search
main
0

Не пойман – не вор: ЕГЭ глазами учителя

Для многих детей единый госэкзамен – огромный стресс. А что это такое для учителей, которые проводят ЕГЭ? Какие детали заметны людям, которые и обслуживают весь экзаменационный процесс? Какие тайны они скрывают? 

О том, что происходит за кулисами сего действа, с нами поделилась непосредственная участница процесса, учитель одной из столичных школ Елена Николаевна Р. (фамилию она просила не называть):

– Сразу скажу, что на ЕГЭ я первый год. Распределили меня (а это делает Департамент образования Москвы) в чужую школу. Я считаю, мне повезло, поскольку руководитель моего ППЭ (пункта проведения экзамена) оказался адекватным человеком с хорошим чувством юмора. Эта женщина не пугала и не «строила» нас, не заставляла, как некоторые, являться точно в назначенное Департаментом время (например, в 7:43 утра), понимая, что инструктаж раньше 8:30 не имеет большого смысла. Сам экзамен, если что, начинается только в 10 утра.

Наша руководительница даже страшилки из своего опыта рассказывала с прибаутками, чем снимала ненужное напряжение. Например, о том, что дети могут хлебнуть из своей бутылки, после чего у них начинается рвота и другие проблемы со здоровьем и они досрочно заканчивают экзамен по уважительной причине — чаще всего, по словам нашей начальницы, это случается на истории, где требуется помнить много дат и событий. К счастью, на моих глазах этого ни разу не произошло, чему я очень рада.

Но на всякий случай воду и перекус, которые детям разрешено приносить на экзамен, мы просили оставлять на подоконниках в коридоре. И это, мне кажется, правильно, так они не отвлекали детей от работы и исчезал риск залить или испачкать бланки.

Но если вы думаете, что ребята о своей еде забывали, вы сильно ошибаетесь. Иногда возникало ощущение, что они пришли на экзамен, чтобы поесть и сходить в туалет. А на некоторых нападал прямо-таки энурез — иначе трудно объяснить отлучки в туалетную комнату каждые 20–30 минут. Один мальчик, я не поленилась подсчитать, выходил за 3 часа экзамена 5 раз, причем однажды отсутствовал 20 минут — точное время фиксируется в ведомости учета времени вне аудитории, или на сленге сотрудников ППЭ, в «туалетной ведомости».

Интересно, что если перед этим он мучительно грыз ручку и написал в черновике лишь пару фраз, то после похода в места уединения его неизменно посещало вдохновение, и он исписывал сразу полстраницы. Наши смутные подозрения мы подтвердить не могли — все, что могут сделать по нашей просьбе сотрудники вне аудитории, это спросить ребенка с той стороны кабинки: «С Вами все в порядке? Не нужна ли Вам медицинская помощь?».

Однажды, дежуря вне аудитории — то есть на этаже проведения экзамена, — я зашла в туалет и увидела странную картину: стопы девушки, находившейся в соседней со мной кабинке, были повернуты в противоположную естественной сторону. Судя по положению ног, она стояла лицом к стене с унитазом, и довольно долго. Беззвучно. По словам сотрудников в ее аудитории, она выходила уже 4-й или 5-й раз. Однако не пойман — не вор. «Сейчас еще прочитает, вникнет и, наконец, допишет до конца», – пошутила коллега.

Нет, учителя не любят нечестную игру, но такой цели — поймать ребенка на списывании — никто, во всяком случае знакомые мне педагоги, не ставит. Учителя старой школы более лояльны к шпаргалкам: как пояснила коллега-«физичка», в ее предмете запомнить все формулы сложно, главное тут — понимать, как их применять, в противном случае никакие «шпоры» тебе не помогут.

Я лично против этого. Но все понимают, что у ребенка стресс и какова роль баллов ЕГЭ в его судьбе, — и тут, мне кажется, задача учителей родной школы и родителей объяснить и внушить, что ничего страшного в провале экзаменов нет, и за пределами вузов есть прекрасная, светлая жизнь (хотя в нынешней политической ситуации мамам мальчиков я этого не скажу). К тому же многие сами, чего уж врать, пользовались «шпорами» на экзаменах в советское время. Но время, сынок, было другое, и никто не говорит, что оно было лучше.

Самое смешное, что некоторые дети по-прежнему пишут подсказки для большей уверенности, не пользуясь ими. Я и сама их в свое время писала «на всякий случай». Главное, чтобы «шпоры» потом не вылетели в самый неподходящий момент — например, когда ребенок в забытьи почесал за партой ногу об ногу, а они из носков и вывались!..

Похожий случай приключился в мое дежурство на этаже. Ближе к концу экзамена мальчик вышел из аудитории, подошел к подоконнику и начал что-то увлеченно… читать, хотя ничего, что можно читать, кроме паспорта, у экзаменуемых быть не должно! Внутренне похолодев, я подошла к парню и заслонив собой от камеры, тихо спросила: «Что у Вас здесь такое?». На подоконнике лежала маленькая бумажка с текстом, напечатанным мелким шрифтом. Мальчик нимало не смутился и с готовностью ответил: «Да я уже закончил экзамен, я не списывал, просто решил проверить, правильно ли написал!» Вот уж святая наивность! А мне что прикажете делать? К нам подошла более опытная коллега и, мгновенно определив, в чем дело, шепотом велела парню быстро спрятать бумажку и уйти от греха подальше, то есть с территории школы.

Хорошее мы сделали дело? Но если бы кто-то в штабе ППЭ на экране заметил происходившее, нам всем грозили бы неприятности. Результаты ЕГЭ ребенка были бы аннулированы (причем, пересдать этот предмет в этом году будет нельзя, то есть прощай поступление в заветный вуз), а нам, вероятно, выписали бы штраф. Как поведали коллеги по ППЭ, штрафы за нарушения бывают по 30–40 тысяч рублей и больше. А член ГЭК с удовольствием припугнула (такие типажи, к сожалению, не переводятся во все времена) в особо тяжких случаях увольнением. «Ага, дальше школы не сошлют!» – заметили на это учителя.

Но иногда спасти ребенка от собственной глупости не удается. Как рассказала мне подруга-учительница, в их ППЭ у мальчика, который вышел в коридор, внезапно… зазвонил телефон. Более того, ребенок ответил на звонок! И знаете, что услышали обомлевшие учителя? «Мама, я еще на экзамене»! Затемнение, занавес… Даже не знаешь, кем больше восхищаться, сыном или родительницей… Можно, конечно, предположить, что маму с мальчиком десантировали прямо на парашюте из глубокой тайги за полчаса до проведения экзамена, но даже в тайге сейчас есть интернет, где прописаны правила проведения экзамена. И потом, спрятать и пронести телефон мальчик как-то догадался. Закончился скверный анекдот суетой с составлением акта нарушения и удалением с экзамена…

Моего сына так хорошо проинструктировали на этот счет в школе, что он сказал: «Я что, дурак? Я так рисковать не буду!». Но безрассудные или отчаянные все равно, как видите, находятся…

Но все описанное на самом деле — экстрим и случается нечасто. Основное занятие учителя на ЕГЭ — заклинать пустоту и терпеть многочасовую скуку. Самое ужасное лично для меня — не иметь возможности читать и писать несколько часов подряд. И поспать нельзя! Тут каждый спасается, как может — кто-то вспоминает стихи Бродского, как я, кто-то предается воспоминаниям и грезам, кто-то обдумывает извечные философские вопросы или представляет, что еще посадит на даче. А что, учителя тоже люди…

Поэтому, знаете, лично мне никаких денег не надо, лишь бы эта пытка прекратилась. Кстати, деньги эти совсем небольшие, я репетиторством почти в 5 раз больше за час зарабатываю. Только на репетиторство почти не остается сил и времени, все съедает школа. Но это уже совсем другая история…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте