1 сентября на Ходынке открылась Университетская школа Московского городского педагогического университета. Появление нового учебного заведения в Москве событие, наверное, вполне рядовое. Однако авторы этого проекта так не считают. С их точки зрения, школа должна стать серьезным ресурсом не только для развития университета, но и для столичного образования в целом.
На первый взгляд наша школа ничем не отличается от большинства средних учебных заведений Москвы. Стандартное четырехэтажное здание, обычное оснащение и штатное расписание, неотобранные ученики. Однако похожесть ограничивается лишь внешними характеристиками и условиями работы. Более того, это часть замысла. Мы хотим создать такую модель образования, которая для своей реализации не потребует огромных материальных затрат и особых преференций. В основе модели – открытая образовательная среда, обладающая особыми качествами. Она должна быть дружественной по отношению к детям и взрослым, оптимизировать возможности их личностного становления и развития, наращивать их жизненные и духовные силы. Культивирование (заботливое и внимательное взращивание, а не строительство, формирование или создание) такой среды имеет три важнейших направления: здоровьесозидание, педагогика сотворчества и комплексная электронно-информационная система управления – за громкими названиями глубокое и оригинальное содержание.Здоровьесозидание – это в первую очередь воспитание сознательного отношения к здоровью как личному капиталу, формирование психологической установки на здоровый образ жизни и на развитие своего психофизического потенциала, во вторую – создание организационных, психолого-педагогических и материально-технических условий, для того чтобы школьная жизнь не разрушала, а созидала здоровье. Согласно докладу Совета Федерации РФ «О положении детей в РФ» опасным фактором для здоровья детей становится обучение в школе. Отмечается тенденция, при которой практически здоровый ребенок при поступлении в первый класс к концу учебы приобретает два, а то и три хронических заболевания. Понятно, что появление и выделение из числа остальных средних общеобразовательных учреждений школ здоровья системно ситуацию не изменят, здесь нужны серьезные шаги в переустройстве всего жизненного уклада каждой школы и всех ее учащихся. В этом направлении Университетская школа начинает с переустройства учебного года, вводя систему пятиместров. Существующая четвертная система имеет очевидные диспропорции. После трех месяцев вынужденного летнего безделья ребятам требуется целый сентябрь на восстановление учебного ритма и вспоминание того, что они изучали в прошлом году. Май из-за череды праздников, четвертных, полугодовых и годовых контрольных и экзаменов также оказывается практически не учебным. Таким образом, практически весь объем образовательной нагрузки втискивается в семь месяцев. Самый критический для здоровья зимне-весенний период выпадает на самую тяжелую и продолжительную третью четверть. Парадоксально, но после наиболее перегруженной четверти отдых учащихся оказывается наименее продолжительным – всего одна неделя. Другими, но не менее существенными недостатками обладает триместровая система, сравнительно недавно начавшая внедряться в практику организации учебного года в школах. В нашей школе была принята модульная (пятиместровая) система организации учебного года, разработанная с учетом годовых психофизиологических ритмов и динамики работоспособности в сезонном разрезе. Учебный год состоит из 5 равноценных (примерно по 7 учебных недель) периодов обучения (модулей) вместо четвертей и триместров. Между модулями – каникулы не менее 2 недель, в основном совпадающие с традиционными, а также общенациональными праздниками. За счет этого дети могут несколько раз в году отдыхать вместе с родителями. Так создаются предпосылки для формирования и укрепления семейных традиций совместного отдыха. Учебный год составляет 10 месяцев, летние каникулы, которые могут рассматриваться как 6-й, рекреативный, образовательный модуль, – 2 месяца. Не меньшее значение для здоровья учащихся имеет и продуманное распределение нагрузки в течение модуля, учебной недели, дня и, конечно же, урока. Особенно хочется подчеркнуть необходимость изменения распорядка дня. В Университетской школе задания на дом не задают, а задачки и упражнения для самостоятельного выполнения делают в школе во второй половине дня при консультативной поддержке учителей, но только после рекреативной 2-3-часовой паузы перед уходом домой, когда ребята уже погуляли на свежем воздухе, отдохнули и зарядились творческой энергией на занятиях в спортивных секциях и художественных студиях. Таким образом, наша модель предполагает не только разнообразную активность ребят во время уроков, но и поиск новых неурочных форм общения и обучения – проектно-исследовательских, художественно-эстетических, игровых, практико-ориентированных, интегрированных образовательных событий. Наиважнейший фактор здоровьесозидания – благоприятная психологическая атмосфера в классе, отсутствие постоянных стрессов, радость от учения и школьной жизни.Педагогика сотворчества – следующий шаг по отношению к педагогике сотрудничества, которая строится на гуманистических ценностях, представлениях о субъект-субъектном взаимодействии, на общепризнанном в отечественном образовании личностно ориентированном подходе. Вместе с тем, сотрудничая, педагог как бы играет в равного, а на самом деле он все равно ведущий и, главное, знающий, как надо поступать, как должно действовать, чтобы быть успешным в развитии. Иначе говоря, взрослый оказывается хоть и в завуалированной, но все-таки назидательной и авторитарной позиции по отношению к ребенку, так как полагает, что он для него источник развития, сам же при этом, прикрываясь всяческими оговорками, может оставаться вне встречного процесса развития со стороны ребенка. В сотворческом подходе за счет ориентации на новое, на порождение того, чего еще нет, взрослый становится в действительно паритетную позицию по отношению к ребенку, более того, учится изменяться и преображаться, реально развиваясь в общении с детьми. Таким образом, ребенок и взрослый не просто субъекты взаимодействия (сотрудничество), но и субъекты взаиморазвития (сотворчество).Педагогика сотворчества основывается на серьезном фундаменте научно-практической школы рефлексивно-гуманистической психологии, которая в свою очередь базируется на современных философско-аксиологических ценностях-принципах уникальности, открытости, парадоксальности, избыточности, полифоничности. Внимание к личности ребенка, к ее потенциальной многогранности и неповторимости в школе подкрепляется разнообразными образовательными ресурсами, которые университет может предоставить школьникам и родителям, особенно во второй половине дня в рамках системы дополнительного образования, начиная от экскурсий в лаборатории, мастерские, библиотечные и музейные архивы и заканчивая занятиями в театральных, художественных и спортивных кружках и студиях.Педагогика сотворчества – это не только педагогика для одаренных, но и прежде всего одаривающая педагогика, когда учитель готов и способен щедро и с любовью наделять талантами и добрыми порывами любого ребенка. Уже первые родительские собрания (а у нас это дружеские встречи с семьями наших учеников), проведенные после первой недели сентября, показали, что родители на самом высоком уровне оценили усилия и действия школы и учителей по созданию атмосферы радушия и требовательности, учебной дисциплины и детской инициативы, раскрепощенности и обязательности, домашнего уюта и комфорта, но мы понимаем, что еще немало предстоит сделать, чтобы закрепить успех первых шагов нового образовательного учреждения.Сегодня школа находится на острие педагогического поиска: разработка сотворческих методов в обучении и воспитании; определение оптимальных способов кооперации учащихся и педагогов в командном взаимодействии на уроке и вне его, формирование нового интегрированного (ориентированного на целостность окружающего мира и жизни) содержания образования, как основного, так и дополнительного; культивирование открытой и универсальной образовательной среды; ну и главное – выращивание сотворческих педагогов. Конечно, работа над этими сложнейшими проблемами будет значительно эффективнее при поддержке и участии университета – его ученых, преподавателей и особенно студентов, которые могут сыграть ключевую роль, так как еще не ушли далеко от мира детства, не забыли его язык и могут легко стать друзьями-наставниками для детей Университетской школы. Для университета появление в его структуре очага перспективной образовательной практики – это новые возможности развития педагогической науки и профессионального образования.Комплексная электронно-информационная система управления. Сегодня информационные технологии решительно вторгаются на территорию образования. Разработано огромное количество электронных образовательных ресурсов, сориентироваться в них и подобрать нужное чрезвычайно сложно. При таком разнообразии по-настоящему широко в школах используются лишь компьютерные презентации, профессионально-педагогические социальные сети, да еще разные типы электронных учебников, дневников и журналов. Поэтому сегодня возникла потребность в создании средств для комплексного повышения эффективности и креативности деятельности педагогического коллектива в целом и каждого его представителя в отдельности. На базе школы мы, опираясь на серьезные ресурсы МГПУ (педагогический, психологический, экономический, социальный, юридический, математический и другие институты и факультеты), планируем создать модель интегрированной электронно-информационной системы современной школы. Она будет обеспечивать в онлайн-режиме не только оптимизацию процессов управления образовательным учреждением (в плане человеческих ресурсов и учебно-методического контента, экономики и финансов, организации безопасной жизнедеятельности и коммуникаций, расписания и документооборота), но и инновационное проектирование его развития и культивирование новой образовательной практики, включающей в себя в том числе самостоятельную работу учащихся и профессиональную самореализацию педагогов. Эта работа заключается не только в экспертизе, отборе и конфигурировании существующих электронных продуктов и программных модулей, но и в формировании концепции информационной поддержки образовательных учреждений разного типа (как государственного, так и частного) с единой программной платформой открытого кодирования, готовой для настройки и формирования школами своих электронно-информационных систем управления и развития. Здесь вполне уместным может быть международное сотрудничество с крупнейшими производителями и операторами IT-продуктов.Даже краткое описание трех китов, на которых строится открытая образовательная среда модельной университетской школы, показывает, что это отнюдь не ординарный инновационный проект. Для организаторов принципиален отказ от идеи школы при вузе как полигона инноваций, когда педагоги экспериментируют над детьми, испытывая придуманные в научных лабораториях «передовые методики и технологии образования». Задача в том, чтобы создать на базе союза средней и высшей школы благоприятные условия для культивирования эффективной образовательной практики мирового уровня – доброжелательной и радушной для детей, убедительной в своей успешности для родителей и благоприятной для реализации социально-культурной миссии педагогов. Такая модель образовательной жизни, надеются создатели Университетской школы, будет не столько примером для подражания и копирования, сколько культурным прецедентом, событием в столичном образовании, задающим новые возможности и горизонты его развития.Сергей СТЕПАНОВ, директор Университетской школы, профессор МГПУ, доктор психологических наукМнения по поводуАлександр КУТУЗОВ, ректор МГПУ, профессор, доктор педагогических наук:- Идея создания Университетской школы уже давно зрела в научно-педагогическом сообществе, ведь наличие связи педагогического вуза с экспериментальными и инновационными площадками исследовательских институтов Российской академии образования или договора о сотрудничестве непосредственно со школами всегда опосредствовано административными и организационными условиями, не всегда благоприятствующими реализации собственных идей и разработок педагогического вуза. Что греха таить, не все школы и не всегда охотно принимают на практику будущих педагогов! Университетская же школа – плоть от плоти, своеобразная лаборатория образовательной жизни, где можно глубже и непосредственнее понять и отрефлексировать закономерности, апробировать перспективные проекты образовательной практики. Отрадно, что руководитель Департамента образования Исаак Калина всецело и действенно поддержал инициативу нашего вуза. Это очень важно, когда новое дело может опираться и на мощные ресурсы профессионально-научного психолого-педагогического сообщества, и на поддержку административно-управленческой команды нашей столицы.Для нашего университета важно, чтобы мы в непосредственной практике смогли реализовать наиболее перспективные решения о переустройстве школьной жизни так, чтобы наши дети меньше болели и с большей радостью бежали в школу, чтобы разновозрастная педагогика обрела свое реальное воплощение, чтобы качественное российское образование было доступно с помощью дистанционного обучения в любой точке не только России, но и для наших соотечественников за ее пределами, чтобы будущие педагоги еще на стадии студенчества смогли впитать дух школы, почувствовать биение ее сердца.Виктор РЯБОВ, президент МГПУ, профессор, доктор исторических наук, член-корреспондент РАО:- Университетская школа имеет большое значение для будущности МГПУ. В концепции перспективного развития мы заявили весьма амбиционные задачи, для решения которых школа может стать серьезной проектно-исследовательской базой. Так, например, воплощение идеи создания целостной электронно-информационной системы современной школой, включающей в себя возможности онлайн-управления не только содержательно-дидактическими, организационно-техническими, но и финансово-экономическими и социально-коммуникационными ресурсами и образовательными процессами, не под силу отдельному научно-исследовательскому или проектному институту, а университету, где десятки таких подразделений, это по плечу. Одна такая задача способна консолидировать накопленный опыт и креативный потенциал не только профессорско-преподавательского состава, но и молодой задор студенчества.Важна и организация на базе Университетской школы модели эффективной педагогической практики студентов как будущих молодых педагогов, так как именно в этом направлении движение МГПУ обеспечило ему первенство среди российских педагогических вузов в таком важном показателе эффективности своей деятельности, как высокий процент выпускников, которые после вуза идут работать в сферу образования и непосредственно в школу.Отработка механизмов формирования благосклонности у лучших школьников и их родителей к профессии педагога как одной из наиболее предпочтительных карьерных траекторий также стала одной из приоритетных задач для выстраивания непрерывного образования от школы к вузу.
Комментарии