И вот вы классный руководитель 4‑го класса. Что и как делать с этими (как нам кажется) малышами – и жизнерадостными, и растерянными, и ожидающими чудес, и готовыми чудить, и предвкушающими что-то новое, и боящимися этого нового, неизвестного?
Д ля нас, учителей средней и старшей школы, начальная школа – это отдельный мир, правда же? И вот они, вчерашние выпускники «началки», смотрят на вас с надеждой и опаской, а вы… Как учитель-предметник вы, конечно, профессионал, но теперь еще и классный руководитель. С чего начать, чтобы оправдать детские (да и, что уж там, родительские) ожидания, надежды, стремления, чтобы помочь взрослеть, не потеряв детской веры в чудеса, чтобы научить решать проблемы, но не чувствовать себя одиноко, чтобы адаптировать к потоку новых предметов, учителей со своими требованиями, чтобы научить пониманию, что любая оценка – это твой опыт, а двойка не показатель, что все плохо?..
Очень важно, на мой взгляд, никого из детей не проглядеть, каждому показать его значимость в коллективе и в новой школьной жизни.
Я готова делиться опытом, как воспитать ответственность и создать взаимодействие младших со старшими на основе общего дела (у меня такой деятельностью стала медиастудия), это будет полезно и приятно и тем и другим: старшим будет нравиться роль такого наставничества и собственной значимости, а младшие будут с нетерпением ждать прихода старших и всем хвастаться, что у них есть вожатые. Рекомендую разницу в возрасте три года, то есть вожатыми для пятого класса прекрасно становятся восьмиклассники.
Главное, чтобы уже с первых дней, начиная от сбора макулатуры и заканчивая общешкольным мероприятием, участвовал весь класс, никто не должен остаться за бортом, важно придумать роль каждому.
И необходимо родителей сделать соучастниками учебно-воспитательного процесса, приглашая их на «огонек», выступления и поездки.
Детям нужен жизнерадостный, энергичный и позитивный руководитель, чтобы школьная жизнь стала для них увлекательным приключением, игрой со своими правилами. И тогда они скажут:
Здесь вам не «началка», здесь климат иной.
Мелькают предметы, на месте не стой!
И так много новых учителей.
Здесь все нам в новинку и страшно порой,
Но берем вершины одну за одной,
Осилим мы этот год.
Ребята, смелей!
Кто нас не учил – тот не рисковал,
Тот сам себя не испытал,
Мы знаем, что мы не подарок, мы целый сюрприз!
Мы вас поздравляем с учителя днем!
Хотим пожелать терпенья вагон
И юмора, и понимания нас.
Мы вас очень ценим, без вас нам капут.
Спасибо за ваш непомерный труд!
Спасибо, что выбрали этот маршрут!
Наталья БОЛДЫРЕВА, классный руководитель 5‑го класса школы №949
Какие чудеса, что за бред? Если в 10 лет верят в сказки, – это диагноз “крайний инфантелизм”. Нужны врачи для родителей и детей. И трудотепапия! Чтоб через пот и мышечную боль маразм ушёл в небытие.