search
main
0

Не подушевое, а индивидуальное. Механизм финансирования городских школ совершенно не подходит для сельских

Фярит Фатехович ХАЙРУЛЛИН 15 лет возглавляет Комитет по образованию Краснооктябрьского района. Оптимист по характеру, он даже в самые тяжелые годы не опускал руки, а сегодня, в период реформирования системы образования, он уверен, что здравый смысл и прагматизм в хорошем смысле слова возобладают над погоней за сиюминутной экономией. Наша беседа с Фяритом Фатеховичем началась с позитива.

– Краснооктябрьский район расположен на юго-востоке Нижегородской области, в редкой для Поволжья черноземной зоне, его даже называют нижегородской Кубанью. И это правда – земля у нас отличная. Помимо растениеводства, в основном злаковых культур, у нас развивается мясо-молочное направление. Численность населения района небольшая – по данным последней переписи, 13 тысяч. Территория не относится к категории депрессивных благодаря современным сельскохозяйственным комплексам. Район традиционно многонациональный, почти 60 процентов населения – татары, есть мордва, русские, чуваши, всего 26 национальностей. Но все живут очень дружно, конфликтов на религиозной или этнической почве у нас не бывает, наоборот – мы можем говорить о сближении культур и традиций. Этому способствуют совместные праздники и фестивали, которые проводит администрация района и в которых принимают самое активное участие педагоги и школьники. – Фярит Фатехович, среди школьников тоже в основном дети из татарских семей? – Да, 70 процентов считают родным языком татарский. У татар традиционно большие семьи, и татарские деревни по числу жителей значительно населеннее русских. – И образование в школах ведется на татарском языке?- Не везде. Есть у нас несколько школ, где обучение по всем предметам на первой ступени ведется на татарском, во второй ступени дети постепенно переходят на русский, и только в 10-11-х классах все предметы ведутся на русском языке, но татарский остается в числе обязательных. Кстати говоря, наша команда успешно выступает на ежегодной межрегиональной олимпиаде по татарскому языку в Казани и привозит оттуда призы. – Можно сделать вывод, что в вашем районе национальный компонент в системе воспитания довольно значительный. – Я бы сказал, многонациональный. Наша задача – научить детей любить свою родину и приносить пользу обществу. Взрослые показывают детям пример. Так, бизнесмен Камиль Хафизов оплачивает учебу в вузах Нижнего Новгорода пяти студентам – выпускникам наших школ, братья Садековы оказывают постоянную спонсорскую помощь Больше-Рыбушкинской школе, которую в свое время окончили. Кстати, она у нас считается передовой, во многих отношениях образцовой. Дважды она становилась победителем конкурса в рамках национального проекта «Образование» и дважды получала по миллиону рублей. Средства пошли на обновление мебели и техническое оснащение кабинетов. Однако никакая помощь не бывает лишней – на деньги Садековых был сделан ремонт школьного здания. Выпускник Медянской школы Максут Хусаинов тоже пожертвовал на ремонт своей школы. Такие поступки учат больше, чем нравственные проповеди, и мы со своей стороны поддерживаем любую подобную инициативу. Каждый школьник сегодня знает имена своих достойных уважения земляков. Чемпион мира по борьбе Мусин Ханнян и чемпионы России по различным видам спорта – это наши маяки, на которых мы равняемся. В честь Рашида Вагапова и Хайдера Бегичева – деятелей искусства, родившихся на нашей земле, ежегодно проводятся фестивали.70 процентов школьников занимаются в учреждениях дополнительного образования. Районный Дом пионеров и спортивная школа имеют филиалы во многих образовательных учреждениях, поэтому творческие кружки и спортивные секции доступны всем желающим. Кроме того, вместе с органами соцзащиты и общественным комитетом по делам несовершеннолетних мы очень серьезно подходим к организации досуга молодежи. В дни каникул работают школьные лагеря. Летом организуются трудовые бригады для старшеклассников, где ребятам предоставляется возможность заработать. Не могу не сказать о положительных результатах нашей работы – за 2010 год у нас в районе не зафиксировано ни одного преступления с участием несовершеннолетних. И еще один момент, о многом свидетельствующий: у нас нет наркоманов.- И социально неблагополучных семей тоже нет?- Семьям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, мы оказываем материальную помощь и психологическую поддержку. Работа ведется в тесном контакте с органами соцзащиты. Чтобы родители решили свои проблемы, мы можем на время поместить их детей в социальный приют. Он существует в районе более 10 лет, в нем проходят реабилитацию дети не только нашего, но и соседних районов.- Значит, все хорошо и нет проблем?- Проблемы, конечно, есть. Нас очень волнует реструктуризация сети образовательных учреждений в сельской местности. Когда-то в районе было 50 школ, потом стало 35, сейчас всего 14. И сокращение будет продолжаться, если учесть, что ежегодно число детей уменьшается на 50-80 человек. Но ведь этот процесс – побочное действие той же реструктуризации. Что ни говори, какие ни приводи резоны, но школа была и остается культурным центром деревни. И населенные пункты, не имеющие школ, обречены на постепенное вымирание. Из таких сел молодые семьи гораздо чаще уезжают в города, а выпускники, поступившие в вузы Москвы или Нижнего, стараются остаться в городах. Я понимаю, что ученик сельской школы обходится государству дороже, чем городской. Но нужно смотреть вперед. В сельской местности, особенно в таких традиционно крестьянских районах, как наш, растут кормильцы страны. И если их сегодня не поддерживать, не вкладывать деньги в их образование и воспитание, совсем скоро работать на земле никто не захочет. И тогда государству придется потратить втрое больше средств, чтобы привлечь в сельское хозяйство жителей городов. А ведь трудолюбие, элементарные крестьянские навыки, любовь к земле не приобретешь на курсах, они вырабатываются годами и накапливаются поколениями. Мне сегодняшняя политика кажется непродуманной, и я верю, что в отношении сельских школ подход государства будет меняться, в том числе и с точки зрения материального обеспечения. Если подушевое финансирование в городе оправдывает себя, то в деревне – нет. Для малокомплектных школ целесообразно ввести индивидуальное финансирование, поскольку даже большие сельские школы не смогут конкурировать с городскими. – Какова судьба педагогов, лишившихся работы после закрытия школ? – Все педагоги трудоспособного возраста устроены – кто в школах, кто в системе соцзащиты или в учреждениях культуры. Многим для этого пришлось пройти переподготовку, но все расходы взяли на себя администрация района и управление соцзащиты. Пенсионеров мы не трудоустраивали, но они и сами не очень стремились к этому. – Фярит Фатехович, полагаю, что у вас нет проблем с привлечением молодежи в школы? – Наш район участвует в областной программе поддержки молодых специалистов. На деньги областного и районного бюджетов построено 15 домов с отоплением, водо-, электро- и газоснабжением. Мы не стали, как в других районах, строить отдельные улицы или микрорайоны. Зачем отрывать людей от привычных условий, от родных мест? Все дома заселены. Участие в программе стало хорошим стимулом для молодежи. Вообще, надо сказать, мы приветствуем все областные программы, направленные на решение насущных проблем образования. Например, очень хорошая была программа по обеспечению пожарной безопасности учреждений образования. Сигнализацию всех школ и детсадов района мы с помощью выделенных по этой программе средств смогли привести в соответствие с требованиями Госпожнадзора. Если бы каждая школа решала эту проблему самостоятельно, результаты были бы намного хуже. Сейчас во многих школах надо менять электропроводку – она устарела, ведь большинству зданий более 30 лет. Если это профинансировать из бюджета района, придется сократить все остальные расходы, не менее важные. Областная программа облегчила бы задачу. Вообще должен сказать, что в последнее время решение технических вопросов идет легче, чем раньше. Например, благодаря реализации нацпроекта мы смогли обновить всю мебель в образовательных учреждениях, компьютеры и доступ к сети «Интернет» есть в большинстве школ. Все это радует, но не могу не сказать с горечью – зарплата учителей как была, так и остается низкой. И это главная проблема, которая, увы, не решается. Статфакт В Краснооктябрьском районе было 50 сельских школ, потом стало 35, сейчас всего 14.КомментарийОльга Носкова, депутат Государственной Думы от Нижегородской области: – Все вопросы образования, здравоохранения и культуры села Государственная Дума предусмотрела  в Законе о развитии сельского хозяйства. Детализированы они в Программе развития агропромышленного комплекса в разделе «Социальная политика». Вопрос закрытия сельских нерентабельных школ переложен на региональные органы исполнительной власти. Насколько мне известно, у правительства и Министерства образования Нижегородской области по этому поводу совершенно определенная позиция. Сейчас никто не собирается закрывать даже очень маленькие начальные школы. Это связано с тем, что малышей опасно возить далеко от дома, особенно в холодное время года. Дети начнут болеть и пропускать школу, тогда весь разговор о качественном образовании будет лишен смысла. Правительство Нижегородской области разработало, на мой взгляд, очень хороший социально-образовательный проект, который учитывает интересы и детей, и учителей. Проект называется  «Учительский дом». В одной половине дома живет учитель с семьей, во второй он проводит уроки для детей начальной школы. Число учеников не должно превышать 14, потому что если больше, то это уже считается  полноценным классом и тогда нужно говорить о школе. Этот проект с точки зрения экономики дает селу возможность развития. Но он рассчитан только на начальную школу. Когда дети выходят из первой ступени, то учить их в небольшой домашней школе нецелесообразно. Это всем удобно и приятно, никуда возить не нужно, но дети, выращенные в таких тепличных условиях,  очень сильно потом проигрывают в качестве образования, и не надо об этом забывать. То есть если мы бережем сельских детей, боимся им лишний раз доставить неудобства, мы снижаем им стартовые возможности в дальнейшем. И они, проучившись не в базовой районной школе, а в своей малокомплектной, выходят в жизнь неконкурентоспособными. И еще в Нижегородской области по каждой конкретной школе принимается индивидуальное решение. И прежде всего обращается внимание на мнение родителей. Если они уверены, что школа даст детям прочный образовательный фундамент, то она не закрывается. Краснооктябрьский район, Нижегородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте