Очень часто детям с расстройствами аутистического спектра трудно усваивать информацию традиционными способами. Без адаптации образовательной среды процесс обучения и социализации затруднен. Инклюзия решает эту проблему и помогает обществу преодолеть негативные установки в отношении детей с особенностями развития. И вот инициативная группа родителей нашла школу мечты для своих особенных детей.
В 2012 году на экраны вышел документальный фильм Ольги Арлаускас «В ауте», который рассказывает о трудной жизни девушки с РАС. Интерес к людям с расстройством аутистического спектра в научной среде существует уже давно. Например, философ Федор Гиренок написал уже несколько книг об аутистических корнях культуры и общества, но вот широкое общественное обсуждение насущных проблем таких людей стало возможно именно благодаря фильму. Желание предоставить нашим детям адекватное образование побудило создать инициативную группу родителей, которые выбрали инклюзивную модель обучения. Нам пришлось увидеть большое количество учебных учреждений, чтобы разобраться: а возможно ли организовать образовательный процесс, исходя из выбранной нами модели обучения? Школа №2009 уже имела успешный опыт обучения особенных детей. На первой же встрече директор Дмитрий Михайлович Гесслер выразил принципиальное согласие принять наших детей и организовать их обучение в образовательном комплексе. Так в сентябре 2015 года школа №2009 открыла свои двери для шести учеников начальных классов с РАС, а в этом учебном году таких учеников стало уже шестнадцать.Для детей организована специальная ресурсная зона. Два просторных и полностью оборудованных класса со специальной мебелью, необходимой техникой и зоной сенсорной разгрузки. Дети любят эту чудо-комнату, ведь там можно снять напряжение, накопившееся в учебное время. Эта зона – хорошая площадка для обратной инклюзии. Ребята из обычных классов с удовольствием приходят навестить своих сверстников и поиграть вместе.Одна из ключевых фигур для развития инклюзивного образования – тьютор. Все они штатные сотрудники школы, прошли специальное обучение и подготовку для работы с детьми с РАС. Некоторые из тьюторов организуют и проводят адаптированные занятия в сфере дополнительного образования, так как не все дети готовы посещать обычные занятия в кружках и секциях.Для школы, которая выбрала путь инклюзивной практики, очень важно найти возможные препятствия и поступательно, совместно с родителями, преодолевать их. Так, инклюзивная модель достаточно дорогостоящая, а детям с РАС совершенно необходимо индивидуальное тьюторское сопровождение на начальном этапе образования. К сожалению, это совершенно не учитывается при определении норм финансирования обучения. Несмотря на все сложности, мы ежедневно убеждаемся в результативности приложенных усилий для построения инклюзивной модели образования для детей с РАС. Совсем недавно наши дети участвовали в городском фестивале «Наши общие возможности – наши общие результаты». Они выступили на сцене как настоящие артисты, показав мюзикл «Бременские музыканты». И это огромное достижение и для педагогов, и для родителей, и для самих детей. Такие простые, но всегда очень трогательные моменты участия ребенка в торжественных мероприятиях – чтение стихов на школьном празднике, песни, новогодние хороводы и игры – стали возможными для нас и наших детей благодаря усилиям администрации и специалистов школы №2009. Изменения, которые происходят в современной российской школе, доказывают, что мы и наши дети не брошены, что общество готово к позитивным изменениям, что эти изменения уже происходят. Неподдельный интерес детей к особым ученикам сменяется поддержкой и желанием поучаствовать, помочь. Ведь это очень важно – не быть за чертой, не остаться «в ауте».Анна СТЕПАНЕНКО, мама ученика с РАС
Комментарии