search
main
0

Не пора ли вернуть астрономию в школьное расписание?

Прошло уже пять лет, как из школьной программы была фактически исключена астрономия. Произошло это весьма своеобразным образом: дисциплину просто перестали преподавать якобы из-за того, что ни один из действующих учебников астрономии не был разрешен и допущен к использованию в школах.

Такое странное решение чиновников от образования вызвало бурную реакцию многих учителей, преподавателей вузов и научного сообщества. Все эти годы не прекращается дискуссия на эту тему.

Еще в 2009 году российские астрономы попросили власти вернуть преподавание астрономии в школах, восстановить астрономическую подготовку в педагогических вузах и обеспечить господдержку популяризации этой науки. Мнение астрономов поддержали многие известные российские ученые и ректоры высших учебных заведений.

Но ничего не изменилось с тех пор. Хотя за это время стены школ покинули несколько миллионов школьников, которые не изучали этого предмета.

Так нужно или нет в школе изучать астрономию, которую преподаватели справедливо называют космической азбукой?

Свое мнение по этому вопросу высказывают смоленские педагоги и работники местного планетария.

Анна Зверева, бывший преподаватель физики и астрономии:

– В СССР на астрономию выделялось 35 часов. В современной школе нет курса астрономии ни в вариативной, ни в инвариативной части базисного учебного плана (БУП), который предлагает Минобрнауки РФ. Если посмотреть программы по физике, то в них можно найти кусочки бывшего астрономического курса. На них выделяется всего 4-5 часов. В классах с углубленным изучением физики на астрономию выделяется уже 14 часов. Этого, конечно же, крайне мало, чтобы школьники могли усвоить простейшие данные о происхождении Вселенной или нашей Солнечной системы. В большинстве учебных заведений даже элективный курс астрономии не предлагается. Поэтому у детей не формируется осознанного восприятия этой науки.

Да, действительно, надо признать, что учебник несколько устарел, и квалифицированных преподавательских кадров сегодня по астрономии у нас уже почти нет. Но это не повод, чтобы вообще изгонять науку из школы. Ведь насколько я знаю, современные учебники по астрономии уже есть.

Как известно, школа закладывает мотивационные основы будущей профессии. Многие из тех, кто поступил на физические факультеты в вузы, в детстве увлеклись наукой благодаря школьной астрономии. А сегодняшние школьники не знают даже фамилий отечественных космонавтов. Мы уже не говорим про какие-то более серьезные и фундаментальные астрономические знания. Поэтому не стоит удивляться тому, что наша страна начинает испытывать дефицит разных специалистов, связанных с исследованием космоса. Это звенья одной цепи.

Астрономия важна еще и потому, что эта дисциплина помогает людям осознать, что такое космос, в котором мы живем. Ведь космос – наш дом.

Есть еще одна проблема. Мне странно наблюдать, как в последнее время сокращается количество часов, отводимых на естественно-научные дисциплины, и включаются различные околорелигиозные предметы. Во всем мире тенденция обратная. Хотя, мне думается, что Библия как раз и подвигает людей к изучению астрономии. Любому христианину надо знать, в каком месте небосвода находилась Вифлеемская звезда.

Вообще отсутствие системного изучения астрономии в средней школе создает благоприятную почву для распространения всевозможных лженаучных представлений о мире. Поэтому дети в последнее время часто увлекаются суевериями, примитивной астрологией, какими-то модными колдовскими и магическими учениями, попадают в различные вредные псевдонаучные секты.

Владимир Сукристов, директор Смоленского планетария:

– Так случилось, что я астрономией увлекся еще в школе, смотрю в небо с 1966 года. Поэтому и поступил потом на физико-математический факультет Смоленского педагогического института.

В наше время в школе преподавалась астрономия в полном объеме. К тому же у нас были любительские кружки. Самый лучший был при пединституте, мы туда и ходили. Многие ребята имели хорошие знания по этому предмету. А сейчас нам приходится даже студентам вузов рассказывать такие элементарные вещи, которые раньше знал любой школьник-троечник. Это, конечно, связано с тем, что теперь в школе практически нет курса астрономии.

Сегодня дети, которым настоящая звездная наука интересна, не могут поддержать свой первоначальный интерес. Интернет же, как правило, дает сильно упрощенную и поверхностную информацию. К тому же в Глобальной сети нет обучающего руководителя – учителя, а самообразованием могут заниматься далеко не все дети.

На мой взгляд, очень важен и общегосударственный аспект изучения астрономии. Если наша страна хочет по-прежнему быть в лидерах по изучению космического пространства и заниматься астрофизикой и космонавтикой, то логично было бы создавать и поддерживать у подрастающего поколения интерес к этим областям.

Но, увы, мы видим, что почему-то наше государство действует совсем наоборот: астрономия исключена из школьной программы, а основы религии включены. Понятно, что религия – это часть культуры, но и астрономия тоже часть культуры. Однако в отличие от религии астрономия – это точная, сложная и мировоззренческая наука. Именно поэтому в советской школе она преподавалась в последнем классе, так как подытоживала все имеющиеся знания об устройстве мира, об устройства Вселенной. Ее изучение дает человечеству возможность понять законы мироздания. Наша жизнь в космическом понимании подчиняется этим законам, и мы должны их знать. Если, конечно, считаем себя современными людьми.

Марина Трусова, заведующая обсерваторией и методист Смоленского планетария:

– Я окончила физмат нашего пединститута и тоже в детстве увлекалась астрономией. Считаю грубой ошибкой то, что астрономию исключили из школьной программы. И это не только мое мнение, так же думают многие всемирно известные ученые.

У нас в стране ежегодно проходят различные научные встречи и конференции, посвященные астрономическим исследованиям, а также возвращению в современную школу астрономии. Например, в прошлом году в Ярославле состоялась международная конференция  \”Планетарии XXI века\”. На этой конференции выступали зарубежные и отечественные ученые, академики, космонавты, представители Государственного астрономического института им. П.К. Штенберга при МГУ и Института астрономии Российской академии наук. Все вступавшие выражали озабоченность отсутствием курса астрономии в современной российской школе.

Процитирую итоговую резолюцию: \”Участники с сожалением отмечают падение уровня естественно-научного образования в стране, что негативно сказывается на реализации отечественных космических программ и Стратегии инновационного развития России. Участники конференции считают необходимым продвижение астрономического образования и развитие естественно-научного образования в России. В настоящее время во всем мире возрастает интерес к астрономии, уделяется большое внимание ее популяризации, совершенствованию астрономического образования. Это вызвано тем, что астрономическое образование способствует привлечению талантливой молодежи в естественные и технические науки, развивает творческие способности молодых людей\”.

Этот документ подписали: В.В. Терешкова – первая в мире женщина-космонавт, Герой Советского Союза; А.А. Леонов – летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации; А.М. Черепащук – академик РАН, директор ГАИШ МГУ, профессор, заведующий кафедрой астрофизики и звездной астрономии ГАИШ МГУ, и другие уважаемые ученые, космонавты и общественные деятели.

Но, увы, чиновники из Минобрнауки почему-то не слышат призывы общественности и ученых к возвращению школьного курса астрономии.

Однако интерес к звездам у мальчишек и девчонок никуда не делся. Об этом говорят популярность школьных общероссийских астрономических олимпиад и напряженная работа планетариев. Необходимо вернуть астрономию в школу, ведь это космическая азбука, а азбуку надо знать всем!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте