Свой первый самолет бизнесмен Александр АНДРЕЕВ купил в 2007 году. Сначала в одиночку чистил, клеил, переставлял детали… Благо занимался когда-то в авиамодельном кружке на станции юных техников, умеет читать технические документы, в устройствах понимает, с аэродинамикой знаком. Да и окончил политехнический институт, вот знания и пригодились.
– Не наигрался в детстве в самолетики, – смеется над собой 46-летний пилот. – Посадил дерево, построил дом, вырастил дочь и сына – 22 и 26 лет. Что еще делать? Человек должен чем-то заниматься, иначе пьянство, женщины… – Самолеты лучше женщин? – я сочла долгом обидеться исключительно из дамской солидарности. Но Александр был невозмутим: – Мороки столько же, но самолету я ничего не должен. Перемещаться в воздушном пространстве – огромная степень свободы. А женщины… Ну куда от них деться? Частенько беру с собой жену. Вспомнился американский писатель и летчик Ричард Бах, автор «Чайки Джонатан Ливингстон», такой же страстный любитель неба и покоритель женских сердец. Что ж, о таком мужчине можно только мечтать…- Я лечу, а вы ползете! – горланю я, зажав микрофон пальцами, чтобы не оглушить пилота. Наушники снимать нельзя – в четырехместном самолете «сессна» грохот такой, будто мимо проносятся поезда. На самом деле мимо не проносятся даже пернатые, хотя Андреев говорит, что мы на высоте птичьего полета. Я специально заранее посмотрела в Интернете, какие пичуги машут крыльями в 600 метрах от земли. Выяснилось, что утки-кряквы. «Сессна» совсем не похожа на солидные «Ту» или «боинги», на которых возят пассажиров в дальние рейсы. Это нечто вроде огромной стрекозы – почти прозрачные крылышки, тонюсенькие ножки-шасси. Чтобы подняться в воздух, двое мужчин просто поднатужились и выкатили аппарат из-под навеса на взлетную полосу, которая тоже, строго говоря, и не полоса вовсе, а чистое поле. Аэропорт в райцентре Марьяновка, где находится ангар Александра, на солидные машины не рассчитан. – Самолет всегда хочет поднять вверх хвост, а я его осаживаю. Чем больше осаживаю, тем больше увеличивается сопротивление. Конструкция-то старая, 1951 года. «Сессна» была придумана для военных, во Вьетнам поступала на вооружение. Та была неудачная – два двигателя, но второй нужен только в случае отказа первого, а первый ест топливо, как лошадь. В гражданской авиации самолет легче на тонну, имеет один двигатель и летит быстрее. Вот на нем и поднимемся, – увлеченно рассказывал Александр перед полетом, не замечая разливающейся по моему лицу бледности. Вообще о самолетах он может говорить бесконечно. Хотя для Андреева это не бизнес, а хобби. – Первым у меня был тихоход большой грузоподъемностью Ан-2, летал на 500 километров от города, – вспоминает Саша. – Мне он стал неинтересен, продал, купил другой, сейчас уже седьмой отремонтировал. Почти приблизился к идеалу – «сессна» может пронестись 3,5 тысячи километров. К тому же почти весь авиапром СССР развалился после 1991 года, сейчас отремонтировать «Як» и «Ан» дороже, чем исправить импортный, а самая большая проблема в том, что невозможно купить запчасти – производства нет. Обслуживание же «старенькой иномарки» соизмеримо с обслуживанием автомобиля. Покупаю за границей старые, но работающие аппараты – 40-60 лет, их ресурс при этом еще не выработан. Реставрирую, летаю сам, вожу друзей на рыбалку, охоту, просто в путешествия… Не могу сказать, что для меня купить самолет просто. Лет в 30 я понял, что не могу без неба, но только в 40 сумел накопить на первый самолет. Не олигарх я, приходится много работать. Зато теперь не завишу от расписаний – сажусь и лечу: в Крым, во Владивосток, в Карелию. Надо сказать, что самолеты – для суперответственных мужчин. После ремонта старый самолет проверяет профессиональный летчик-испытатель, приезжает специальная комиссия, делает комплексную проверку. Только получив сертификат годности Межрегионального транспортного управления, можно летать. Но сначала нужно получить права. Водительские удостоверения всех категорий вплоть до тракториста у Андреева есть, квадроциклы и маломерные суда тоже освоены. Экзамены по пилотированию самолетов и вертолетов, утверждает он, самые сложные. – Сначала учился в ДОСААФе, потом в Казанском авиационном центре, – рассказал Саша. – Начал с 2000 года и постепенно осваиваю разные самолеты. Хуже всего медкомиссия. Проверяют, как Гагарина! Маску на голову надевают, психолог полтора часа терзает. Притом что я не коммерческий пилот, перевозками не занимаюсь. Просто с советских времен нормативы не пересматривали. Впрочем, прошлое он вспоминает чаще с ностальгией. Ангар, где ремонтируются самолеты, завешен портретами Ленина, переходящими вымпелами и лозунгами страны Советов. – Была бы машина времени, я бы вернулся в 70-е, – признался мой герой. – Мы тоже не за деньги работаем, а за идею.«Мы» – это еще и 25-летний Алексей Зотин, а также 30-летний Александр Бронников, его помощники и товарищи. Алексей – позолотчик, собирается поступать в вуз, Александр – бизнесмен и педагог по совместительству. Зотину все интересно, Бронников прибился к ангару от тоски – два года назад закрыли авиакружок, который он вел почти бесплатно. Отчаянный перелет до Диксона Александры совершали вместе. Первый – в 2013 году. В нем приняли участие три современных воздушных судна малой авиации. Андреев ни много ни мало хотел повторить перелет легендарного полярного летчика Василия Молокова 1935 года, преодолевшего более пяти тысяч километров.- Побывать в Заполярье – дело чести для каждого пилота, – говорит Андреев. – Тем более на Диксоне, самом северном в мире населенном пункте. Хочется быть похожими на тех парней, которые покоряли Заполярье, окунуться в ту эпоху. Потому мы и в военную форму оделись. Деревянных По-2 – «небесных тихоходов» – в России, по словам Александра, осталось не больше пяти. Большинство ушло в металлолом. Он умудрился купить экземпляр у таких же энтузиастов, как сам, старики-авиаинженеры собрали его по чертежам 1939 года. На полеты у них уже не хватило сил… – Мало сейчас осталось таких людей и таких самолетов… – вздыхает летчик. Через год отправились вдвоем, ничего никому не доказывая, просто хотелось вернуться на Диксон. Уже на «сессне», машине времени, перенесшей их в иную жизнь.- Это удивительное место, удивительные люди. У них жизнь нисколько не изменилась с советской поры. Живут там чуть больше 600 человек, 134 из них – дети, им все лучшее. Живут небогато – там все очень дорого из-за трудностей доставки. Трудно – полярная ночь, температура летом выше 6 градусов тепла поднимается редко. Но дружно. Машины не только не запирают, но и оставляют в них ключи зажигания, а вдруг кому-нибудь «безлошадному» срочно понадобится? Друзья у Александра есть даже в глухой тайге – есть в Омской области такое поселение, куда он доставляет продукты, воду, соль, спички. Причем товарищи у него всех возрастов – ребятишек тоже катает с удовольствием по просьбам учителей или родителей. Обещала приехать делегация из омской школы №55, где организован единственный в регионе музей космоса. Свои же люди, как не поделиться увлечением, счастьем, свободой? Омская область «И вдруг земли больше нет. Яркие крылья плавно поднимаются в небо, двигатель грохочет на дне своей пустой бочки, большие колеса, все еще вращаясь, повисают в воздухе. Ты только прислушайся! Ветер поет в расчалках! И вот оно все тут, вокруг меня. Оно совсем не пропало, не затерялось в пожелтевших пыльных альбомах с потемневшими от времени пыльными фотографиями. Этот дух, он здесь, прямо сейчас. Этот свист в ушах, этот развевающийся шарф – это ветер! Вот он тут и дует на меня так же, как дул в свое время на первых летчиков…» «Разыщи древний самолет, сделай пару прокачек, крутни сверкающий пропеллер – и можешь двигать окружающее тебя время куда пожелаешь, можешь отлить его в более изящную форму, придать его очертаниям более привлекательное выражение. Эта машина для тех, кто хочет вырваться на свободу. Поднимись в кабину, пощелкай переключателями, покрути клапаны, запусти двигатель, поднимись с земли в огромный, вечно неизменный океан воздуха, и ты хозяин собственного времени».
Комментарии