В Ленинградском областном институте развития образования состоялась конференция «Развитие образовательных учреждений, расположенных в сельской местности: проблемы, перспективы, практика».
Сегодня для сельской школы по-прежнему актуальны проблемы наполняемости классов, проблемы качества обучения. При этом есть территории, где сельские школы существенно отличаются от городских, и также есть примеры, где эти рамки практически незаметны. Количественный показатель школ, расположенных в сельской местности, скажем, в Ленинградской области, достигает 52 процентов.
По словам начальника отдела прогнозирования и развития региональной системы образования Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Анны Шаповаловой, за последние годы предпринят ряд мер, направленных на обеспечение доступности качественного образования. Проводится реструктуризация сети образовательных учреждений, введена система нормативного финансирования, создана система объективной независимой оценки качества образования. Региональные эксперименты по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения позволили повысить готовность образовательных учреждений к введению профильного обучения в штатном режиме. Нельзя сказать, что сельская школа в чем-то глобально отстает от городской. К примеру, если проанализировать количественный и качественный состав медалистов выпуска 2006 года, то из 216 золотых медалистов 48 – выпускники сельских школ.
Что касается ресурсного обеспечения сельских школ, то здесь тоже наблюдается тенденция сближения с уровнем ресурсной обеспеченности городских школ. В целом по Ленинградской области оснащенность сельских школ лишь на 10-15 процентов ниже городских.
Анна Шаповалова также отметила, что перед сельской школой сегодня не так остро стоит проблема наполняемости классов. В области принят закон о нормативных расходах, по которому финансирование сельской школы не привязано к наполняемости классов. Сельская школа финансируется по факту.
– Чтобы обеспечить в условиях перехода на нормативное финансирование соответствие требованиям, проводится реструктуризация образовательных учреждений. В ситуации демографического кризиса она естественна, а не искусственна. За последние два года реструктуризация, то есть реорганизация и объединение, коснулась десяти школ. Закрыто четырнадцать школ. В каждом отдельном случае рассматривалась перспектива развития территории. Укрупнение школ в какой-то степени – мера вынужденная. Низкая наполняемость в условиях нормативного финансирования влечет за собой недополучение средств, а недополучение не способствует улучшению условий, а следовательно, повышению качества обучения.
Ленинградская область
Комментарии