Ольга Бажина, директор ПУ N 65 г.Иркутска:
– В Концепции модернизации российского образования меня больше всего волнует реформирование начального профессионального образования. Что здесь, на мой взгляд, очень важно? Широко известно, что в развитых странах 80 процентов людей работают в сфере обслуживания и только 20 процентов – в производственной сфере. У нас пока такого нет: по статистике, в России в сфере обслуживания трудятся примерно 30-40 процентов людей, а в Иркутской области, думаю, и того меньше.
Меня, как директора, чрезвычайно волнует вопрос перевода профессиональных училищ с федерального финансирования на региональный и местный бюджеты. Если сравнить, в каких условиях сейчас существуют наши училища и общеобразовательные школы, то мы видим, что с повышением фонда оплаты труда во многих регионах нарастает задолженность по учительской заработной плате. Учреждения начального профессионального образования сегодня финансируются в сроки, в том объеме – хотя бы! – который запланирован государством. Концепция принята в декабре 2001 года, позже вышел министерский указ, но уже по 2002 году мы почувствовали перемены: нам прибавляют средства на капитальное строительство, на ремонт, на приобретение необходимого… То есть федеральный бюджет эти моменты в согласии с Концепцией начинает учитывать.
Давайте посмотрим, какой работник будет востребован на рынке труда? Тот, кто будет идти либо в ногу с производством, имея достаточную подготовку для этой отрасли, либо опережая это производство. Меня очень волнует, насколько материальная база моего училища будет соответствовать тем требованиям, что предполагает сейчас рынок труда в сфере обслуживания. Именно поэтому училище должно иметь оборудование лучше, чем на предприятиях, и оснащение лучшее… Они там только еще услышали, а у нас все это уже должно быть! Если Концепция модернизации образования будет способствовать реализации такого подхода, то надо обе руки поднимать “за”.
Но финансирование все равно недостаточно. Есть момент, где говорится, что будут введены и уже сейчас вводятся критериальные оценки образовательного учреждения. Оценивать образовательное учреждение сможет тот, кто получил в нем образование. Также будут существовать экспертные советы, которые станут оценивать эти учреждения и выдавать сертификаты. Следовательно, те учреждения, которые не достигли определенного уровня профессиональной подготовки кадров, должны рассыпаться. Я же заинтересована развиваться. Но бюджет мне пока такой возможности не дает, поскольку все равно финансирование ограничено. И меня очень волнует вопрос о передаче наших училищ на местный бюджет: сможет ли он потянуть еще наше содержание? Пока, наверное, такой момент не наступил…
Любой выпускник профессионального учебного заведения должен быть востребован на рынке труда. Давайте создадим модель нашего выпускника. К примеру, вы приходите на предприятие питания и ожидаете, что повар вас встретит так-то и приготовит хорошую пищу, что официант вас обслужит таким-то образом.
Если государство не повернется лицом к школе, ничего не изменится и качество выпускника не улучшится. Необходимо поднять статус школы, и педагога в том числе.
Я не могу ругать или хвалить своих коллег из средней школы, это было бы неправильно. Но мне бы хотелось пожелать им сейчас попытаться заинтересовать ребенка получать знания. Ребята приходят к нам – они не умеют учиться. Они не умеют добывать даже элементарные знания. Для нас это важно, поскольку мы даем им азы технологического процесса, заложенные в программе, и преподаватель говорит на уроке: “Ребята, это можно модифицировать, научиться готовить так, чтобы продукт пользовался спросом на том предприятии, где вы будете работать”. Некоторые не умеют извлечь какие-то необходимые данные, чтобы повышать уровень своей квалификации. У нас времени на это мало – ребенок учится здесь два года.
В последнее время, изучая выпускника школы, видим, что детьми потерян интерес к литературе. Наверное, это объяснимо, потому что появились компьютерная графика, видеофильмы и, по всей видимости, ребята увлечены именно такими способами получения информации. Но ведь книгу все равно ничто не заменит. Чем больше ребенок читает, тем больше он обогащается как личность.
Комментарии