Сегодня мы часто говорим, что многие страны живут не так, как им хочется, не так, как им позволяют их собственные возможности, не так, как диктуют национальные интересы, а так, как предписывают некие транснациональные силы. При этом без внимания остается то, что в результате такой политики наблюдается последовательное снижение уровня жизни народов этих стран.
Спрашивается, а кто и как диктует странам такое поведение? Такие организации нам уже хорошо известны, в частности, это Всемирная торговая организация и Международный валютный фонд. Поскольку наша страна стремится вступить в ВТО, поскольку она получает кредиты из МВФ, принципиально важно разобраться, что же это за организации и зачем им нужна та политика, которую они проводят в мире.
Всемирная торговая организация, преобразованная в 1995 году из Всеобщего соглашения по тарифам и торговле, нынче объединяет более 135 государств. Для чего странам требовалось соглашение? Дело в том, что после Второй мировой войны таможенные тарифы составляли 40% и это не могло никого устраивать. После объединения страны, подписавшие соглашение о тарифам, сумели добиться их снижения до 5%, сегодня речь идет вообще об их отмене, о свободном перемещении капиталов, которое бы не сковывали национальные законодательства.
Несколько лет тому назад в мире была предпринята попытка изменить систему отношений в сфере промышленности, бизнеса и капитала. Для этого под эгидой ВТО и Организации экономического сотрудничества и развития было подготовлено многостороннее соглашение об инвестициях. Это соглашение, если бы оно было подписано, полностью ликвидировало все национальные границы для передвижения капиталов. Та страна, что входила в соглашение, не могла потом выходить из него в течение 20 лет. Страны-подписанты брали на себя обязательство предоставлять иностранным кампаниям такие же условия работы, что и местным, в том числе в ходе приватизации и оборота земли. Иностранцы могли скупать земли, естественные богатства и ресурсы, телекоммуникационные и прочие услуги, валюту без ограничений. В том случае, если иностранная компания делала инвестиции, но не получала прибыли по той или иной причине, ей должны были в стране, где инвестиции сделаны, возмещать потери. Как это могло бы происходить, можно проиллюстрировать реальным примером. Америка и Канада имеют так называемое Североамериканское соглашение о свободной торговле. В один прекрасный момент Канада отказалась использовать добавку в бензин по причине того, что она портит автомобильное оборудование по очистке выхлопных газов. Американская корпорация, поставлявшая этот товар в Канаду, подала иск к правительству Канады на 250 млн.долларов. Это один пример, а сколько бы их было, если бы многостороннее соглашение об инвестициях было подписано. К счастью, планы авторов соглашения были обнародованы в европейских странах и оно подписано не было.
Кто-то может подумать, что на этом была поставлена точка. Отнюдь, в обстановке полной секретности ВТО приступило к разработке нового соглашения – Всеобщего соглашения о торговле услугами, открывающего транснациональным компаниям доступ к образованию, здравоохранению, окружающей среде и так далее. С помощью соглашения транснациональные корпорации смогут контролировать переход в частные руки образования, здравоохранения, транспорта, коммунального хозяйства и других важных для граждан сфер, а также способствовать их всеобщей коммерциализации.
Многое, что планирует ВТО, декларируется, как меры, улучшающие положение стран и граждан. Но так ли это? В одном из циркуляров ВТО, предназначенном для внутреннего пользования, сказано так: одна из главных задач принятия Всеобщего соглашения о торговле услугами – сокращение заработной платы. Там записано даже так: «Наиболее значительные преимущества, предоставляемые коммерцией, происходят не от самого строительства или же управления больницами, а возникают благодаря возможности использовать в этих целях более квалифицированный, более эффективный и/или менее дорогостоящий персонал по сравнению с тем, что может быть в распоряжении местных рынков труда». Можно сказать, что сокращение оплаты труда стало навязчивой идеей ВТО, в одном из документов этой организации записано, что подчас некоторые страны ставят ограничения по оказанию, скажем, услуг в области охраны окружающей среды, в частности, по сбору и вывозу хозяйственного мусора. В чем эти ограничения? Оказывается, в том, что есть правила по передвижению физических лиц и требования к национальности задействованного персонала (рабочие места во многих странах предоставляются сначала их гражданам, а только потом иностранцам), вот эти правила и мешают, по мнению ВТО, сводить к минимуму издержки по оплате труда путем набора рабочей силы за рубежом. То есть ВТО заботится не о странах, куда внедряются иностранные корпорации, а главным образом об интересах этих корпораций.
Корпорации и сами не промах, именно они заставляют правительства самых разных стран проводить в первую очередь либеральную политику. Эти корпорации заинтересованы не в развитии этих стран, а в дешевой рабочей силе, в прямой эксплуатации сырьевых богатств этих стран. Кстати, в таких намерениях замечена и Россия. С одной стороны, западные компании намереваются перебросить в нашу страну простейшие технологические линии и самые трудоемкие виды производств, с другой стороны, сама Россия в лице частного капитала перебрасывает активы за рубеж: Челябинский тракторный завод ведет сборку своей продукции во Вьетнаме, легковые машины «Ока» собирают в Пакистане, УралАЗ строит цеха в Китае, ГАЗ в Южной Африке, тольяттинский завод – к Эквадоре. Иными словами, капитал старается перетекать туда, где есть дешевая рабочая сила. Слово «патриотизм» становится неуместным, никого не заботит, что средняя зарплата работников в тех же США сократилась на 19%, видим, самое главное, что управленцы получают примерно в 120 раз больше, чем рядовые работники. Интересно, что чем больше работников увольняют предприятия для того, чтобы повысить свою прибыль, тем дороже на бирже становятся их акции.
Другая интересная организация – Международный валютный фонд, организация, которая официально считается подразделением ООН. Но в ООН каждая страна обладает одним голосом, в МВФ количество голосов определяется, как в любом акционерном обществе, вкладом страны в уставной капитал. Вложили США 20% средств, вот и имеют 20% голосов, а на все страны «большой семерки» приходится всего 45% голосов. Понятно, в чьих интересах действует МВФ.
Между ВТО и МВФ существует разграничение задач. ВТО уничтожает барьеры на пути капитала, борется с национальным протекционистским или социальным законодательством. МВФ диктует правительствам и парламентам независимых государств, как расходовать национальные бюджеты, как приватизировать госсобственность, как экономить на расходах на образование и здравоохранение, как взвинчивать кредитную ставку. Сам МВФ дает кредиты развивающимся странам, но при этом связывает материальную помощь с той политикой, которую должны вести правительства кредитуемых стран. Основные принципы МВФ таковы:
• привлечение инвесторов, даже если это и происходит в ущерб правам трудящихся и окружающей среде;
• сокращение до крайнего минимума услуг и программ социального развития;
• поддержание стабильности национальной денежной единицы, приносящей выгоду обладателям капиталов и играющей против наиболее обездоленных, вплоть до задержек зарплаты и возникновения дефицита наличных денег;
• ограничительная денежная политика (высокие процентные ставки), препятствующая развитию промышленности, а также в большей степени выгодная богатым, чем бедным, так как первые располагают активами, в то время как вторые обременены долгами;
• предоставление полной свободы («либерализация») передвижению капиталов;
• приватизация в областях, не подверженных конкуренции, создающая ренту в ущерб пользователям;
• налоговые реформы, направленные преимущественно на «расширение налогооблагаемой базы» (за счет наиболее бедных слоев населения);
• сокращение заработной платы и урезание трудовых прав.
Результат такой политики уже известен: неравенство по доходам более чем удвоилось во всем мире с 1960 г., в то время как разрыв между богатыми и бедными странами увеличился в три раза.
Если проанализировать происходящее в мире, то роль МВФ становится очень заметной. Ну, скажем, в России в 90-е годы произошло то, что позже назвали «шоковой терапией». Произошло не само по себе, а в связи с прямым осуществлением программы МВФ. Социальные последствия этого тоже хорошо известны: уровень жизни по сравнению с уровнем 1991 года упал более чем на 60%, система социального обеспечения была разрушена, безработица возросла, большинство людей обнищали до предела. Но тем не менее советники МВФ, присутствовавшие в России в то время, ничего страшного в происходящем не видели. Джеффри Сакс и компания были для правительства Егора Гайдара авторитетами при проведении реформы 1992-93 годов, которая запомнилась всем гражданам России 800%-ной инфляцией, двойным падением производства и возвращением объема сельскохозяйственной продукции на уровень 1956 года. И это при том, что рекомендации МВФ выполнялись скрупулезно точно. Были открыты границы всем товарам и капиталам, прошла приватизация, установлена единая ставка подоходного налога для всех – и богатых, и бедных, был принят новый Трудовой кодекс, урезаны права наемных рабочих в пользу работодателей, свершилась реформа Земельного кодекса и так далее. Можно сказать, что МВФ практически определяет параметры российского бюджета, что несложно сделать при долге России более чем 136 млрд. долларов, поглощающем более 20% госбюджета. Понятно, что расходы осуществляются за счет снижения заработной платы, повышения коммунальных платежей, невыплаты долгов по детским пособиям, то есть за счет доходов российских граждан.
Было бы неправильным утверждать, что российское правительство всегда действовало по указу МВФ. Никто, например, не заставлял в 1998 году тогдашнего премьера Сергея Кириенко предоставлять МВФ пакет обещаний и давать гарантии скорейшего принятия нового Трудового кодекса, который облегчил бы процедуру увольнений. Часто МВФ скорее всего служит аргументом в проведении политики, удобной российским олигархам, ибо и фонд, и олигархи имеют одинаковые позиции. Позиции эти вырабатывались тогда, когда нынешние либеральные российские экономисты учились на Западе вместе со своими коллегами из МВФ, они укрепляются дружественными и деловыми связями, которые они поддерживают нынче. Некоторые руководящие лица напрямую извлекают выгоду от получения нашей страной кредитов МВФ, а граждан никто не спрашивает, хотят они брать эти кредиты или нет. Однако в долгах оказываются, как правило, граждане, это из их налогов отдаются долги, это их права урезаются. Это их социальные гарантии сводятся на нет.
Горькая ирония происходящего в том, что шоковая терапия еще никого не вылечила, МВФ не смог продемонстрировать ни одного успешного примера вывода какой-нибудь из «шокированных стран» на более высокую ступень развития. Даже «чилийское чудо» на само деле чудом не оказывается: что может быть чудесного в том, что за 19 лет доля семей, живущих ниже черты бедности в Чили, возросла с 17 до 49 процентов. Но очевидно, чудом на самом деле считается рост прибылей, которую имеют американские компании, добывающие чилийскую медь.
Комментарии