search
main
0

Не последнее чудо. Состоялся VI Всероссийский конкурс «Воспитатель года России-2015»

«Педагогические конкурсы – это возможность увидеть, как работают лучшие педагоги России». Категорически не согласна! Да, в конкурсах участвуют профессиональные, знающие, грамотные педагоги, опытные или молодые, не важно… Да, они яркие, талантливые личности. Но было бы неправильно возлагать на них бремя лучших из лучших. Знакомство с участниками конкурсов позволяет понять и оценить ситуацию в образовании, выявить слабые и сильные стороны дошкольного, среднего образования. Открыть удивительных людей, которые могут не только преподавать, но писать книги и песни, вести телевизионные передачи… У конкурса есть и другие важные цели.

Для «Воспитателя года», например, всегда будет важна задача поднять престиж не слишком популярной и не очень хорошо оплачиваемой профессии. И, знаете, мне кажется, за шесть лет, сколько идет этот конкурс, удалось многое сделать. Глядя в лентах интернет-новостей на фотографии участников, видя перед собой молодые, современные, умные лица, любуясь модно одетыми дамами и даже джентльменами, которые изредка появляются на конкурсе, кто-то с удивлением протянет: «Это воспита-а-а-атели?!» А кто-то и к экрану компьютера прильнет в часы прямой трансляции мастер-классов и ток-шоу третьего тура. Не все, понятное дело…Иллюзий у меня тут нет, хотя уже четыре года освещаю этот конкурс, придуманный Общероссийским профсоюзом образования и от всей души поддержанный нашей газетой. Вот в этом году в состав Большого жюри вошла первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова. Нам радостно, что идея состязания учителей, пущенная в мир «УГ», получила продолжение и для «дошкольников»… Так вот я прекрасно вижу, что порой педагоги из школ и вузов этак снисходительно поглядывают на коллег. Да и сами воспитатели про себя иногда говорят, что их труд попроще, чем в школе… И они не правы! Потому что общаться с малышней на понятном им уровне и вместе с тем не снижать воспитательную и познавательную планку общения безумно трудно. К тому же какие они умные, наши дети!Педагогическое мероприятие Марии Коржаевой, воспитателя детского сада комбинированного вида №23 города Шуи Ивановской области, проходило в старшей группе и называлось «Путешествие в страну книг». Тон общения задается уже на этапе знакомства. Педагог представляется: «Мария Александровна». Девочка рядом с ней радостно, но с достоинством также называет себя: «Мария Александровна!»Ребята быстро реагируют на вопросы, смену деятельности – подхватывают все, что предлагает им гостья-воспитатель. Закрыли глаза, открыли – Мария Коржаева уже в веселой цветной одежде, превратилась в фею – страничку книги. А книги-то заболели… «Они порвались», – догадываются малыши. Все занятие им предстоит искать лекарства от этой «болезни». Но сначала идут в гости к «бабушке» – старой книге, сделанной из глины, затем к еще «бабушкиной подружке» – берестяной книге. Говорят о бумажных книгах, в которых писали перьями. Какими? «Гусиными», – говорят дети. Ну вот и правда ведь умнички! О типографии рассказывает видео. Не забыла Мария Александровна и про современную электронную книгу. Наконец, сами ребята выступают в роли – нет, не изготовителей книг, но оформителей букв, вылепленных из пластилина, украшают их с помощью фасоли, пуговиц, ракушек… Это занятие их по-настоящему увлекает. Выполнив все задания феи-странички, малыши собирают аптечку для лечения книг. И эту аптечку конкурсантка, конечно, оставляет в группе.Вот еще одно занятие в старшей группе детского сада №74 «Одуванчик» города Мытищи Московской области (один из девяти, принимавших конкурсантов). Опять старшая группа. Педагогическое мероприятие проводит Екатерина Стафурова, воспитатель детского сада №8 «Чебурашка» города Скопина Рязанской области. Сначала рассказывает, откуда она, чем знаменит рязанский край. Не только тем, что это родина Сергея Есенина. В городе Скопине 375 лет гончарному промыслу. Дети рассматривают вазу, украшают ее осенними листочками. Слово «листопад» станет ключевым для этой встречи конкурсантки и подмосковных малышей. Физминутка – и все кружатся в танце, как осенние листья. По образцу слова «листопад» какие еще можно создать слова? «Звездопад», «снегопад» – отзываются дети. А на чем можно нарисовать это явление природы? Оказывается, не только на бумаге, но и… на воде! Техника эбру многим взрослым в диковинку, а уж для детей это просто чудо какое-то. Воспитатель объясняет, как надо действовать: налить из кувшина волшебную воду, накапать краски, а потом рисовать с помощью палочек листья. И все это фиксирует фотоаппарат. Переходим в кинозал – здесь можно посмотреть, как шла работа над рисунком. Дети в восторге – получился мультфильм! «Вы настоящие художники-мультипликаторы. Кто создал этот фильм?» – спрашивает Екатерина Александровна. «Мы!» – кричат дети, радуются и даже подпрыгивают на месте. Они счастливы. Но это не последнее чудо. Можно ли сохранить рисунок? Оказывается, можно! Екатерина Стафурова кладет лист на поверхность волшебной воды – и шедевр переходит на бумагу. Ребята ахают.У каждого конкурсанта есть «фишки» (возможно, не такие эффектные, но достаточно яркие), которые помогают настолько заинтересовать детей, что они не обращают никакого внимания на жюри. Это один из критериев оценки педагогического мероприятия. Вообще очень правы те воспитатели (а также логопеды, дефектологи, инструкторы по физкультуре, психологи, педагоги дополнительного образования, музыкальные руководители, социальные педагоги), которые, готовясь к конкурсу, не выпускают эти критерии из рук. Они понятны, разумны, их и в будни неплохо бы брать за основу деятельности: методическая компетентность (соответствие формы, содержания, методов и приемов возрасту детей); умение заинтересовать группу детей выбранным содержанием и видом деятельности; умение организовать и удерживать интерес детей в течение организованной деятельности; соответствие открытого педагогического мероприятия и заявленного опыта работы; глубина и точность анализа занятия и рефлексии своей деятельности.Кстати, рефлексия, самоанализ – очень важная часть испытаний второго тура. Эти 15 минут (5 минут выступает конкурсант, 10 минут ему задают вопросы) весьма непростые и для экспертов, и для участников. И ключевое действие здесь – опрос участников. Собственно, оно важно уже на предыдущем этапе, испытании под названием «Педагогический брифинг», который организаторы конкурса определяют как короткую пресс-конференцию, где в роли журналистов выступает жюри, уже знакомое с методическими материалами конкурсантов. Руководитель одной из групп жюри, главный специалист-эксперт Иркутской областной организации Общероссийского профсоюза образования, кандидат педагогических наук Любовь Чистякова объяснила, что во время брифинга она и ее коллеги задавали вопросы, которые должны были помочь воспитателям подготовиться к испытанию «Педагогическое мероприятие». Ответить на эти вопросы можно было во время самоанализа. Эксперты хотели понять, насколько хорошо конкурсанты переводят теоретические положения стандарта и других актуальных документов в плоскость своей практической деятельности, как они понимают новые формы организации образовательной деятельности. Получается это не у всех, что и понятно, учитывая, что стандарт непростой документ, да и система повышения квалификации, видимо, не везде сработала качественно.Я специально записала некоторые из вопросов, которые задавало жюри во время самоанализа:- Какие методы и приемы для поддержания детской инициативы использовали?- Какие формы организации образовательной деятельности детей были на мероприятии?- Какие действия формировали – познавательные и исследовательские?- Как вы определяете достаточность и избыточность видов деятельности, содержательных моментов?- Какие виды деятельности детей использовали на занятии?- Почему были выбраны фронтальные формы работы?- Какие познавательные действия у ребенка вы формировали?- Какую цель ставили для себя и для детей?- Соответствовало ли занятие требованиям ФГОС?- Рационально ли были расположены пособия?Сложно? Да! Но очень полезно. Еще раз повторюсь, нисколько не сомневаюсь в профессионализме воспитателей дошкольных образовательных организаций, их способности работать на повышенном уровне. Но в будничной суете есть ли время для осмысления своей работы, поиска иных форм, чтения литературы? Конкурс просто заставляет вынырнуть из будничных хлопот, осмыслить новые требования в системе дошкольного образования, а главное – собственный труд.В кулуарах конкурса я услышала критику мастер-классов лауреатов – мол, где же инновации, то, что они показали, давно всем известно… Не могу согласиться. Инновации – это замечательно, но… Если конкурс превратить исключительно в выставку инноваций, он перестанет быть конкурсом реальных воспитателей, пожалуй, его придется проводить среди сотрудников научных институтов. Разве не интереснее увидеть, что из существующих методик, возможно, известных не одно десятилетие, используют сегодня работники дошкольной сферы? И почему эти методики хорошо работают именно сегодня?Победительница конкурса, воспитатель детского сада №88 комбинированного вида Санкт-Петербурга Наталья Одинцова демонстрировала на своем мастер-классе технологию создания лэпбука, или интерактивной тематической папки. Не надо объяснять, почему лэпбуки пользуются такой популярностью у современных детей и их продвинутых педагогов. Это нескучный, живой способ подать тему. Наталья Николаевна создавала на глазах у зрителей лэпбук о крахмале. В самодельную книгу попали плоды, в которых есть крахмал, схема изготовления крахмала из картофеля, стихотворный рецепт приготовления киселя, накрахмаленные части одежды для кукол. Фокус-группа определяла с помощью йода содержание крахмала в продуктах, результаты этих исследований тоже разместили в лэпбуке. Лэпбук – известная в образовании технология, а вот в детских садах она используется редко…Обращаясь к конкурсантам на церемонии закрытия, председатель Общероссийского профсоюза образования Галина Меркулова сказала: «Эти дни полезны для вас вне зависимости от того, попали вы в десятку или нет. Вы приобрели опыт. Вы участники федерального конкурса, это большая ответственность. Вы известны всей стране!»Слова правильные и очень важные. И еще хочется, чтобы было услышано и поддержано предложение Натальи Одинцовой, прозвучавшее во время ток-шоу «Профессиональный разговор», – провести фестиваль для педагогов-дошкольников. Вот это и будет еще одним показателем того, что мы действительно уважаем наших воспитателей, видим в них профессионалов!Информация о лауреатах Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России-2015» размещена на сайте http://www.ug.ru/news/16827г. Мытищи, Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте