search
main
0

Не нужно старое тащить в новое время

Особенности новой системы и оценки введения стандартов второго поколения – содержательная и критериальная основа, планируемый результат. При этом надо подумать о том, насколько разрабатываемые измерители ориентированы на новый планируемый результат, комплексно оценивают предметный, метапредметный и личностные результаты, способности решать учебно-познавательные, учебно-практические задачи, динамику учебных достижений. Для всего этого обычно есть стандартизированные и нестандартизированные процедуры. Поскольку единый измеритель у нас есть (ЕГЭ), мы используем и выстраиваем всю систему управления качеством образования на этих показателях. Сочетание внешней, внутренней оценки – механизм развития системы образования.

Мы много говорим о переходе от знаниевой к новой, деятельностной, парадигме. Этот переход обеспечивается во многом за счет измерителей, за счет того, как будет перестроена система оценки. Система оценки, которую мы вводим, – ориентир системы образования на новые результаты. Но если мы даем предмет и расчленяем его на знания, умения, на этом выстраиваем измерительные процедуры, то забываем о ребенке, а ведь мы учим ребенка, развиваем его. Поэтому, говоря об измерениях, о реализации деятельностной парадигмы, вводя привычные слова («кодификатор», «спецификация»), мы все выстраиваем не на обязательном минимуме содержания, а на планируемых результатах. Александр Асмолов в Общественной палате произнес: «ЕГЭ в рамках нового стандарта – это совершенно другой инструмент, у него совершенно другие цели. Поэтому все основные параметры измерительных материалов резко изменились».

Важно понять, что начальная школа с точки зрения новых результатов, новых подходов к оценке достижения планируемых результатов сейчас достаточно хорошо представлена. Во всяком случае изданы материалы, в которых сформулированы планируемые результаты по всем областям, включая универсальные учебные действия, метапредметные, личностные результаты. Оценочные процедуры описаны, может быть, не все удачно, но мы находимся в переходном периоде, и нельзя очень быстро создать новую систему, а иногда это бывает даже опасно, потому что невозможно быстро перестроить учителей. Во всяком случае создана основа для введения новой системы оценки качества образования, оценки достижения планируемых результатов, началась интенсивная разработка стандартизированных измерительных материалов, то есть отработанных профессионально на представительных выборках, которые можно использовать уже сейчас как образец материалов для проведения различных процедур.

Если мы проводим итоговую аттестацию, нас интересует то, чему ученик должен был обязательно научиться, но если мы хотим понять, дает ли это что-то развитию системы образования, нам надо посмотреть, что дал учитель дополнительно к тому, что уже он дал для того, чтобы учащиеся это все освоили. На итоговую оценку выносится только то, ради чего ребенок должен научиться.

Наш анализ показал, что, к сожалению, учителя в достаточной степени не владеют подходами к конструированию эффективных задач, а особенно задач, которые измеряют разный уровень освоения учебного материала. Наша задача – оценить эти уровни освоения, а не просто умения воспроизвести какой-то материал.

Оценка личностного результата – самое сложное направление, оно должно реализовываться по двум направлениям. Внутри школы разрабатывается инструментарий, и учитель вместе с учащимися, с родителями использует свои измерения, для того чтобы организовать учебный процесс и достичь результата. Эти данные не выходят за рамки образовательных учреждений. Все другое, что написано в стандарте, осуществляется на неперсонифициро-ванной основе. Мы проводим наши процедуры только по разрешению родителей в рамках мониторинговых исследований, данные не выпускаются из школы.

Мы провели очень много обследований, обобщили все данные, которые получили в 15 регионах страны, на базе более 150 тысяч учащихся 1-го класса, для того чтобы показать портрет первоклассника. Первоклассники -это дети двух возрастных групп с 6 до 8 лет, которые приходят к одному учителю в один класс. При поступлении в школу дети хотят учиться, но их отношение к школе меняется, и желание идти в школу в конце первого-второго класса постепенно уменьшается. Почему? Умеют ли учителя держать это напряжение, интерес к обучению? Вот о чем должна думать сейчас система повышения квалификации.

Более 80%, по нашим данным, по данным учителей, родителей, в основном готовы к обучению, но 20% не готовы. 60% детей умеют бегло читать, но 40% не умеют. Наши данные показали, что те дети, которые не умеют бегло читать в начальной школе на начало учебного года, к концу первого класса будут в отстающих и по математике, и по русскому языку. Все это ставит очень серьезные вопросы перед родителями и перед нашей российской школой.

Дети требуют помощи в организации познавательной деятельности на уроке, родители требуют помощи в организации деятельности детей. В школах нужны де-фектологи, психологи, но они исчезли, остались только в некоторых школах, а 20% и более детей требуют специализированной помощи.

Все страны, которые за последнее время дали серьезный прирост в качестве образования, смогли сделать это за счет работы со слабыми детьми. Большое спасибо Москве, министру образования столицы Исааку Калине, директору Московского центра качества образования Алексею Рытову, потому что именно они принимали решение по поводу открытия данных, которые стали достоянием родителей. Мы наконец начинаем понимать, какой процент, по мнению родителей, по мнению учителей готов или не готов к учебе, как решать проблемы детей, которые не совсем готовы. А ведь эти дети потом попадут в 30%, которые не прошли очередной пробный ЕГЭ по математике.

Наши обследования, а мы проводили разные обследования разного уровня, показывают, что учителя начальных школ не умеют работать с системой оценки образовательных результатов, я уже не говорю о метапредметных и личностных. А ведь учителю надо переориентировать систему обучения, диагностику учебных достижений, выявление типичных ошибок, определение, как оказывать детям поддержку, как просто переориентировать задачку, подстроить ее под уровень класса, сделать более сложной или более легкой, найти разные способы решения одной и той же задачи. В результате есть успешные регионы, в которых 33% детей стандарт не освоили, а есть неудачный, в котором практически 80% детей стандарт не освоили. А ведь и эти дети идут дальше – на следующую ступень системы образования.

Российские дети – одни из самых одаренных детей мира, и международные исследования это показывают. По исследованию PIRLS, наши дети показывают самые высокие результаты по читательской грамотности. 61% наших детей готовы успешно учиться в основной школе, только 2% показывают низкие результаты. Что происходит с этими детьми через 5 лет? Детей, которые работают на высоком уровне, остается 14%. 27% не достигают базового уровня освоения или способности осваивать учебный материал, не работают с текстами, как это необходимо для продолжения образования. Мы с Галиной Цукерман и командой скрестили инструменты PIRLS и PISA, для того чтобы понять, что происходит в основной школе, увидели, что никакого прироста в читательской грамотности практически не происходит. Даже в 6-м классе дети показывают худший результат, чем в 4-м. Налицо регрессия основной школы в формировании основного инструмента и средства работы с текстом, вычитывания и использования текста для продолжения образования. А 15 лет – это как раз тот возраст, когда школьник начинает использовать текст для собственных нужд, для своей профессиональной активности.

Базовый, пороговый уровень для всех развитых стран определен как второй. Представительная выборка наших выпускников показывает второй уровень, то есть большинство наших детей находятся на начальном этапе демонстрации своего умения понимать и работать с текстами, дальше его использовать, в то время как развитые страны работают на третьем, а четвертый уровень – свободное использование текстов и вообще любой информации для самостоятельного образования.

В предметной области мы впереди планеты всей, по углубленной математике у нас первое место, мы умеем выполнять задачи, которым научили учителей и которые они успешно делают, но изменились приоритеты, изменилась ситуация. Поэтому, переходя к основной школе, необходимо так переориентировать, а главное, организовать учебный процесс, ввести такие механизмы, которые эту переориентацию и осуществят. Один из таких механизмов – защита проектов, мы ввели его в стандарт и очень рады, что наши предметники сейчас интенсивно вместе с нами разрабатывают это направление организации проектной деятельности.

Сегодня много говорят об использовании ИКТ в учебном процессе. Но наши исследования показывают, что ИКТ не работает, если обучение организовано по старой парадигме. Не выявляется корреляция между результатами информационной грамотности и использованием ИКТ, количеством компьютеров и временем, в которое в учебном процессе используют компьютер. Начинают работать ИКТ только тогда, когда эти компьютеры активно используются в проектной деятельности. Поэтому интенсивная организация и использование проектной деятельности – тот рычаг, который обеспечивает работу новых информационно-коммуникационных средств.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте