Задачи: развить представление о сущности и назначении армии; показать основные направления реформы армии; раскрыть вопрос об ответственности за уклонение от несения военной службы.
Не полюбивши долга, нельзя его исполнить.И.Гончаров
Понятия: военная обязанность; призыв; отсрочка; альтернативная военная служба, служба по контракту.
Ход урока.
Встать на защиту Родины – это долг каждого человека, каждого гражданина. Сегодня мы поговорим о роли армии в жизни нашей страны, об альтернативной военной службе и профессиональной армии. (На доске оформлена выставка, представляющая собой репродукции с картин: «Невская битва», «Ледовое побоище», «Куликовская битва», «Северная война», «Взятие Измаила», герои Отечественной войны 1812 г., Великой Отечественной войны. Фотовыставка – выпускники школы во время армейской службы. А также письма из армии.
Почти три столетия насчитывает регулярная русская армия. Такой же срок становления и развития имеет и профессиональный офицерский корпус государства.
Воин, защитник русской земли, во все времена пользовался почетом и уважением на Руси. В народе воспевались отвага, мужество, героизм тех, кто не щадил своей жизни, отстаивая независимость своей земли. С глубокой древности военная служба считалась хотя и опасной, но почетной и нужной. С древнейших времен русские воины славились своим боевым искусством, храбростью, силой и самоотверженностью.
Обратите внимание на картины, вывешенные на стендах.
Перед вами русские войны XIII века, которые под руководством Александра Ярославича смогли остановить натиск шведов и крестоносцев. Трудно было поверить, что юный полководец, возглавивший русскую дружину, одержит победу. Помните, как стали называть Александра после его победы на р.Неве?
А сейчас мы вместе с московским князем Дмитрием Ивановичем на Куликовом поле. Мамай, привыкший к легким победам, был уверен в победе и на этот раз, он вынужден был признать поражение.
А это Чесменский бой, где матросы под руководством Дмитрия Сергеевича Ильина, нашего земляка, вывели из строя флагманский корабль, что привело к победе нашего флота.
А сейчас мы в 1812 году. Перед нами герои Отечественной войны с Наполеоном, французский император, покоривший, казалось бы, весь мир, считал захват России – решенным делом, но просчитался! Слава о его непобедимости была развеяна на просторах России. Страшным испытанием для нашего народа стала Великая Отечественная война. 1418 дней и ночей вся страна жила в ожидании победы. Наш народ от мала до велика встал на защиту страны от врага и добился его полного разгрома.
История нашей страны раскрывает ту роль, какую выполняла армия на разных этапах. Вспомните, сначала это была дружина, затем стрельцы, при Петре впервые был проведен рекрутский набор, затем появился закон о всеобщей воинской обязанности, но в момент особой необходимости, когда стране грозила потеря независимости, народ шел на фронт добровольно, а также организовывал народное ополчение.
Объясните, пожалуйста, почему наша страна одержала победу над крестоносцами и монголо-татарами, над поляками, французами и немцами?
Правильно, потому что весь наш народ встал на защиту Отечества.
Что такое защита Отечества?
Почему защита Отечества признается долгом и обязанностью каждого гражданина России?
В Конституции нашей страны в статье 59 говорится:
1) Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
2) Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
3) Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Итак.
Защита Отечества – это его оборона в случае возможной агрессии (незаконного применения вооруженной силы одним государством против другого). (Запишите в тетради).
Участвовать в защите Отечества – это не только обязанность, закрепленная в Конституции, но и нравственный, патриотический долг каждого гражданина.
Обязанность есть обязанность, ее обязательно нужно выполнить. Вы видите на стенах фотографии выпускников нашей школы, которые отслужили в армии. Давайте послушаем строки из их писем.
Дмитрий Розов служит в армии с 2002 года. (Отрывок из стихотворения, написанного в день отправки).
Два года быстро пролетят – для вас,
Для нас они – эпоха.
…Да, дни гражданские прошли,
И мы давно уже не дети,
Нас оторвали от земли
Где выросли в тепле и свете.
Нам дали в руки автомат
И говорят, что мы мужчины.
Здесь делают из нас солдат,
Здесь проверяют наши силы.
Письма Димы изменились, если в первых письмах он много пишет о доме, вспоминает любимые места в Лихославле, часто говорит о жизни перед уходом на службу, то впоследствии его письма стали посвящены трудностям армейской жизни. Он с гордостью рассказывает о друзьях, об учениях. И только изредка можно заметить грусть, когда разговор заходит о музыке, о гитаре. Ведь дома Дима был руководителем вокально-инструментального ансамбля, сам писал стихи, музыку, исполнял свои песни со сцены.
Ученики рассказывают о других наших выпускниках, которые сегодня служат.
Но, к сожалению, не все с желанием идут служить в армию. Есть такие, кто любыми путями старается туда не пойти. Почему некоторых призывников пугает исполнение этого долга?
Служба в армии сопряжена с трудностями, новобранец попадает в совершенно другие условия, не похожие на домашние, и самая большая проблема – это отправка в «горячие точки», где служить не только трудно, но и опасно. Перед вами фотография Евгения Родионова, который вместе с двумя товарищами в 1996 году оказался в плену у боевиков, после долгих пыток русские солдаты были жестоко казнены, но они остались верны своему долгу.
Один американский философ сказал: «Везде, где есть жизнь, есть и опасность». Как вы понимаете его слова? Правильно, служба в армии полна трудностей и, чтобы с ними справиться, нужно готовить себя с детства к их преодолению, а не бегать от них.
Как вы думаете, какими качествами должен обладать солдат? (Правильно, это ответственность, терпение, терпимость, трудолюбие, профессионализм).
А те, кто уклоняется от службы, подлежат административному наказанию. Согласно Административному кодексу РФ на них может быть наложен штраф от 50 до 500 рублей. По нашему району это, как правило, ребята из неблагополучных семей и малообеспеченных. Два дела из прокуратуры переданы в суд, один парень находится в федеральном розыске, в прокуратуре сейчас рассматриваются еще четыре дела.
Многие считают, что служба в армии – это пустая трата времени. Но если мы зададим вопрос о том, что дала армия тем, кто служил, то можем услышать в ответ, что армия – это время обретения настоящих практических навыков и очень нужного жизненного опыта; время для окончательного самоопределения в жизни; она учит терпению и терпимости; учит принимать самостоятельные решения, за которые человек несет личную ответственность. Уважение в обществе заслуживают те, кто отслужил в армии, так как они защищали Родину.
Человек отказывается служить из-за религиозных убеждений. В этом случае гражданину предлагают альтернативную службу.
Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» № 113-ФЗ-2002 г. регулирует отношения, связанные с реализацией гражданами РФ конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. На альтернативную службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые лично подали в военкомат заявление о желании заменить военную службу по призыву на альтернативную службу. Призывная комиссия принимает соответствующее решение. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, в составе групп или формирований, как правило, за пределами того региона, в котором они постоянно проживают. Срок прохождения альтернативной службы в 1,75 раза превышает срок службы по призыву и составляет 42 месяца. Данный закон вступил в силу с июля 2003 г., но в наш военкомат подобных заявлений не поступало, очевидно, это связано с тем, что механизм прохождения альтернативной службы еще не отработан.
За 2003 год в Лихославльском районе было призвано около 100 человек. В основном юноши пошли служить в Ракетные войска специального назначения, Сухопутные войска, части центрального подчинения (МВД, Москва), чуть меньше в ВМФ (один мальчик служит в Севастополе), в Воздушно-десантных войсках. Еще меньше новобранцев оказалось в пограничных войсках, а также в железнодорожных. В 2002 г. в Президентский полк было отправлено 2 человека. Осенью 2003 г. пятерых зачислили в батальон почетного караула. Ребята служат в различных округах: в Московском, Ленинградском, Приволжском, Сибирском, Дальневосточном и др.
Ребята, вы знаете, что сейчас обсуждается вопрос о профессиональной армии. Как вы считаете можно ли всеобщую военную повинность заменить армией профессиональной, по контракту?
Как вы относитесь к тому, что сейчас в армии по контракту служат 10 тыс.женщин. Солдат – это профессия для здоровых, сильных людей, любящих свою Родину, или способ зарабатывания денег?
Подростки высказывают свое мнение.
Задание для мальчиков и задание для девочек. Мальчики должны будут выразить свое отношение к службе женщин в армии.
Девочки должны будут закончить фразу: «Если бы я была мужчиной и подошло мое время идти в армию, то я…»
Давайте вспомним, о чем мы сегодня узнали.
1) Что говорится в Российской Конституции об обязанности гражданина по защите Отечества.
2) Какая ответственность предусмотрена законом за уклонение от военной службы.
3) Каковы основные причины уклонения от службы.
4) Что такое альтернативная служба.
Служба в современной Российской армии – это историческая необходимость, связанная с большими трудностями, которые надо решать совместными усилиями.
Закончить урок песней Л.Агутина. «Граница».
Домашнее задание:
Написать рассуждение на тему: «В какой армии я хочу служить.
Восстановить первоначальный смысл поговорок:
1. «Хороша эта девушка, если мечтает отказаться от погон». («Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом»).
2. «Трусость деревни отдает». («Смелость города берет»).
3. «Плач, крестьянин, старостой не будешь». («Не плачь, казак, атаманом будешь!).
Светлана ЗВЕРЕВА, учитель граждановедения, Лихославль, Тверская область
Комментарии