Программа включает три этапа:1-й этап – ориентировочный (1 занятие);2-й этап – развивающий (6 занятий);3-й этап – закрепляющий (1 занятие).
Занятие №1Тема «Вводное занятие».1. Ритуал приветствия.2. Знакомство. Каждый по очереди называет свое имя, одно из своих реальных хобби, увлечений и одно желаемое хобби. Тот, кто представляется вторым, прежде чем рассказать о себе, повторяет сказанное первым.3. Ассоциации. Водящий выходит за дверь. Оставшиеся в комнате договариваются между собой, кого из присутствующих они «задумывают». Водящий входит и начинает спрашивать: «Если бы этот человек был деревом, то каким?» Тот, к кому он обратился, отвечает ему, высказывая свое мнение. Вопросы могут быть самыми разными. Когда у водящего возникает ощущение, что он знает, кого загадали, он называет его имя. Затем выходит следующий водящий и т. д.4. Собственное движение. Вся группа становится в круг. Каждый придумывает какое-то движение и демонстрирует его всем. При этом нужно запомнить движение каждого. Затем тот, кто начинает, выполняет сначала свое движение, а затем движение того, кому передает ход. Тот, кому передают ход, должен сделать свое движение и передать ход дальше. Нельзя передавать ход обратно, то есть тому, кто только передал его.5. Тест «Настроение». Нужно нарисовать рот клоуну. Если настроение хорошее, то рот будет улыбающийся, а если плохое, то клоун будет грустный.6. Ритуал прощания.Занятие №2Тема «Уверенное поведение».1. Ритуал приветствия.2. Приятные слова. Нужно поприветствовать друг друга, вспомнив индивидуальные особенности участников тренинга, сказав несколько приятных слов, и обязательно выразить уверенность в том, что он никогда не сделает что-то. Например: «Привет, Петя, я рад тебя видеть. Я думаю, ты никогда не обидишь человека, который слабее тебя!»3. «Какой я в общении?» (тест).4. Подарок. Каждый по очереди должен сделать подарок своему соседу слева. Подарок надо сделать (вручить) молча, но так, чтобы сосед понял, что ему дарят. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят.5. Ритуал прощания.Занятие №3Тема «Эффективные приемы общения».1. Ритуал приветствия.2. Светский прием. Свободно передвигаясь по комнате, нужно подходить друг к другу и обмениваться комплиментами, то есть подчеркивать то, что вы цените больше всего именно в этом человеке. Нужно найти для каждого участника несколько теплых слов.3. Выполнение теста «Потребность в общении».4. Как укреплять свою коммуникабельность. Чтобы облегчить общение, нужно следовать рекомендациям:- серьезно ищите себе друзей;- открыто проявляйте интерес к другому человеку;- идите навстречу людям с открытым сердцем;- улыбайтесь до того, как начинаете говорить;- задавайте человеку вопросы;- сами говорите меньше;- отвечайте на каждый заданный вам вопрос;- помогайте другим преодолевать трудности;- проявляйте сердечность;- будьте спокойны и невозмутимы;- смотрите на человека заинтересованно;- держите себя спокойно и уверенно;- проявляйте внимание;- внимательно слушайте собеседника.5. Работа с картинками, на которых изображены конфликтные ситуации.6. Ритуал прощания.Занятие №4Тема «Каков я на самом деле?».Цели: углубление процесса самораскрытия, поиск того, что отличает конкретного человека от других людей, помощь в определении личностных ценностей.1. Ритуал приветствия.2. Представление имени. Участники встают в круг. Поочередно каждый участник выходит в центр круга, называет свое имя, сопровождая его каким-либо жестом или позой, по желанию. Главное, чтобы через это движение был передан образ человека, представляющего себя. После того как каждый игрок представил группе свое имя, остальные по очереди рассказывают, как они поняли партнеров по игре.3. Мой герб. Каждый должен изобразить свой герб, который отражает жизненное кредо, отношение к себе и миру в целом. Затем организуется выставка рисунков.4. Образ. Подростки садятся поудобнее и закрывают глаза. Предлагается мысленно увидеть лес, который темной стеной подступает к озеру. На берегу стоит гостиница, в которой проводится занятие. Надо услышать крики чаек и почувствовать прохладный вечерний ветер. Затем следует отождествить себя с кем-либо с мысленной картинки и сообщить всем, с кем себя отождествил.5. Я в лучах солнца. Надо нарисовать солнце с кружком посередине и множеством лучиков. В кружке написать свое имя или нарисовать свой портрет. Около лучика написать что-то хорошее о себе.6. Ритуал прощания.Занятие №5Тема «Я в своих глазах и в глазах другого».Цели: развитие умения анализировать свои личностные качества, укрепление своего устойчивого «я», дальнейшее самораскрытие, самопознание, осознание своего «я-реального» и «я-идеального».1. Ритуал приветствия.2. Мне приятно тебе сказать. Речь, обращенную к соседу, обязательно надо начать с фразы «Мне приятно тебе сказать…».3. Я реальный, я идеальный. Нужно нарисовать себя таким, какой есть, а затем таким, каким хотелось бы быть, таким, каким видят другие люди. В ходе обсуждения участники отвечают на вопрос, чем вызваны расхождения в представлениях о том, каким ты хотел бы быть и каким тебя видят другие, какой ты есть на самом деле.4. Машина времени. Сначала каждый участник рассказывает о реальном событии из его прошлого. Затем участники рассказывают, каким образом они изменили это прошлое.5. Ритуал прощания.Занятие №6Тема «Психически активные вещества (ПАВ)».Цели: обучение подростков пониманию того, что происходит с человеком при употреблении ПАВ, изучение и понимание связи злоупотребления ПАВ и других форм саморазрушающего поведения с особенностями личности, стилем общения, семейными взаимоотношениями, помощь в социальной адаптации подростков.1. Ритуал приветствия.2. Ассоциация состояния с цветом. Нужно отследить динамику своего состояния с утра до данного момента, используя ассоциации с цветом. Например, утром проснулся, цвет был темно-зеленый, пришел в школу – посветлел до ярко-зеленого, сейчас – синий.3. Незаконченный рассказ. Прослушайте рассказ и попытайтесь самостоятельно закончить его так, как если бы вы были на месте героя. «У нас была своя компания. Мы ежедневно встречались во дворе дома и вместе проводили свободное время. Все ребята, и я в том числе, курили сигареты. Однажды в нашей компании появился новенький. Он употреблял какое-то особое вещество, которое называл наркотой, и предлагал нам тоже его попробовать. Он так здорово рассказывал, что после дозы наркоты ловит кайф и что эти ощущения ни с чем не сравнить по приятности. Некоторые попробовали сразу. Я отказался. Он попытался убедить меня, что ничего не случится, если я разок попробую…» Затем происходит обсуждение. Оценивается характер окончания рассказа, а также отношение участников – отказ или проба наркотика.4. Образ наркомана. Каждый участник продумывает три образа:- Как бы ты выглядел до употребления наркотика?- Как бы ты выглядел, употребив наркотик?- Как бы ты выглядел после употребления наркотика?После этого участники по очереди невербально показывают эти состояния. Выводом дискуссии может быть следующее положение: наркотик не дает того, что человек не испытывал раньше.5. История «Курильщик – вор». Слушание истории, обсуждение чувств, которые возникли.6. Ритуал прощания.Занятие №7Тема «Жизнь по собственному выбору».Цели: формирование умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать их, не позволять обстоятельствам управлять собой, формирование навыков отказа от употребления ПАВ.1. Ритуал приветствия.2. Интервью с партнером. Участники делятся на группы по два человека и берут друг у друга интервью при помощи анкеты:- Какие понятия и образы приходят тебе в голову, когда ты слышишь слово «наркомания» или словосочетание «зависимость от наркотиков»? (Другие темы – «Курение», «Алкоголизм».)- Какие зависимости и наркотики ты знаешь? (Сигареты, алкогольные напитки.)- Как ты считаешь, почему человек становится наркоманом, заядлым курильщиком, алкоголиком?- Считаешь ли ты, что такие зависимости, как наркомания, алкоголизм, курение или другие, играют роль и в твоей жизни?Обсуждение.3. Запретный плод. Ведущий кладет на стул любой предмет (этот предмет и есть символ запретного плода), стул помещают посредине круга. Каждый молча подходит к «запретному плоду» и как-то обходится с ним, взаимодействует с ним или не взаимодействует. Обсуждение.4. Ролевые игры (разыгрывание проблемных ситуаций).5. Ритуал прощания.Занятие №8Тема «Перед дальней дорогой».1. Ритуал приветствия.2. Ты меня уважаешь? Каждый должен сказать друг другу самое главное, то, что хочется сказать.3. Что же у нас получилось? Что мы нового узнали на протяжении всех занятий? Что смогли решить? Что не получилось? Почему? Что нам поможет исправить это?4. Чемодан. Один из участников выходит из комнаты, а остальные начинают собирать ему в дальнюю дорогу «чемодан». В этот «чемодан» складывается все, что, по мнению группы, поможет этому человеку в общении с людьми, то есть положительные качества, которые группа особенно ценит в данном человеке.5. Встреча через десять лет. Участникам предлагается поставить спектакль, режиссерами, актерами и зрителями которого будут они сами. Название пьесы «Встреча через десять лет».6. Корабль жизни. Все встают в тесный круг, положив руки на талии соседей справа и слева. Этот плотный круг и есть корабль жизни. Он отправляется в плавание, слегка покачиваясь, плывет по жизни. Поскольку в плавании на корабле достаточно времени, можно поговорить о том, о чем хотелось бы поговорить в такой обстановке.7. Ритуал прощания.
Комментарии