От умения выстроить взаимоотношения с работодателями во многом зависит результативность тех усилий, которые предпринимает профсоюз в интересах учителей. Для обсуждения актуальных проблем в сфере образования Нижнетагильский городской комитет профсоюза уже по традиции собирает директоров школ и председателей профкомов на выездной семинар в профилактории «Ключики». Тему очередного семинара – «Проблемы введения новой системы оплаты труда и пути их решения» – подсказала сама жизнь. Многое профсоюзу и работодателям надо делать совместно, но есть вопросы, в которых мы противостоим друг другу. Чтобы не превращать семинар в подобие передачи «К барьеру!», мы решили провести его в режиме педагогической мастерской. С названием особо не мудрили: «НСОТ!?..» Хоть и не встречается такое сочетание знаков препинания, зато говорит само за себя.
Подготовили ватман, фломастеры, столы для работы в малых группах, бейджи для участников мастерской. Не обошлось и без экспертной группы: в нее вошли руководители управления образования Нижнего Тагила, юристы управления и горкома профсоюза.
Первое задание группам – графически изобразить ассоциации, которые вызывает новая система оплаты труда. Участники могли нарисовать символ, герб НСОТ, придумать девиз, слоган либо вспомнить строчки из произведений, которые соответствуют возникающим эмоциям.
После недоуменных взглядов – чего это профсоюз придумал? – работа в группах закипела, ведь педагоги народ творческий. Презентация выполненной работы проходила уже под бурные аплодисменты.
Второе задание – дописать предложение «Новая система оплаты труда – это…» – смеха уже не вызывало, все работали сосредоточенно. Некоторые группы попробовали расшифровать аббревиатуру: «Нервное состояние образовательного товарищества», «Надежда, сотрудничество, оптимизация, трудолюбие»… Были и другие варианты. Например, «механизм реализации рыночных отношений в образовании».
А дальше группам было предложено разделить ватман пополам, поставить в первой колонке знак «+» и перечислить положительные стороны НСОТ. Зачитали – и сами удивились. Оказывается, не все так плохо! Было отмечено, что НСОТ повышает заинтересованность коллектива в сохранении и увеличении количества учеников, увеличивает зарплату учителей в среднем и старшем звене, способствует здоровой конкуренции среди образовательных учреждений и педагогов, развитию общественно-государственного характера управления учреждением и усилению роли профсоюзных организаций в жизни коллектива.
Во второй колонке перечислили все минусы. Их получилось, к сожалению, намного больше. Выделим основные: снижение зарплаты учителей начальных классов из-за низкой стоимости образовательной услуги; сокращение ставок педагогов, обеспечивающих сопровождение учебно-воспитательного процесса (психологов, логопедов, социальных педагогов, старших вожатых); оптимизация образовательной сети, ориентированная на закрытие школ с низкой наполняемостью классов, расположенных в отдаленных районах города; отсутствие во многих образовательных учреждениях стимулирующей части фонда оплаты труда; несвоевременность введения НСОТ в условиях финансового кризиса. Участники семинара единодушно отметили, что если бы проект постановления правительства области о введении новой системы оплаты труда был согласован с обкомом профсоюза, профсоюзными комитетами, просчетов было бы значительно меньше. В ходе введения НСОТ уже появилось много вопросов, которые непросто разрешить руководителю или председателю профкома.
Следующее задание называлось «Минное поле проблем». Каждой группе предложили выделить «сапера», который сможет обезвредить «мину». А в «минах» были заложены сложные вопросы, вот только некоторые из них:
– Для экономии фонда оплаты труда администрация предлагает в каникулы пойти в отпуск без содержания. Правомерно ли это?
– Повышение МРОТ уравняло в заработной плате технического работника и молодого специалиста. Фонда оплаты труда не хватает, чтобы установить дифференцированные надбавки. Какой выход вы можете предложить?
– Комиссия по распределению стимулирующей части ФОТ, утвержденная приказом директора, не имея положения о распределении стимулирующего фонда, имеющиеся средства разделила. Педагоги распределением недовольны. Каковы могут быть последствия?
Не у всех «саперов» ответы были правильные, некоторые «подорвались». Вот тут-то и понадобилась помощь юристов. Когда в конце мастерской проводилась рефлексия, многие участники отметили, что именно задание «Минное поле проблем» вызвало наибольший интерес, можно было заложить побольше трудных вопросов.
Следующее задание – «Профсоюзная почта». На заготовленных полосках разного цвета (чтобы было проще найти адресата) каждый участник мог написать обращение в министерства образования России и области, депутатам Государственной или областной Думы, главе города, в обком или горком профсоюза, в управление образования, директору школы или председателю профкома, даже Президенту РФ или премьер-министру. Почтальон быстро собирал, сортировал записки и «направлял адресатам». Больше всего посланий оказалось в адрес министерств – российского и областного. И это понятно, потому что идея введения новой системы оплаты труда принадлежит Министерству образования и науки РФ, а нормативный документ, принятый правительством Свердловской области, в котором много недоработок, готовило областное министерство. И руководители учреждений, и председатели первичных профсоюзных организаций осуждают практику перекладывания всей ответственности за введение НСОТ на муниципалитеты, ведь деньги выделяются из областного бюджета, реального увеличения фонда оплаты труда образовательных учреждений не произошло. Некоторым школам с низкой наполняемостью классов ФОТ до конца года может не хватить. Министерство области не организовало оптимизацию образовательных учреждений и штатных расписаний до введения НСОТ. И сейчас она проводится в спешке при отсутствии необходимых для этого средств.
В перерыве у больших листов ватмана с письмами участников мастерской продолжалось живое обсуждение: «А про индивидуальное обучение мы-то забыли написать!», «Надо еще про выплаты до МРОТ добавить, которые уравняли в зарплате специалиста с высшим образованием и обслуживающий персонал!», «А вы все это обобщите и направите реальным адресатам?». В общем, равнодушных в зале не было.
А затем состоялся «Свободный микрофон». Все участники могли задать вопросы юристам, руководителям управления образования и городского комитета профсоюза.
На вопрос «Что вам дала такая форма обсуждения проблем, как педагогическая мастерская?» и директора школ, и председатели профкомов, и даже эксперты отметили, что работа в малых группах способствовала свободному обмену мнениями, конструктивному сотрудничеству, неформальному общению, была возможность получить ответы на волнующие вопросы у юристов и руководителей управления образования.
Экспертная группа подвела итоги педагогической мастерской. Лучшим участникам были вручены шуточные призы: самому эмоциональному – таблетки пустырника, самому практичному, расчетливому – калькулятор, за умение видеть перспективу – лупу, за глубокий анализ проблем – надувной плавательный круг, за самое фантастическое, несбыточное предложение – мыльные пузыри. Самая активная группа получила конфеты, а экспертам – руководителям управления образования и начальникам районных отделов образования – мы вручили термометры, чтобы они лучше чувствовали климат в педагогических коллективах.
После семинара мы постарались проанализировать и обобщить весь полученный материал. Очень надеемся, что наши предложения и требования, направленные в министерство образования и правительство области, не останутся без внимания и серьезные просчеты при введении новой системы оплаты труда будут устранены.
Людмила КУЗНЕЦОВА, председатель Нижнетагильской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ,
Свердловская область
Комментарии