search
main
0

Не отставай! Учиться может любой человек

В этом номере мы завершаем публикацию главы из книги Гордона Драйдена и Джаннет Вос «Революция в обучении», посвященной обзору достижений в образовании Европы, Америки, Азии. Авторы рассказывают о том, как современная наука помогает человеку учиться всю жизнь, развивать творческие способности детей и взрослых.

Вы согласны с тем, что не бывает «тупых» детей? Или предпочитаете учить только явно одаренных? У вас есть свои подходы к обучению детей «с проблемами»? Приглашаем педагогов, ученых, методистов продолжить разговор.

Новозеландская программа «Возрождение чтения»

Программа «Возрождение чтения» (Reading Recovery), наиболее известная из использующихся в Новой Зеландии, требует от преподавателей специальной подготовки. Она была разработана профессором Мари Клэй (Mary Clay) из Оклендского университета.

Хотя официально в Новой Зеландии дети поступают в школу в шесть лет, многие начинают учиться уже с пяти. К шести годам становится ясно, у кого существуют сложности с чтением, – это и выявляет программа «Возрождение чтения». С такими ребятами ежедневно по полчаса занимаются специально подготовленные учителя. Программа «Возрождение» функционирует повсеместно в Новой Зеландии в качестве правительственной начиная с 1984 г. В среднем дети наверстывают отставание в течение 16 недель. Около 97% учеников продолжают совершенствовать свои знания в процессе дальнейшей учебы в школе.

Программа была принята в некоторых районах США, Великобритании и Австралии. Она получила высокую оценку в официальном британском отчете, посвященном новозеландской схеме обучения. Кроме того, там были отмечены два важных момента:

1. Грамотность занимает «первостепенное по важности» место в системе образования Новой Зеландии, поэтому «неудивительно, что была определена группа потенциальных клиентов «Возрождения чтения» и разработана программа, направленная на оказание необходимой помощи».

2. «Уже ясно, что система образования, принятая в Новой Зеландии, далеко продвинулась в обучении детей «третьей волны» – небольшой группы ребят, неспособных учиться так же быстро, как большинство учеников».

Несмотря на такое международное признание, во многих новозеландских начальных школах полагают, что в обучении детей чтению гораздо более эффективно – в том числе и с точки зрения стоимости – комбинирование разных методов.

Индивидуальные словари ключевых слов

Другой новозеландский новатор в области образования, широко известный за пределами страны наравне с Мари Клэй и бывшим министром образования С.Е.Биби, – ныне покойная Сильвия Эштон-Уорнер. Впервые о ней услышали во всем мире в 1963 г., когда вышла ее книга «Учитель». Книга опиралась в основном на опыт работы Эштон-Уорнер в начальных школах сельских районов Новой Зеландии, где большую часть населения составляли маори. Последователи Эштон-Уорнер считают, что именно она нашла наиболее эффективное решение проблемы обучения чтению детей так называемой третьей волны.

Слушая рассказы детей маори, Эштон-Уорнер «пришла к выводу, что некоторые слова – свои для каждого ребенка – несли большую смысловую нагрузку и лучше запоминались, чем остальные». Например, когда она попросила одного маленького ребенка написать о поезде, он написал рассказ о каноэ.

Тогда она принялась выбирать для каждого ребенка ключевые слова, «которые были для него настолько значимы, что он мог запомнить их, увидев всего однажды». Как позднее Линли Худ напишет в своей книге «Сильвия», биографии Эштон-Уорнер, «ее ученики учились читать, пользуясь своим индивидуальным словарем ключевых слов. Почти каждый день, опираясь на опыт, приобретенный детьми дома или в школе, Сильвия помогала ребятам находить все новые ключевые слова. Она писала каждое слово толстым фломастером на плотной картонной карточке и отдавала ее ученику. Карточки со словами становились для детей настолько же индивидуальными и ценными, как и образы, которые они представляли.

Рассказы, в которых использовались ключевые слова, строились на яркой смеси маори и английского. Сильвия тщательно записывала их на больших листах бумаги и развешивала по стенам. «Я застал дядю Монти писающим за деревом. Он страшно разозлился, когда я стал над ним смеяться». «Мой отец поставил маме синяк под глазом». Конечно, это было не совсем то, что подразумевало министерство образования, предлагая использовать жизненный опыт детей при обучении чтению, но это, безусловно, сработало. Возбуждение и чувство свободы создали беспрецедентный энтузиазм в отношении чтения.

Сильвия вскоре поняла, что детям гораздо интереснее их собственные рассказы, чем ее истории. Она стала помогать ученикам записывать эти рассказы. Она даже распевала их под музыку и создавала собственные картины, на которых изображала мечты детей и события из их жизни. В ее понимании каждый ребенок обладал огромным творческим потенциалом, и она учила их работать с глиной и красками.

Весь свой опыт и философию Эштон-Уорнер выразила в одной меткой и образной фразе: «Освободите от всяческих оков естественную образность мышления своего ребенка и используйте ее в качестве рабочего материала».

Некоторые подобные методики использовали Фелисити Хьюс во время преподавания английского языка в Танзании и Герберт Кол для эффективного преподавания чтения детям, представителям этнических меньшинств в Калифорнии.

