На базе школы «Марьино» осуществляется апробация нового учебного пособия по ОБЖ под научной редакцией Юлии Шойгу от издательства «Просвещение». Опираясь на его принципы, мы создаем современную безопасную среду.
Педагоги создают атмосферу дискуссии в классе и ставят перед детьми вопросы, над которыми тем стоит задуматься самостоятельно. В качестве развития активных методов обучения могут использоваться презентации, интеллектуальные марафоны, брейн-ринги и соревнования, театрализованные выступления и игровые формы, позволяющие воссоздать процесс чрезвычайной ситуации и восстановить его по ролям, погрузившись в естественную среду происходящих событий. Помимо этого к активным методам мы также относим групповые тематические экскурсии, посещение специальных учреждений, обучающие мастер-классы, встречи с представителями профессий из области гражданской обороны и медицины. Подобная модель обучения широко представлена в новом учебном пособии ОБЖ и весьма эффективна в практической реализации образовательного процесса.
Также в процессе практических занятий и теоретических исследований на примере школьного образования мы смогли провести более конкретную систематизацию и выделили имитационные и неимитационные формы активного обучения. К имитационным мы относим деятельность, ориентированную на профессиональную специализацию и погружение в среду, воссоздающую особенности чрезвычайных ситуаций и опасных для жизни положений. В учебном пособии ОБЖ специально подобраны тематические странички, познавательные факты и интересные задания, позволяющие вжиться в роль специалиста, пострадавшего или сотрудника, занимающегося ликвидацией чрезвычайной ситуации. Формы подобных упражнений мы также разделяем на игровые, дающие наибольший эффект при усвоении материала, и неигровые, к которым относятся классические приемы, применяемые на уроках: анализ, дискуссия, проектирование и так далее. Особенностью занятий, проводимых с применением неимитационных активных методов, является отсутствие модели изучаемой деятельности и исключение материализации предметного образа процесса, в который погружаются обучающиеся. Непосредственно процесс обучения осуществляется при помощи обмена информацией.
Направления формирования культуры безопасности призваны максимально приблизить учебный процесс к практической профессиональной деятельности и обогатить общественное сознание в вопросах обеспечения защиты жизни и сохранения здоровья. Эта роль позволит нам сформировать полноценное общественное сознание необходимости повышения качества владения подобными навыками и сделает социальную среду, в которой живут обучающиеся, более гармоничной, доброжелательной и безопасной.
Сергей КЫТИН, преподаватель-организатор ОБЖ Школы «Марьино» имени маршала авиации А.Е.Голованова
Комментарий
Анастасия К., ученица 6‑го класса:
– Мне повезло! Я учусь в кадетском корпусе, и у нас проводится много интересных тематических мероприятий. В одном из них я приняла участие вместе с командой нашего математического 6‑го «А» класса.
Это оказались не традиционные спортивные старты, а настоящая «Школа безопасности»! Соревнования команд классов, в которых предполагалось проведение испытаний на знание основ безопасности жизни. Вот это да! Здорово, когда любой из нас может попробовать научиться быстро надевать боевую одежду пожарного, провести условному пострадавшему сердечно-легочную реанимацию и спасти утопающего с помощью конца Александрова. Каждое испытание предлагало проверку знаний основ безопасности жизни. Такие знания могут спасти человеку жизнь в условиях чрезвычайной ситуации… На этапе подготовки мы долго консультировались с настоящими экспертами (!) – нашими старшеклассниками, которые стали призерами Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ. Консультации не прошли даром, на соревнованиях мы показали хорошую подготовку и смогли составить конкуренцию кадетским классам. Итак, соревнования начались. Участники оказывали первую помощь, одевали «боевку», вязали узлы, используемые в работе спасателей, и показывали свою физическую форму. Наша команда показала сплоченность и уверенно проходила все испытания. Конечно, я перепутала все узлы и на этапе оказания первой помощи напрочь позабыла про первое правило оказывающего помощь: «Оцени ситуацию. Не подвергай свою жизнь опасности!» Но все равно практические знания, полученные в результате прохождения командой всех этапов, – это бесценные умения, но, надеюсь, они никогда не пригодятся мне в жизни по-настоящему. Хотелось бы избежать чрезвычайных ситуаций и не применять их на практике. Но всякое может быть. И мы должны быть готовы к любым случаям. Кажется, что эти соревнования – игра, но (как бы то ни было) мы «прожили» все ситуации и в жизни сможем не спасовать перед критической задачей. Как говорил наш великий полководец А.В.Суворов: «Тяжело в учении, легко в бою!» Ну а тем ребятам, нашим кадетам, кто сделал выбор и хочет получить профессию «спасатель», нужно пожелать удачи и твердости духа.
Комментарии