляне, Мелихове.Однажды мы с ребятами были в походе. Палатки стояли около нежилой деревни. Рядом потрясающей красоты березовая роща. И табличка: «Березовая роща посажена жителями деревни в 1947 году». Не за счет тысячных грантов (на такого размера рощу сегодня бы миллионы ушли!), не в рамках акции. Без афиширования. Негромко. Так сердце велело. В труднейшие для страны времена. Тогда, когда большая часть мужчин с фронта не вернулись и нужно было без них землю пахать, хлеб сеять, детей поднимать, строить. Роща эта – ярчайший пример любви к своему дому, к своей Родине, желание жить в красоте. И хотя в основном это были люди малограмотные, они богаты были другим знанием: это их дом, и его нужно содержать красивым, ухоженным.Все мои выпускники знают, как мечтал вернуться в Россию умиравший во Франции И.С.Тургенев, но, понимая невозможность возвращения, писал в письме Я.П.Полонскому: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу – родине поклонитесь». Та же тоска в бунинских строчках о России. И какие образы возникают при слове «Родина» у лучших ее сыновей? Цветы полевые, колосья, лазурь неба, травы, песня, простые люди, человеческие чувства…Вижу в расписании уроков предмет «Окружающий мир». Невозможно окружающий мир изучать в четырех стенах! Фонограмма с голосом соловья не западает в душу, как это наяву происходит. Наши дети изучают ботанику как науку, но в массе своей не умеют при этом отличить одно растение от другого. Говорю не отвлеченно: все проверено в походах. Подростки не знают трав, цветов, не слышат звука родников, не видят, как они засоряются и зарастают, и не понимают, следовательно, что происходит с реками. Ими не освоены земля и окружающий их мир, а мы гордимся, что шестилетки уже владеют современными технологиями. Конечно, я понимаю важность освоения современных технологий. Но речь идет не о производстве, а о детстве. Сначала нужно научить разумно жить на Земле. Может быть, тогда меньше сил и средств придется тратить на борьбу с природой, наводнениями и пожарами, которые сами провоцируем? Человек разучился жить в ладу с природой, что отлично умели наши безграмотные пращуры, зная ее законы. То, что происходит с ребенком, когда он впервые видит рождение дня, восход солнца, едва ли возможно описать, но наблюдать за ним в это время одно удовольствие – восторг, счастье! Мы, взрослые, лишили наших детей этих восторгов и счастья. Когда они наблюдают звездопады в августе, когда считают, сколько красок у рассвета, происходит не что иное, как становление человека, обретение им навыка жить в ладу с природой и желания беречь ее.Мы несколько лет продвигаем идею создания в области всероссийского духовно-образовательного инновационного ресурсного BOOK-центра «Нужные книги детства» (название условное) для детей, учителей, родителей и всех, кто имеет отношение к детству. Разработана концепция, прописаны направления деятельности, содержание и формы сотрудничества детей и взрослых. Их деятельность носит ярко выраженный интегративный характер (тесно связана с историей, ботаникой, биологией, русским языком, литературой, географией, музыкой, рисованием, физическим воспитанием, информационными технологиями). Из российской глубинки распространять опыт духовно-нравственного образования в центральные регионы, дать детям возможность познания родного края – это ведь хорошая идея, объединяющая интересы государства и Церкви, семьи, школы, культуры. С активным включением в деятельность учителей (повышение квалификации на новом уровне), родителей, общественности, представителей Церкви (не только Кировской области) выиграют все.Галина БУЗАНАКОВА, кандидат педагогических наук, учитель высшей категории, дважды лауреат Премии Президента РФ, Киров
Комментарии