История ролевого движения в России насчитывает около двадцати лет. Ролевые игры как средство коррекции личности и возможность с пользой провести свободное время использовали еще во времена Советского Союза. Возникло множество методик, они и по сей день используются в педагогике.
Перечислю основные проблемы, которые решают ролевые игры:
1. Проблема мотивации обучения, внутреннего ощущения потребности в знаниях. Большая часть теоретических сведений и практических навыков, которые ребенок получает в школе, не имеет очевидного приложения в реальной жизни, а во время ролевой игры можно здесь и сейчас применить свежеобретенные знания.
2. Проблема поля реализации знаний. Современные школьники и студенты не умеют использовать знания, в их мировосприятии теория и практика существуют отдельно друг от друга. Выпускники физфака МГПУ также теряются в ситуации повреждения электросети, как и люди, ничего в физике не понимающие.
3. Проблема учета психолого-физиологических особенностей при формировании процесса обучения.
4. Проблема внутри- и внешнегрупповой сплоченности. В различных видах деятельности раскрывается необозримый простор для самоуправления детских коллективов.
5. Проблема социальной адаптации. Ни для кого не секрет, что в условиях конкуренции процесс социальной адаптации нередко приводит к серьезным психологическим срывам. Игровая деятельность лишь моделирует жесткие условия. Большинство психологических проблем вскрывается в процессе игры и может быть компенсировано опытным педагогом за счет адаптирующих внешних игровых действий.
6. Наконец, игры – неплохое средство психологической диагностики, позволяющее раскрыть комплексы ребенка, определить, завышена или занижена у него самооценка, и провести корректировку.
Цифры и факты
Лет десять назад методические материалы, описывающие технологии разработки и проведения ролевых игр, стали доступны всем благодаря интернет-технологиям. На выходные или во время отпуска поиграть не прочь и дети, и взрослые, и богатые новые русские, и скромные бюджетные работники.
Сегодня ролевые игры – это творческая деятельность на стыке творчества, искусства и спорта. Основные направления этой деятельности:
– массовые постановочные сражения (Бородино, Куликовская битва);
– театральные представления;
– художественные костюмированные импровизации;
– ремесло (ковка, работа с тканью, ручная работа по дереву и металлу, плетение, изготовление исторических аналогов национальных костюмов народов мира, доспехов и макетов исторического оружия);
– историческое и игровое фехтование – турниры, секционное обучение, мастер-классы, тренировки;
– литературное творчество.
По состоянию на январь 2005 года в российских регионах насчитывается более 90 тысяч действующих поклонников ролевых игр. Работают около двухсот общественных организаций, патриотических клубов, клубов исторической реконструкции, творческих клубов, частных экспериментальных школ и объединений ролевого моделирования. Ежегодно проводится около сотни мероприятий, напрямую относящихся к ролевому движению: фестивали, тематические региональные и общероссийские конференции, собственно ролевые игры, турниры исторического и игрового фехтования, театральные постановки, выступления в рамках общенациональных праздников (дни города, памятные даты, концерты). Средства на проведение акций дают энтузиасты-организаторы и сами участники.
Самая известная и уважаемая Всероссийская ежегодная конференция ролевиков «Зиланткон» проходит в Казани. На нее приезжают пообщаться, послушать доклады о ролевых играх (тематика самая разнообразная: методы организации, пошив костюмов, медики на полигоне, радиосвязь, формирование сюжетных линий, общение с игроками и т.д.), принять участие в семинарах, презентациях игр будущего сезона, мастер-классах по танцам, ролевому фехтованию, костюмам, литературных конкурсах, концертах бардов ролевого движения, турнирах по ролевому фехтованию. На конференции также вручаются премии за лучшую игру прошлого сезона.
По этому же сценарию проходят региональные и тематические конференции, или как их называют ролевики, конвенты. Старкон – конвент по звездным войнам, Комкон – конвент для ролевиков Москвы и области, Блинкон – конвент для питерцев.
Типичный ролевик – молодой человек от 16 до 24 лет. Ежегодно в движение приходят от 5 000 до 10 тысяч школьников и студентов. Интерес к играм особенно вырос за последние два года. В конференции «Зиланткон-2005» участвовало в полтора раза больше народу, чем в предыдущие годы.
Разрешите?
Две трети ролевых игр проходят стихийно, без оформления полного пакета соответствующих документов. Причина проста – никто толком не знает, как эти самые документы оформлять, а самое главное – непонятен статус ролевой игры. Что это – спортивное, оздоровительное, массовое мероприятие?
Если в игре принимают участие несколько десятков человек, она считается малой. Не проблема – собрать в ближайшем парке любителей фехтования или устроить бал в музее. В крупных мероприятиях бывают задействованы до трех тысяч человек. Исторически сложилось, что они проводятся за пределами Московского региона. Ясно, что при таких масштабах трудно оставаться в рамках любительских фестивалей, не требующих официального оформления и официальных договоренностей с местными властями. Организацией наиболее крупных ежегодных мероприятий в рамках ролевого движения занимаются координационные центры. Это творческая группа «Мастер-Зилант», которая ежегодно проводит две крупные конференции в Казани, АКИФ (Ассоциация клубов исторического фехтования) – организатор спортивных соревнований «Меч России» и «Рыцарский вызов», Межрегиональное общественное объединение «Игры будущего», отвечающее за крупнейшие в истории движения ролевые игры («Меч предназначения» по литературному циклу А.Сапковского собрал около 3000 участников), а также межсезонные дружеские маневры любителей фехтования, которые собираются в количестве более тысячи человек на территории парков и спортивных площадок в Москве.
Работа этих координационных центров курируется государственными учреждениями. К примеру, «Золотые леса» – крупнейший творческий клуб Московского региона, входящий в МОО «Игры будущего», насчитывающий до 500 активно действующих членов, является визитной карточкой МГУ им.Ломоносова.
Важным событием этого года для ролевиков стала договоренность между МОО «Игры будущего» и администрацией Москвы. Фестиваль «Осенние дружеские маневры», в котором будет около 1500 участников, пройдет на территории музея-заповедника «Коломенское» и станет центральным мероприятием в рамках празднования Дня города.
Есть проблема
Однако не обходится и без эксцессов. Назначенный на июль «Последний союз» – одна из крупнейших ролевых игр Московского региона по мотивам романа-эпопеи «Властелин Колец», недавно экранизированного и получившего мировое кинематографическое признание, – не состоялся. Двухдневные переговоры с администрацией Сергиево-Посадского района ни к чему не привели. Представители администрации, посетив лагеря организаторов игры, удивились, почему мероприятие такого уровня подготовки (более двух лет работы с сюжетным материалом и электронной переписки с участниками), материальных затрат (более 3,5 миллиона рублей) и числа участников (около тысячи человек) не было поставлено в план мероприятий по работе с молодежью. Однако административная машина уже была запущена, и проведение игры пришлось отменить.
Ролевые игры в Сергиев-Посадском районе проводят уже десять лет, и никогда не возникало никаких проблем. Была устная договоренность с городской администрацией – власти знали, что ребята, которые приезжают на этот полигон, ничего плохого не делают. Но времена, видно, переменились. Достаточно было кому-то из местных жителей позвонить в милицию и выразить опасение – а почему так много личного автотранспорта съехалось в зоне отдыха туристов, почему в таком количестве завозят стройматериалы? И власти начали принимать меры согласно букве закона, хотя по совести понимали – никакой угрозы молодые люди в обличье эльфов и хоббитов не представляют, а стройматериалы нужны для возведения игровых построек – крепостей, деревень, укреплений. Кстати, после игры ролевики всегда аккуратно за собой убирают – это неписаный закон. На беду сейчас период отпусков, так что решение – законное и справедливое – принимают заместители, а им труднее, чем первым лицам, сделать исключение для кого-либо.
Существовало письмо организаторов «Последнего союза» местных властям с просьбой о проведении массового мероприятия. Но оно было отправлено слишком поздно в надежде на то, что проблем не возникнет «как всегда». Однако массовые мероприятия проводятся по строгим правилам. И есть строгие правила подготовки к ним, сроки подачи заявки, оговоренный пакет документов…
В общем, ситуация в Сергиев-Посадском районе не только всколыхнула мир ролевиков, но и заставила задумать о том, что пора легитимизировать свою деятельность. Организаторы поняли, что власти пока не очень хорошо понимают воспитательное и образовательное значение ролевых игр, но если получат о них полную информацию, будут только рады включить творческое молодежное мероприятия в свои долгосрочные программы. А если ролевые игры перестанут быть междусобойчиком, у них появятся и зрители, и новые участники, тогда, возможно, исчезнет привкус «тайны», «загадки», но зато никто не посмеет разогнать тщательно подготовленное мероприятие, лишить его участников удовольствия погрузиться в мир приключений и фантастики.
Денис КОРИЧИН, советник Межрегионального общественного объединения «Игры будущего», педагог-психолог
Комментарии