search
main
0

Не отрывайтесь от корней

К чему ведет проводимая сейчас в российской глубинке реструктуризация малокомплектных сельских школ, объединение их в большие учебные комплексы? Хочется высказать свое мнение по этому поводу как педагогу, живущему в деревне и работающему в сельской школе уже более 30 лет. Будет не таким уж большим преувеличением сказать, что там, где закрываются школы, постепенно прекращается жизнь на селе, оно лишается будущего.

Да, экономически содержать маленькую школу невыгодно. И как один из выходов из ситуации во многих областях у нас реализуется «американский вариант» – перевозка детей в крупную школу из малых деревень и сел на школьном автобусе. Но если даже эту перевозку есть возможность организовать, возникают психологические последствия перевода сельских детей в новую большую школу – последствия, о которых никто не подозревает, кроме тех педагогов, кто учил этих ребят раньше.

На торжественной линейке 1 сентября я, как директор сельской школы-комплекса, куда приезжают на учебу дети из девяти ближайших деревень, спрашиваю первоклассников: «Кем вы хотите стать, когда вырастете?» Первоклассники отвечают, что хотят быть трактористами, механизаторами, шоферами, учителями, врачами. Когда я задам им этот же вопрос в седьмом классе, перечень профессий кардинально изменится: эти же дети захотят быть юристами, экономистами, менеджерами по продажам. И действительно станут ими! И уедут в будущем навсегда из родного села… Дело в том, что, поступив в большую школу, расположенную близко от города, деревенские дети меняют свой менталитет, уходят от привычной им патриархальной жизни, от реалий, которыми живут их отцы и матери, дедушки и бабушки. Но если бы им предоставили условия для учебы в родном селе, ничем не отличающиеся от условий в большой школе-комплексе, – эти дети в будущем не уехали бы в город и остались бы работать на родной земле. Так что же в итоге экономически выгоднее государству – сохранение или закрытие малых сельских школ?

Для качественной учебы на селе нужны хорошо подготовленные педагоги. Проблема качества знаний в малокомплектных школах очень остра. Нет обязательной когда-то трехгодичной «отработки» педагогов после окончания вуза в сельских школах, и там остались работать люди предпенсионного и пенсионного возраста. Отсутствуют специалисты узкого профиля, то есть преподаватели физики, информатики, иностранного языка… Выход из положения я вижу такой. В педагогических вузах нужно ввести для сельских школ специальную профессию преподавателя широкого профиля – так же, как ввели в медицинских институтах профессию «врач общей практики». Такие специалисты широкого профиля, обладающие синтезом знаний, например, и преподавателя информатики, и преподавателя иностранного языка, автоматически должны получать большую ставку по Eдиной тарифной сетке, иметь право на получение жилья в сельских домах коттеджного типа. Молодые учителя не едут работать на село, потому что сейчас им предлагают жилье с условиями, не соответствующими привычной им городской жизни, платят очень маленькие зарплаты.

С 1980-х годов, например, в Ермолино нет перспективы строительства нового жилья, и молодые семьи, формально прописанные в Ермолино, фактически живут в Великом Новгороде. В нашей школе, по сельским меркам немаленькой, учатся 137 детей, а еще в прошлом году у нас был 141 ученик… Однако оптимизм вселяет увеличение числа детей в дошкольном отделении.

Любовь ПАВЛОВА, директор школы, д. Ермолино, Новгородский район, Новгородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте