На Всероссийской научно-практической конференции “Дополнительное образование в XXI веке” говорили не только о проблемах повышения квалификации педагогических кадров и эффективности работы методических служб. Последнее время наибольшую тревогу в системе российского образования вызывает состояние малокомплектных сельских школ. Свою озабоченность по этому вопросу высказали многие участники конференции.
Давно сложилось такое мнение, что если село лишится школы, то оно погибнет.
– Это ошибочное суждение. Село умирает само по себе, – считает ректор Института образования Чувашии, профессор Владимир Данилов. – Судите сами. Только за последние 7-8 лет сельское население нашей республики сократилось с 46 до 37%. Больше половины чувашских школ – сельские, а учится в них всего-навсего 8% детей. Каждый год количество первоклашек снижается почти на тысячу. Причина одна – социально-экономическое положение селян значительно хуже, чем жителей города. В Чувашии есть школы, в которых 15 – 30 учеников, а их обслуживают 50-60 учителей. Сельский педагог обходится бюджету в 2,5 раза дороже городского. Зато качество знаний сельского школьника на 18 – 20% ниже. Это показали контрольные работы и олимпиады…
С 1996 года в республике действует программа “Сельская школа”.
– Мы пришли к выводу, – говорит Владимир Данилов, – что надо строить школьные центры. Пусть вместо десяти плохоньких школ, будут две добротные – со спортзалом, бассейном, библиотекой. Чувашия – республика небольшая, через каждые 2-3 километра – село, дороги хорошие. С транспортировкой детей особых проблем не будет. К тому же большинство родителей – за укрупнение сельских школ.
Ректор Смоленского областного ИУУ Вячеслав Петруленков входит в состав рабочей группы по подготовке правительственного постановления “Об оптимизации сети сельских малокомплектных школ”. Свой доклад он начал со статистики: в России 70% школ – сельские, но учатся в них лишь 30% детей. За последние 3 года прием в первые классы сократился на треть. Профессиональная квалификация сельского учителя значительно хуже городского. Городских педагогов с высшей категорией в стране 15%, а на селе – лишь около 5%.
– Подавляющее большинство мам и пап в Смоленской области считают, что дети должны быть прежде всего одеты, обуты и накормлены, – сказал в докладе Вячеслав Михайлович. – Родители одного из сел водят детей не в школу райцентра, расположенного в трех километрах, а в школу другого села за восемь верст только потому, что там детей кормят…
Ноябрь – время рассмотрения и подписания Правительством РФ постановления “Об оптимизации сети сельских малокомплектных школ”.
Что же предлагается правительству рабочей группой?
– Сохранить все начальные школы на селе, какой бы наполняемости они ни были, – объясняет Вячеслав Петруленков. – Начальные школы, в которых учатся меньше десяти человек, предлагается реорганизовать в школы на дому. В проекте есть положение о том, что основные школы с численностью до 41 ребенка будут закрыты при условии наличия хороших дорог, развитого автотранспорта или интернатов. Средние школы, где учатся менее 100 детей, можно также закрыть, но при тех же условиях, что и малокомплектные основные. Кроме этого, предлагается строить на селе школы-комплексы с объектами культуры и спорта. В десяти регионах Российской Федерации с сентября 2002 года предполагается проведение эксперимента по переходу на новые формы обучения, который рассчитан на два года. Регионы, которые примут участие в эксперименте, получат автобусы для подвоза детей в крупные школы…
Впрочем, на Смоленщине рассчитали затраты на водителей, на ГСМ, на строительство интернатов. Оказывается, что такая реорганизация потребует бюджетных средств в 2,5 раза больше, чем выделяется сейчас…
Что касается системы повышения квалификации, то она не охватывает большинство сельских учителей. Уже два года подряд в Смоленской области сельчане проходят переподготовку в районах. Конечно, от этого теряется качество образования, да и не все учителя могут приехать даже в райцентр. Ведь средняя недельная нагрузка сельского учителя 18 – 20 часов, и он вынужден вести домашнее хозяйство. Может быть, надо продумать какую-то заочную форму повышения квалификации? Чтобы сельские педагоги не оставались у “обочины” образования “через всю жизнь”.
Михаил БОНДАРЕВ
Комментарии