Цель: формирование позитивного отношения к компьютеру и умения использовать его во благо себе.
ЗадачиОбучающие: ознакомление учащихся с возможными последствиями «общения» с компьютером для физического и психического здоровья человека с целью предупреждения возникновения компьютерной зависимости.Развивающие:- развитие логического мышления учащихся;- развитие интереса к своему здоровью и потребности в его сохранении;- развитие умений выражать и защищать свою точку зрения, признавать правомерность точки зрения других людей.Воспитательные:- содействие формированию познавательного интереса к предметам;- развитие активности;- формирование навыков решения задач в коллективе.Форма: беседа с элементами дискуссии и ситуативного практикума.Информация к размышлениюНе нужно бояться умных машин,Ведь пользу большую несут они в жизнь. «Ты лишь позаботься о личном здоровье» -Такие компьютер нам ставит условия.Подготовительный этап: учащиеся 9-го класса готовят материал к практической части классного часа по обустройству рабочего места учащегося и профилактике различного рода заболеваний, связанных с работой на компьютере, готовят сценку.Ход классного часаУчитель: Ребята! Наш классный час я начну с загадки. Слушайте внимательно! Если знаете ответ – отвечайте хором.Он рисует, он считает, Проектирует заводы,Даже в космосе летает И дает прогноз погоды.Миллионы вычисленийМожет сделать за минуту.Догадайтесь, что за гений?Ну конечно же… (компьютер) Обсуждение ситуацийУчитель предлагает ребятам поразмышлять о достоинствах и недостатках активного использования компьютера, о влиянии компьютера на здоровье человека, и особенно ребенка. Для этого класс делится на группы, дети обсуждают различные ситуации, в которых применяются компьютерные технологии, и их ценность. Учащиеся приходят к следующим выводам:- благодаря компьютеру можно найти много информации для составления разнообразных документов (заявлений, рефератов, докладов, письменных обращений и т. д.);- занятия на компьютере развивают память, мышление, в компьютерных играх необходимо запоминать уровни, имена героев, ориентироваться по карте и быстро принимать решения;- в процессе игры развиваются моторная координация ребенка и мелкая мускулатура руки, ведь в любых играх необходимо нажимать на клавиши клавиатуры, манипулировать мышью, а значит, совершенствуется совместная деятельность нескольких анализаторов: подумал – соотнес с видимым на экране – нажал на кнопку или пошевелил мышкой – получил результат, видимый на мониторе;- компьютер развивает творческие способности: к примеру, одни дети начинают быстрее изучать языки, а другие – замечательно рисовать. К тому же есть хорошие развивающие компьютерные игры для детей – это отличный способ чему-то научиться, а умение пользоваться Интернетом может стать хорошей школой общения, и, кроме того, ребята учатся искать и отбирать нужную им информацию;- может быть и такое – кто-то увлечется техникой, овладеет компьютером в совершенстве, сможет починить компьютер, если он сломается, и в дальнейшем станет специалистом по ремонту компьютеров. А может быть, кто-то так увлечется компьютерными программами или чатами, форумами, что захочет освоить программирование и написать программу, а в перспективе станет программистом.Учитель: Компьютер – вещь очень полезная и интересная. Но это одна сторона, которую мы знаем, а есть еще и другая.Обсуждение ситуацииУченики 9-го класса разыгрывают небольшую сценку.Ученик сидит за компьютером, имитирует работу на нем.Ведущий: Как окаменевший, сидит Витя опять перед компьютером. Во время своего любимого занятия он едва замечает, как пролетает время – час за часом, час за часом. И тут случилось кое-что. Вдруг он слышит слабые голоса, которые становятся все сильнее.Сердце: Откуда я должно брать силу, если ты висишь на мне грузом?Легкие: Нам нужен свежий воздух!Мозг: Я устал от твоей информации.Витя: Этого не может быть! Что вы хотите?Сердце: Движения!Позвоночник: Занимайся спортом!Витя: О нет! Только не спорт! Бег, пот, всегда эта отвратительная боль в мышцах. Только не со мной! Ни за что!Позвоночник: Долгое сидение на одном месте искривляет спину. Крепкие, хорошо тренированные мускулы поддерживают меня.Мозг: На уроках физкультуры или во время прогулки по улицам города с менее подвижными детьми чаще бывают несчастные случаи.Сердце: Движение делает меня сильным. Я накачиваю кровь через твои артерии. Питательные вещества и кислород с кровью проникают во все части твоего тела.Мозг: Я тоже нуждаюсь в свежем кислороде, чтобы я мог работать.Витя: Что это со мной происходит? Кажется, мне пора отдохнуть. Пойду погуляю.После показа сценки идет коллективное обсуждение проблемы, какой вред может нанести компьютер детскому организму, учитель предлагает ребятам поговорить о том, как сохранить свое здоровье. То, о чем рассказывает учитель, наглядно демонстрируют ученики 9-го класса.Рабочее местоЧтобы компьютер приносил только пользу, необходимо правильно обустроить свое рабочее место. Во-первых, оно должно быть хорошо освещено, но не так, чтобы на монитор попадали блики от лампы или прямой солнечный свет. Стол, за которым вы сидите, должен подходить вам по росту. Ноги не должны болтаться, лучше подставить под них подставку. Монитор должен располагаться в 45 см от вас – это расстояние вытянутой руки. Врачи советуют ежедневно проводить в комнате с компьютером влажную уборку и проветривание, а еще неплохо держать в комнате аквариум, который более полезен, чем кактус у монитора, якобы впитывающий вредное излучение.Как и все приборы, потребляющие электроэнергию, компьютер испускает электромагнитное излучение. Компьютер является самым опасным источником электромагнитного излучения. Считается, что электромагнитное излучение может вызвать расстройство нервной и сердечно-сосудистой систем, снижение иммунитета. Чтобы защитить себя от электромагнитного излучения, монитор необходимо поставить в угол, так, чтобы излучение поглощалось стенами. И если вы не работаете на компьютере, не оставляйте его надолго включенным.Заболевания глазПри работе за компьютером глаза находятся в постоянном напряжении, и со временем это может привести к снижению зрения и даже вызвать некоторые заболевания. Чтобы этого не случилось, необходимо также знать некоторые правила. Как мы уже сказали, монитор должен находиться на расстоянии не менее 45 см от глаз (расстояние вытянутой руки), его верхняя точка должна находиться не ниже прямого взгляда (смотря прямо, вы видите верхний край монитора).Рабочее место должно быть достаточно освещенным, для того чтобы вы могли хорошо видеть остальные предметы, с которыми работаете. При работе одновременно с книгой и монитором желательно, чтобы они находились на одной высоте. Для этого приобретите подставку для книг. Естественно, как можно чаще прерывайте работу и давайте глазам отдохнуть (желательно каждые полчаса делать 10-15-минутный перерыв), причем если с монитора переключиться на телевизор, толку будет мало. Кроме того, вы можете сделать простые упражнения.Упражнения для глазЗажмурьте глаза на 10 секунд.Быстро моргайте в течение 5-10 секунд.Сделайте несколько круговых движений глазами.Заболевания позвоночникаЕсли вы долго находитесь за компьютером, может развиться искривление позвоночника. Одной из причин этого заболевания является несоблюдение правильной осанки. Таким образом, если вы и в школе за партой, и дома за компьютером не сидите прямо, вполне можете приобрести искривление позвоночника, которое впоследствии грозит привести к нарушению работы внутренних органов.Советы по профилактикеПостоянно следите за осанкой, старайтесь оптимально организовать свое рабочее место.Старайтесь как можно чаще прерывать нахождение в одной позе, вставать из-за стола, двигаться.По возможности занимайтесь спортом, делайте зарядку и т. д.Заболевания органов дыханияБолезни органов дыхания, развивающиеся из-за долговременной работы с компьютером, имеют в основном аллергический характер. Это связано с тем, что во время долгой работы компьютера корпус монитора и платы в системном блоке нагреваются и выделяют в воздух вредные вещества.Советы по профилактикеКак можно чаще делайте влажную уборку помещения и проветривайте его.Для увеличения влажности можно ставить открытую емкость с водой, например аквариум с рыбками.После покупки компьютера желательно включить и оставить его на несколько часов в проветриваемом помещении, так как новые платы и новый пластик, из которого сделан корпус монитора, при нагревании выделяют очень большое количество вредных веществ.Анкетирование учеников1. Есть ли у тебя дома компьютер?2. Кто на нем работает?3. Сколько времени ты проводишь за компьютером?4. Тебя контролируют родители или ты проводишь за компьютером неограниченное время?5. Что ты умеешь делать на компьютере?6. Какие компьютерные обучающие программы тебе известны?7. Что тебя привлекает в работе на компьютере?8. Что тебе не нравится в общении с компьютером?9. Чувствуешь ли ты усталость после работы за компьютером?Итог На основе услышанного материала проходит итоговое обсуждение темы с классом. На доске вывешены два листа ватмана, на один записывается польза от компьютера, а на другой – вред. Рефлексия Учащиеся составляют синквейны по теме классного часа.Заключительная частьУчитель: Я надеюсь, что вы сможете найти золотую середину в общении с компьютером, сделав его другом, помогающим решать различные задачи вашего развития, а не врагом вашего здоровья. И на прощание я хочу сделать небольшой подарок: я дарю вам добрые советы, чтобы вы вспоминали их, когда работаете или играете за компьютером, и берегли свое здоровье. Добрые советы1. Проводить за компьютером не более 20 минут. 2. Часто проветривать комнату, где находится компьютер.3. Сидя за компьютером, ровно держать спину.4. Глаза от монитора должны находиться на расстоянии не менее 45 см.5. Время от времени выполнять гимнастику для глаз (каждые 10 мин.).6. Вставать из-за компьютера и делать разминку.Галина НЕРОДОВСКИХ, учитель географии и биологии Любовской основной школы Нововаршавского района Омской области
Комментарии