Утаить криминальный промысел практически невозможно
Славится Рязань вузами. Один медицинский чего стоит. А юридический! А десантное училище! Туда едут поступать со всей страны и из ближнего зарубежья. Сессия, потом – вступительные экзамены. Этой поры с вожделением ждут некоторые преподаватели. Потому что для них это не просто работа, а возможность существенно поправить семейный бюджет.
Юбилей – на нарах
Жил-был в Рязани один солидный человек. Андрей Новоселов (имя и фамилия изменены, поскольку следствие по делу не закончено). Был он заведующим кафедрой Рязанской сельскохозяйственной академии. Преподавал философию. И не только в этой академии, но и в рязанских филиалах двух московских вузов. Студенты его уважали и… давали ему взятки. За что? За сдачу “хвостов”, например. Предприимчивый преподаватель развил на этом поприще такую бурную деятельность, что студенты даже вывесили в фойе академии “официальный” тариф на пересдачу экзамена: за оценку “удовлетворительно” – 150 рублей, “хорошо” – 200, “отлично” – 300. Преподаватель не гнушался никакими подношениями, лишь бы они соответствовали тарифу.
В одно мартовское утро Новоселов принимал у себя на кафедре двух студентов-лоботрясов, которые аккуратно заплатили ему 400 рублей. И тут же получили по четверке в свои зачетки. Затем оборотистый мздоимец поспешил на другую встречу – со студентом-старшекурсником, который порадел за своего брата-второкурсника и заплатил 170 рублей за выбранный Новоселовым в торговом доме “Барс” набор посуды. Преподаватель расписался в зачетке прямо на прилавке магазина.
Следующей по плану была “стрелка” с двумя студентами на улице Интернациональной неподалеку от дома. Новоселов сел в подкатившую “девятку”, и ему преподнесли подлокотник для машины на сумму чуть более 400 рублей и радиоприемник. Подлокотник преподаватель взял, а от приемника отказался, напомнив недорослям, отлынивавшим от изучения философии, что заказывал-то он магнитолу. Но отметки все же в зачетки проставил, вышел из машины и направился домой. Не знал ловкий мздоимец, что весь день у него “на хвосте” “висели” оперативники из Управления по борьбе с экономическими преступлениями УВД Рязанской области. Они дали Новоселову возможность спокойно собрать всю “дань” и задержали его в десяти метрах от машины. Были задержаны и студенты, не успевшие отъехать от места происшествия.
Преподаватель упираться не стал и сознался оперсотрудникам и следователю, что брал взятки за пересдачу экзамена. На сегодня следствием доказано несколько эпизодов получения взяток Новоселовым в трех вузах. Ему было предъявлено обвинение, и он оказался в следственном изоляторе Рязани, в котором и встретил свое 50-летие. Спустя месяц Новоселова освободили под подписку о невыезде. Следствие по делу движется к завершению. Скоро должен состояться суд. Преподавателю грозит лишение свободы…
Разговор в УБОПе
Таких историй, увы, много. Взяточничество профессорско-преподавательского состава вузов на Рязанщине приняло настолько массовый характер, что этим уже занялась такая серьезная организация, как Управление по борьбе с организованной преступностью при УВД Рязанской области. Таким образом, редакционное задание привело меня в кабинет начальника отдела УБОП при УВД майора милиции Александра Кулаева. Я задаю Александру Борисовичу осторожный вопрос:
– Говорят, любой абитуриент, не имея достаточных знаний, может поступить в самый престижный рязанский вуз за хорошую взятку преподавателю. Так ли это?
– Я родился, вырос и работаю в этом городе и знаю: к сожалению, подобные утверждения имеют под собой реальную основу. В прошлом году по фактам взяточничества преподавателей вузов возбуждено девять уголовных дел, за пять месяцев этого – уже десять.
– А кто чаще всего берет?
– Разные категории преподавателей. Члены приемной комиссии, конкретные преподаватели, принимающие вступительный экзамен, заместитель ректора вуза. Тут варианты самые разные. И, соответственно, суммы тоже разные. Бывает, что, если товарищ не поступил, ему возвращают деньги: “Не получилось, старик, извини”.
– К вам обращаются люди из числа не поступивших, обиженных?
– Скажем так: не обиженных, а неудовлетворенных. Те, кто поступил, естественно, не приходят. А вот у неудовлетворенных возникает потребность кому-то пожаловаться. Иногда даже не написать заявление, а просто излить душу.
– Как часто бывают такие факты?
– Не так часто, как хотелось бы. В основном это скрытые преступления. Человек вкладывает в образование своего ребенка деньги и надеется на какой-то результат. Если результат достигнут – он доволен. В противном случае тоже не всегда идет к нам. Поскольку для кого-то три тысячи долларов – незначительная трата.
Человек может поступить и бесплатно в силу своих качеств, а потом в течение всей учебы с него могут вытягивать деньги за сдачу последующих экзаменов. Студенты между собой общаются, и уже известно, какой предмет сколько стоит. Платишь – считай, сдал… Атмосфера платежей пропитывает студенческую среду с момента поступления и до распределения.
– С чем, на ваш взгляд, связана живучесть такого явления, как взяточничество?
– С большим спросом на высшее образование у подрастающего поколения. Этому способствует и низкая зарплата учителей, профессорско-преподавательского состава… Тут много самых разных аспектов. В частности, тот, кто предлагает взятку, тоже ведь провоцирует преподавателя. Взятки в основном дает средний класс. У кого деньги есть, тот платит за все обучение сразу.
– К какому виду преступности относятся подобные преступления?
– В УК несколько статей “коррупционного” характера – это получение взятки (ст. 290), дача взятки (ст. 291), служебный подлог (ст. 292). Все они относятся к преступлениям против государственной власти, интересов государственной службы в органах местного самоуправления.
Довольно долго муссировался вопрос: является ли получение денег от студента преподавателем взяткой? Закон определил, что является. Преподаватель в данном случае признается должностным лицом.
– Как вы считаете, можно ли сегодня успешно бороться со взяточничеством?
– Конечно, можно. Но это зависит не только и не столько от милиции. Если получение денег в сфере образования будет считаться безнравственным, будет караться не только уголовным законодательством, но и увольнением преподавателей-взяточников с работы, то борьба будет намного эффективней. Милиция должна с этим бороться в последнюю очередь.
Не братва, а интеллигенция
По наблюдениям Александра Кулаева, преподаватели “в силу своего интеллекта нагло врать не умеют”, как это делают, скажем, члены организованных преступных групп, связанных с незаконным оборотом оружия или наркотиков. При предъявлении даже одного изобличающего их факта сами все рассказывают. Потом горько раскаиваются в содеянном.
В большинстве случаев мы растерянно разводим руками и думаем: что делать? Как при галопирующем взяточничестве сохранить качество российского высшего образования, которое всегда считалось одним из лучших в мире? Что сможет и как поведет себя молодая поросль, целая плеяда лжеюристов, лжемедиков, попросту купивших дипломы? “Погрузившись” в профессию, они наверняка станут требовать, чтобы платили им. Ведь когда-то и они сами платили. Замкнутый круг. И милиции действительно его не разорвать. Ей еще надолго работы хватит. Хотя сыщики уверяют, что сегодня они обладают достаточным арсеналом средств для успешной борьбы со взяточничеством. В том числе и специальной техникой. Так что пусть взяточники не думают, что их криминальный промысел останется тайной. У нечистого на руку преподавателя могут прослушивать телефон. С санкции суда, конечно. Есть и другие способы изобличения мздоимца. “Беспроволочный” родительский телефон. Даже если сделка разовая и заключалась с одним студентом, папы и мамы обычно вводятся в курс дела из-за неплатежеспособности самого чада. Так что, кроме греха на душу, мздоимец взваливает на себя риск в любой момент быть разоблаченным и пребывает в страхе. Рука берущего может оскудеть в одночасье. Разве мог когда-то заведующий кафедрой и кандидат наук Новоселов подумать, что окажется в камере рядом с уголовниками, туберкулезом и вшами?
Писать об этом тяжело и больно. Ведь речь идет не о какой-нибудь там “братве”, а в сущности о российской интеллигенции.
Наталья ЖУКОВА
Рязань
Комментарии