search
main
0

Не по учебникам

Театр Олега Табакова откроет новый сезон двумя премьерами

Ритм жизни настолько ускорился, что мы даже не всегда успеваем привыкнуть к тем или иным приметам нашего времени: им на смену приходят приметы новые. Множество пьес, совсем еще недавно считавшихся современными, воспринимаются сегодня как не совсем понятные или эмоционально не очень близкие, не очень легко поддаются сценической интерпретации. Поддерживать и ощущать связь времен становится все труднее, и тем она дороже.

Режиссер Алена ЛАПТЕВА решилась на версию знаменитого спектакля. Фото сайта tabakov.ru

Пьесы Александра Вампилова – одно из счастливых исключений: их персонажи, все еще продолжая быть современниками автора, абсолютно не устаревают. Удачная постановка вампиловской пьесы традиционно живет долго и счастливо. «Старший сын» Константина Богомолова с Юрием Чурсиным в роли Бусыгина занимал прочное и почетное место в репертуаре Театра Олега Табакова. Настолько прочное, что, не найдя конгениальную замену исполнителю, официально спектакль с репертуара не сняли. Но без «Старшего сына» как будто чего-то не хватает. Режиссер Алена Лаптева рискнула осуществить свою версию на той же сцене.

Сценограф Сергей Тырин создал щемящий и узнаваемый мир отечественных предместий: деревянные прищепки, мокнущие на бельевых веревках, окна, входить и выходить в которые почти так же удобно, как в двери, деревянные, окрашенные в немаркий коричневый цвет раз и навсегда: если краска даже облупится, будет не очень заметно. Посеревший, но неубиваемый и невыразимо прекрасный дореволюционный диван. Когда-то по сравнению с такими кварталами пятиэтажки казались раем, в который не пролезали такие диваны. А сегодня с балконов небоскребов они кажутся сказочной страной. Для кого-то эта сказка страшная, а для кого-то – земля обетованная. Персонажи вполне себе современны и подчеркнуто стилизованы: найди десять отличий, за исключением Сарафанова-старшего (Сергей Беляев), настаивающего на том, что где родился, там и сгодился, но существующего вне времени и пространства и очень напоминающего сказочного маэстро Дроссельмейера с поправкой на неуклюжесть. Иногда он кажется откровенно беспомощным и хныкающим старым неудачником. Но если приглядеться, именно он сочиняет творящуюся здесь то ли кантату, то ли ораторию, больше похожую на рондо. Зачарованный круг, войти в который – везение, а выйти – чудо. Попадающие сюда молодые люди, похоже, учили жизнь не по учебникам, а по ситкомам. Бойкость речи и способность легко принять ту или иную позу с тонким намеком на преднамеренную попытку попадания «назад, в будущее» им не вредит, но и не помогает. Нестройность ансамбля провинциального ДК, где не нашлось ни одного солиста, но каждый из исполнителей настаивает на своей уникальности, ничего не портит. Искренность и спонтанность правят бал. В честь пришельцев на столе возникают зеленая скатерть и селедка под шубой, предназначавшаяся для завтрашней помолвки. По радио звучат фрагменты балета «Щелкунчик». Ночь чудес. Но происходящее больше напоминает амбивалентность сюжетов О’Генри, чем романтическую гофманиаду. В мире Сарафанова все люди на самом деле братья, поэтому здесь нет абсолютных дураков и злодеев. Без пяти минут летчик (Севастьян Смышников) отбывает на Сахалин с потертым сарафановским чемоданом и одной из девушек, продинамивших Бусыгина с Сильвой. Сильва (Павел Шевандо) проявляет бешеный интерес не только к алкоголю и противоположному полу, но и к Энциклопедическому словарю, старательно пытается вжиться в роль студента и радуется очередному опозданию на электричку не меньше, чем Бусыгин (Артур Касимов). Сквозь узнаваемый облик вредноватой соседки-секретарши (Наталья Попова) проглядывает Афродита Новомыльниковского района. Довольный Андрей Григорьевич вырывает очередную страницу из своего фолианта и запускает самолетик в зрительный зал. Кто знает, может быть, кто-нибудь из сидящих в зале разглядит в этом рондо иной поворот сюжета. Или даже сочинит свой.

Вслед за «Старшим сыном» – 10 и 11 сентября – уже на Сцене на Сухаревской обещают представить спектакль-детектив «И никого не стало» по пьесе «Агаты Кристи». По словам  пресс-атташе театра, пока (до новых рекомендаций Роспотребнадзора) продажа билетов будет производиться из расчета 50% заполняемости залов. «Цена билетов останется такой же, какой была до пандемии, то есть повышена не будет. Показы в театре будут проходить с соблюдением всех санитарных норм», – заверила пресс-атташе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте