Специалисты считают, десять лет назад знания устаревали за пять лет, сейчас – за два года. Представляете, насколько может опоздать учитель, если вовремя не войдет в стремительный ритм сегодняшней жизни! «Покупая компьютер, я считала его лишь новым средством адаптации в современных условиях, – обмолвилась в разговоре проректор по научной работе Марийского института образования Елена Лазарева. – Со временем поняла, это средство отбора постоянно растущего объема информации».
Действительно, учитель-новатор никогда не останавливается в своем росте, иначе понимает: ученики с ходу опередят его. Они более восприимчивы ко всему новому, оно их привлекает, заманивает. Не случайно одним из насущных вопросов для домашних стал, как оттащить ребенка от компьютера и направить его интерес в более практичное, не только познавательное, но и обучающее русло. Здесь, как говорится, и карты в руки учителям. Впрочем, не только учителям.
В Республике Марий Эл активно включились в инновационный процесс и учреждения дошкольного и дополнительного образования. Всего же работают 70 дошкольных образовательных учреждений инновационного характера, два центра образования, шесть гимназий, семь лицеев. В 36 школах 272 класса с углубленным изучением предметов. На прошедшем в конце марта III республиканском слете инновационных образовательных учреждений и творчески работающих педагогов отмечалось также, что экспериментальная работа образовательных учреждений стала в последнее время массовым видом научно-педагогической деятельности. В Марий Эл действуют свыше 70 экспериментальных площадок различного уровня, предназначенных для обоснования и апробации новых педагогических идей, научного осмысления практического опыта педагогов, моделирования образовательных структур и способов управления, соответствующих требованиям времени. В целом система образования в республике участвует в семи федеральных целевых программах. Поэтому уже никого не удивляют накопленный опыт, наработки и как следствие – успехи в образовании небольшой республики Поволжья, значительная часть населения которой проживает на селе. Так, впервые здесь прошли федеральные окружные олимпиады по четырем образовательным областям. В середине апреля с дипломом III степени вернулась из Твери с Всероссийской олимпиады по информатике команда города Волжска. Можно было бы продолжить, рассказывая о новаторской деятельности сельской Нартасской школы из отдаленного Мари-Турекского района, об интересном проекте адаптации родителей к требованиям дошкольного образовательного учреждения МОУ № 1 «Пчелка» города Йошкар-Олы, об открытии в феврале на базе 30-й йошкар-олинской средней школы учебно-методического центра информационных и мультимедийных технологий. Но, как известно, авангард лишь определенная часть большой армии.
Да, интерес к овладению информационными технологиями повсеместный. Среди обучающихся на курсах повышения квалификации в Марийском институте образования не только учителя информатики, но и руководители образовательных учреждений. Им компьютер необходим в первую очередь для эффективного ведения делопроизводства. Есть и педагоги-предметники, среди которых только осваивающие компьютерную грамотность, и те, кто перешел к использованию информационных технологий в учебном процессе. Только за первый квартал нынешнего года на 73 курсах обучены 1566 человек, что со слов проректора по научно-методической работе института Ирины Золотухиной составляет почти половину того контингента, который им необходимо обучить.
Бессменный руководитель курсов кандидат педагогических наук Юлия Егорова отмечает интересную тенденцию: в последнее время среди ее учеников появились опытные преподаватели, за плечами которых не один десяток отданных школе лет. Теперь, когда компьютеры повсеместно появились в школах республики и стали доступнее, люди намного легче преодолевают психологический барьер перед умной машиной. В немалой степени сойтись с компьютером на ты учителям, особенно городских школ, не позволяет их большая загруженность. Они вынуждены набирать максимальное количество часов, и выкроить лишнее время для повышения собственной квалификации большинству не удается. На селе же другие проблемы: в некоторых школах компьютеры простаивают под замком, в других – сокращается число учеников, и укреплять их материальную базу просто недальновидно. Возможно, положительную роль в этом плане сыграет взятый Министерством образования и науки РФ курс на профильное обучение. Хотя, как заметила Юлия Николаевна, едва ли не основное значение имеет личностный фактор. Нередки случаи, когда при одних и тех же возможностях некоторые школы имеют свой электронный адрес, в других же проблемы возникают даже при распечатке материалов.
Республика Марий Эл
Комментарии