Основы школьной математики

Успех новозеландской программы «Возрождение чтения» совпал с появлением прогрессивных идей и в области преподавания элементарной математики. Например, программа «основы школьной математики» (Beginning School Mathematics, BSM) включает в себя очень яркие и забавные мозаики-головоломки и игры. В течение первых двух лет обучения в некоторых школах дети используют эти и другие пособия для изучения основных арифметических действий.

Американская писательница Шульц выразила свои впечатления от посещения класса, где ребята учились по этой программе, следующим образом: «Когда мы вошли в класс, достаточно было беглого взгляда на шести- и семилетних детей, чтобы понять – BSM в полном разгаре. Четверо учеников составляли геометрические фигуры, натягивая между колышками на доске резиновые ремни. Дети за столом рисовали картинки, используя картонные круги, квадраты и треугольники. Один мальчик взвешивал на весах домашнюю утварь, используя в качестве руководства вопросник, в котором, например, спрашивалось, что тяжелее – пробка или скрепка для бумаги. Шесть учеников построились по росту и отвечали на вопросы учителя, кто из них первый, второй или третий и кто между кем стоит». Тем не менее, по мнению многих новозеландских учителей, этот подход слишком тесно связан с «этапами развития» Пиаже, и что можно достичь гораздо лучших результатов, используя различные и еще более ранние программы, включая варианты программ Монтессори.

Программа обучения математике SEED

В Соединенных Штатах Америки лучшей из найденных нами некомпьютерных программ, предназначенных для того, чтобы нагнать пропущенный материал, стала программа SEED: Special Elementary Education for the Disadvantaged – «Специальная программа для отстающих учеников начальной школы».

В Далласе (Техас), в Филадельфии, Пенсильвании и в Окленде (Калифорния) учителя, используя метод SEED, успешно преподавали высшую математику десятилетним негритянским детям из бедных семей, которые всего за два месяца до этого отставали от программы почти на два года.

Три другие «медико-образовательные» программы

Первая программа разработана Гленом Доманом и его сотрудниками из Института развития человеческого потенциала в Филадельфии для того, чтобы помочь в обучении детям, страдающим от серьезных повреждений мозга. Следуя методикам, разработанным профессором Темпл Фей, команда Домана эффективно обучала слепых детей видеть, глухих – слышать, а детям с серьезными умственными недостатками – вести себя «нормально» за счет «перепрофилирования» здоровых областей мозга, берущих на себя функции поврежденных отделов. В своей книге «Что делать, если у вашего ребенка поврежден мозг» (What To Do About Your Brain-Injured Child) Доман рассказывает, как разрабатывались методики, применяемые институтом, каковы их результаты и перспективы.

Вторая программа – это метод Томатиса, разработанный 50 лет назад французским физиологом, психологом и педагогом Альфредом Томатисом. В этом методе используется «фильтрованный» и «нефильтрованный» звук для того, чтобы «заново научить» организм слышать и обрабатывать звуки – как через сложный механизм внутреннего уха, так и через все тело. Метод Томатиса используют более чем в 200 центрах по всему миру. Некоторые результаты его применения просто поразительны – развивается слух, речь становится богатой и выразительной, ученики активно читают, грамотно пишут, занимаются спортом, музыкой, не испытывают трудностей в общении.

Третья программа – методы, разработанные Томасом Армстронгом для лечения так называемого синдрома дефицита внимания (Attention Deficit Disorder Syndrome, ADDS) – расстройства, от которого якобы страдают около двух миллионов американских детей.

Предполагается, что ADDS характеризуется тремя основными признаками: гиперактивностью (суетливые движения, неумеренная беготня и лазанье, вскакивание со своего места в классе), импульсивностью (выкрикивание ответов с места, перебивание других, проблемы с ожиданием своей очереди) и отсутствием внимания (забывчивость, неорганизованность, потеря вещей, ошибки из-за неаккуратности).

В последние годы психиатры по всей Америке в качестве лечения от «синдрома ADDS» прописывали миллионы доз «Риталина» – лекарства, изначально предназначавшегося для контроля умеренных депрессивных состояний у взрослых и упадка сил в старости.

Никто, впрочем, не станет отрицать, что многие дети регулярно проявляют все три описанные характеристики: гиперактивность, импульсивность и невнимание.

Доктор Армстронг, потративший годы на исследование различных стилей обучения, в книге «Миф о ребенке, страдающем дефицитом внимания» ясно излагает свою точку зрения, которую разделяют и авторы настоящей книги: «Синдрома ADDS не существует. Эти дети не являются больными. Возможно, у них иной стиль мышления, внимания и поведения, но расстройства возникают по вине более широкого общественного и педагогического влияния, а не самих детей».

В книге Армстронга описывается «50 методов улучшения поведения и повышения внимания вашего ребенка без лекарств, диагнозов и принуждения». Эти методы варьируются от изменения привычек питания до физических образовательных программ, от занятий боевыми искусствами до использования расслабляющей фоновой музыки, от направления энергии в творчество до компьютерных курсов.

Все эти виды деятельности опираются на здравый смысл и рекомендуются родителям и преподавателям не только для помощи неуспевающим ученикам в наверстывании пропущенного материала, но и для того, чтобы избежать исключения из школы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте