search
main
0

Не подачка, а зарплата нужна учителю “Единая Россия” знает, как поднять престиж учительской профессии

В прошлом и настоящем номерах “Учительской газеты” мы опубликовали “Обращение партии “Единая Россия” к родителям и учителям”, в котором руководство партии предлагает 1 июня в каждой школе провести родительское собрание. Его цель – узнать, что сегодня волнует работников образования, родителей и чем “Единая Россия” может им помочь. Нам тоже интересно, что стоит за этим обращением, насколько реальны планы партии изменить ситуацию в системе российского образовании, и сегодня мы предлагаем нашим читателям интервью с председателем Генерального совета партии “Единая Россия” Александром Беспаловым.

– Александр Дмитриевич, расскажите, пожалуйста, немного о своей семье. Насколько я знаю, ваша мама была учительницей.
– Семья у меня классическая: мама педагог, папа военный. Родился я в 1950 году в городе Боровичи Ленинградской области, там тогда служил отец, бывший фронтовик. Через три года его перевели в Ленинград. С этим городом связана вся моя дальнейшая жизнь. В городе на Неве до сих пор живет моя семья, дочь ходит там в школу.
– Ваше школьное детство: какое оно, что запомнилось больше всего? Наверняка школа для вас значила больше, чем просто учебное заведение, потому что весь жизненный уклад семьи, где есть хотя бы один учитель, пронизан духом этой профессии.
– Отец умер довольно рано. Когда я был еще школьником в классе шестом, но что запомнилось очень хорошо, – отец часто бурчал на мать за то, что каждый вечер она приносила домой пачку тетрадей и проверяла их до ночи. Она была учительницей русского языка и литературы и к тому же завучем. Конечно, внимания семье уделяла немного. У нас дома было всегда много книг, можно было подготовиться по любому предмету. Так получилось, что семья часто переезжала из одного района в другой. Менял школы и я. Учили нас, может быть, по старинке, но знания давали прочные, на всю жизнь. Сильные учителя у нас были по русскому языку, математике, физике. В 510-й школе обществоведение с историей преподавала фронтовичка, у нее мы научились осмысленно подходить к историческим явлениям, находить аналоги сегодняшним событиям в мировой истории, сравнивать, делать выводы. Я убежден, что история – один из главных предметов в школе. Какой-то период русский язык и литературу преподавала мне мама. Она строго с нас спрашивала, как, впрочем, и все остальные учителя. Стихи, например, я помню до сих пор – те, которые учил в пятом классе. А дочь-десятиклассница не может вспомнить стихотворение, что ей задавали в прошлом году…
– Не думали ли вы пойти по стопам матери?
– Я знаю, что многие мои ровесники хотели быть учителями, а я нет. Меня увлекла химия. Я понимал ее с первых уроков, как только мы стали учить этот предмет. Химические реакции, уравнения, задачи не всегда, конечно, мне были понятны и не сразу давались, но я закрывал глаза и представлял, какой процесс за каким следует, что происходит с реактивами, и все получалось. После школы я поступил на химический факультет Ленинградского госуниверситета.
– А как вы жили в финансовом отношении? Хватало ли зарплаты родителей на то, чтобы прокормить семью, выучить детей?
– После смерти отца было тяжело. Остались я и моя сестра. Именно поэтому после школы я не сразу пошел в вуз, а год поработал, да и потом поступил на вечернее отделение, чтоб не бросать работу. Но как раз в то время – а был 1969 год, насколько я помню, – учителям подняли зарплату, и этого было достаточно, чтобы я перевелся на дневное отделение. Учителя стали довольно богатыми людьми. Помню, как мы ходили с мамой покупать ей хорошие кожаные сапоги.
– Давайте перейдем к дню сегодняшнему. У вас одна дочь уже отучилась в школе, другая – учится, поэтому то, что происходит в стенах среднего учебного заведения, волнует вас в первую очередь как родителя. Но вы еще и политик. А значит, российским образованием занимаетесь на государственном уровне. Что вас не устраивает или не нравится в современной школе?
– Да, я действительно родитель, хотя не так серьезно занимаюсь воспитанием своего ребенка-школьника, как надо бы. Редко хожу на собрания. У нас это делает моя старшая дочь, кстати, ей 29 лет. Но когда это все же случалось, мне не понравилось то, что происходит на родительском собрании. Вместо того чтобы говорить об успеваемости детей, оценках, учителя собирают деньги на ремонт, шторы, охрану, еще что-то. Им неприятно просить деньги, но они вынуждены это делать. Учитель не должен попадать в такую ситуацию. И мелочность родителей мне не понравилась. Зачем заводить эти разговоры: мы вам дали столько-то, больше мы вам не дадим. Этим они унижают учителя, а потом еще пытаются с него что-то спросить. Я считаю, что корни проблем не в школе.
– Что вы имеете в виду?
– Работа учителя, врача, инженера была самой почетной. А что произошло с ней сейчас? Она потеряла свой престиж, ею перестали гордиться. Выпускники педагогических вузов стали воспринимать ее чуть ли не как наказание. Провинился – вот тебе “общественные”, “принудительные” работы. Я не люблю сравнений с Западом, но здесь не могу без этого обойтись. Если там человек имеет работу, то все проблемы у него само собой решаются, а потерял – жизненная катастрофа. Работа педагога в нашей стране должна вернуться в разряд уважаемых и почитаемых, коль мы хотим чего-то добиться и изменить нашу жизнь. Если говорить о профессии учителя, ее общественная значимость должна быть еще чем-то конкретным подкреплена. Почему учителя должны искать источник существования не в своей работе, а в репетиторстве или на огороде? Это государственная фигура, и отношение к ней в обществе должно быть соответствующее.
– Наверное, нет человека, который не согласился бы с вами, но вопрос в другом: как сделать так, чтобы поднять престиж учительской профессии, создать работникам образования условия для нормальной, достойной жизни?
– Бесполезно сейчас надеяться на то, что страна будет о тебе думать и решать твои проблемы. Ты должен думать о стране, а вернее, мы все должны думать. Время разъединений прошло, настало время объединяться. И это уже не просто слова. 1 декабря на учредительном съезде объединились партии “Единство”, “Отечество”, “Вся Россия”. Первое, что решили сделать, – установить партийный контроль за выплатами зарплат бюджетникам и пенсий. В этом мы нашли поддержку у Президента России Владимира Путина. При формировании госбюджета на следующий год наши фракции будут изыскивать средства для ликвидации задержек по заработной плате учителям. Мы руководствуемся принципом разумной достаточности, чтобы при этом не пострадали другие бюджетники, ибо наша задача и главный наш принцип – отстаивать интересы большинства.
– Итак, вы говорите, что надо работать с бюджетом. Но бюджет – это то, что есть. Главнее, думается, сдвиги в экономике.
– Конечно же, когда в полную силу заработает промышленность, появятся деньги, которые можно будет делить между бюджетниками. Для того чтобы понять, какая экономическая программа должна быть у “Единой России”, в июне мы проведем съезд менеджеров – успешных, молодых управленцев производства, не владельцев предприятий, а именно управленцев, причем самых разных сфер производства – от металлургических комбинатов до изготовления колбасных оболочек. Есть в нашей стране люди, которые все делают своими руками, создают рабочие места, платят людям пусть небольшую, но все же стабильную зарплату. Так вот, мы хотим вместе с ними понять, что делать для того, чтобы в стране заработало производство, появились в бюджете деньги.
– А они откликнутся?
– Уже откликнулись. Партия для того и создана, чтобы быть мостом между обществом и властью. Она приглашает к диалогу, а это предпосылка к действию.
– Мы подошли к идее проведения всероссийского родительского собрания, о котором вы объявили через СМИ. Что думаете услышать от родителей?
– От родительской общественности я жду обсуждения вопроса о нужности или ненужности детской организации, как учат, воспитывают в школе. Многие родители всерьез занимаются своими детьми, к ним мы должны прислушаться.
– Наверняка они будут жаловаться на поборы в школе…
– Это раньше нам казалось, что мир плоский, а сейчас видим, что он многомерный. Появились в России люди, у которых есть деньги. Кто может, пусть школе даст. Меценатство в России всегда было развито.
– Как решить принципиально вопросы финансирования школы – капремонтов, содержания здания, оборудования?
– Это опять-таки бюджет. Снова возвращаемся к вопросу, откуда взять деньги, к работе промышленности и налогам. Мы сейчас говорим о тенденциях, куда надо двигаться. Но только в самом начале пути мы должны сказать правду – сколько денег заработаем, столько и поделим… Об этом мы будем говорить и с учителями. Осенью планируем собрать всероссийский педсовет. Послушаем педагогов, какой они видят свою школу, что хотят изменить в системе образования.
– В какой форме этот педсовет будет проходить?
– Мы еще думаем над этим, но хотелось бы учителей со всей России собрать здесь, в Москве. Пусть приедут, посмотрят город, пообщаются, людьми себя почувствуют, женщины платья красивые наденут, мужчины – костюмы. Они приедут “заряженные” на работу. Чего-нибудь вместе придумаем. В Государственной Думе у наших фракций наибольшее число голосов, нас поддерживает Президент России.
– Значит, вы будете параллельно работать с производственниками и педагогами и попытаетесь вместе сформулировать экономическую и гуманитарную политику партии, отстаивающей интересы большинства. Учителям в этом большинстве ваша партия отдает предпочтение. Это же не случайно?
– Учителя первые, потому что они являются носителями идеологической направляющей. А что такое идеология? Это определение направления движения. Без нее просто невозможно. Учителя первые еще и потому, что они занимаются воспитанием нашего будущего, формируют личность, гражданские качества, убеждения, мировоззрение. Из-за одного этого учителей нужно выделять в обществе, беречь и лелеять. Рядом идут врачи, потому что они следят за нашим здоровьем.
– Все эти люди давно привыкли обходиться без государства. Они живут сегодняшним днем.
– Да, они мало верят тому, что происходит. Но то, что заботит каждого, это их личные сбережения, то, что они смогли заработать и хотели бы оставить детям. Задача государства и нашей партии, чтобы вот то, что они оставляют, не умалилось, было сохранено и никто у них бы не отнял. Их дети сами будут решать, что с этим делать. Это, кстати, зависит от воспитания. Как воспитаешь – так и будет.
– Вы говорили о приоритетах в системе образования. Первое – изменить отношение к работе как таковой, чтобы любая работа воспринималась как поощрение, достижение, главная ценность человека, а уж учительская тем более. А что, на ваш взгляд, нужно менять в самой школе?
– Советы давать я бы не стал, но хотел бы, чтобы нормально учили истории, естественным наукам, таким, как математика, физика и химия, пусть не на высоком уровне, но чтобы дети твердо могли себе представлять какие-то основные понятия. История и естественные науки необходимы для понимания взаимосвязи процессов. Надо хотя бы выучить два базовых языка, тоже в определенных пределах. На этой основе можно тогда что-то развивать. Я уже не говорю о русском языке и литературе. Чистописание, по моему мнению, должно быть обязательно. У меня дети пишут как курица лапой. Я их зачастую не могу понять. Нужно учить общению, правильной русской речи. Пусть объем материала, преподаваемого в школе, будет меньше, зато знания – тверже, как было в то время, когда учились мы, родители нынешних учеников.
– Как вы считаете, оправданно ли то, что сегодня мы стремимся уменьшить нагрузку на школьников?
– Надо ответить себе на вопрос, какую задачу мы этим решаем. Ну хорошо, давайте разгрузим, а что они будут делать? Нагружать и загружать надо со смыслом.
– Вернемся к теме учителя. Кроме экономической основы поднятия его имиджа, какие еще здесь могут быть задействованы рычаги?
– Давайте экономическую основу сначала создадим. То, что учителям нужно больше внимания уделять, – и так понятно. Но не хочется, чтобы все остальное было похоже на подачки. Учителя – заслуженные люди. Надо, чтобы их труд делал их самостоятельными людьми. Захотел – купил, захотел – поехал. Не так, чтобы с голоду не умереть. Но престиж учителя может быть, безусловно, поднят и другими способами. Огромное значение в этом плане имеет Всероссийский конкурса “Учитель года”. Победителей нужно материально поощрять, в этом ничего плохого нет.
– Я слышала, что вы собираетесь серьезно поддерживать конкурс и награждать чем-то особенным финалистов. Что это будет?
– По путевке пошлем победителей за границу, причем путевку человек получит на два лица. Пусть педагоги съездят, отдохнут, увидят Европу.
– У вас что, много денег?
– Нет. Мы их экономно тратим.
– А что касается талантливых, творческих учителей, не обязательно учителей года, – их вы собираетесь как-то поддерживать?
– И над этим мы думаем. Надо только форму выбрать необидную.
– Когда изменится, по-вашему, ситуация в образовании, когда можно ждать перемен?
– Когда психология людей изменится. Потому что разруха начинается в головах, как говорил, профессор Преображенский. Все должны понять, что без учителей будущего у страны нет.

Ирина Каминская

Досье “УГ”

БЕСПАЛОВ Александр Дмитриевич – председатель Генсовета партии “Единая Россия”
Родился в 1950 году в г.Боровичи Ленинградской области, где тогда служил его отец-офицер Советской Армии.
Трудовую деятельность А.Д.Беспалов начал сразу после окончания школы – с 1967 по 1969 год он работает техником-трубопроводчиком в Академии тыла и транспорта. В 1969 году поступает на химический факультет Ленинградского государственного университета, после окончания которого в 1973 году остается работать на одной из факультетских кафедр.
С 1975 по 1982 г. работает в городском и областном штабе студенческих строительных отрядов.
1982-1993 гг. – инструктор, заместитель заведующего, заведующий организационным отделом исполкома Ленсовета. 1987-1989 гг. – депутат Василеостровского районного Совета.
С 1993-го по 1996 год работает в мэрии Санкт-Петербурга, где впервые создает и возглавляет Управление по связям с общественностью.
С 1996 г. – главный советник председателя Законодательного Собрания Петербурга.
А.Д.Беспалов – один из руководителей петербургского отделения общественного движения “Наш дом – Россия”, в 1996 году он был избран ответственным секретарем исполкома НДР в Петербурге.
В 2000-м – исполняющий обязанности представителя Президента России в Санкт-Петербурге. В настоящее время является заместителем полномочного представителя президента в Центральном федеральном округе.
1 декабря 2001 года на учредительном съезде избран председателем Генерального совета партии “Единая Россия”.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте