– На двух сотках у меня – капуста, картошка, свекла. Картошку сажаю трех сортов – если какой-то не уродится, другие выручат. Урожай собираю до нескольких десятков ведер, хватает на целый год. Еще клубнику выращиваю по финской технологии – на черной пленке, ее при этом полоть не надо. Сделана у меня высокая грядка – бывшие ученики сколотили большой ящик, насыпали землю – при прополке не надо наклоняться, удобно.
Все это рассказала мне немолодая учительница поселковой школы, угощая изумительным вареньем и другими вкусностями со своего огорода.
Подобные разговоры в поездках по нашей республике – не редкость. Такое впечатление, что если и есть учителя, не имеющие дачи с огородом, то их очень немного. Да что Карелия, если учителя в Кировске Мурманской области с гордостью рассказывали, что выращивают на своих заполярных фазендах не только картошку, но даже капусту! Говорили, страсть к огородничеству вынужденная – ее появлению способствовали власти, когда месяцами не платили зарплату. Тогда даже кур многие городские жители пытались разводить.
Сейчас зарплату у нас не только платят в основном вовремя, но и повысили. По всем подсчетам, дешевле купить ту же картошку, чем вырастить самим: ведь, кроме трудозатрат, в будущий урожай нужно вложить немало денег – навоз купить, потратиться на проезд до дачи, вывезти. О больших урожаях при этом что-то не слышно, излишков, чтобы на рынках торговать, тоже нет.
Да и зачем педагогам коротким северным летом без продыху гнуть спину на огородах, когда все силы и нервы отняла школа? Но у каждого есть свой резон так поступать. Недавно пригласили учительницу на презентацию книги, одним из авторов которой она же и является. А в ответ услышали: “Не смогу, с дочкой поедем картошку сажать”. Семья эта к малообеспеченным не относится, однако превыше всего ценит своими руками выращенный экологически чистый продукт. Другие думают прежде всего о детях: на юг, который всегда настоятельно рекомендуют северянам, поехать невозможно, безумно дорого, а так ребенок хоть на воздухе побудет да покупается.
– На даче я отхожу после учебного года, – признается Ольга Тойвовна, учительница из Петрозаводска. – Картошки сажаем немного, один-два мешка собираем. Есть ягодные кусты, они большой заботы не требуют. Главное для меня – цветы. Посадила их таким образом, что распускаются по очереди – поэтому все лето наш участок в цвету.
Вообще от многих приходится слышать, что за городом “нервы отдыхают”. Так что государству надо большое спасибо сказать учительскому подворью как явлению нашей жизни: не будь его, физическое, и особенно психическое, здоровье педагогов было бы на порядок хуже. При этом особой помощи от властей, не говоря уже о специальной программе поддержки учительских подворий, нет. В дачном поселке Лучевое есть целые улицы, заселенные педагогами, – Школьная, например, но нет здесь ни телефона, ни медпункта. Люди больше всего боятся неожиданной болезни – машину, чтобы добраться до больницы, найти трудно, а если каждая минута дорога?
…На днях встретила знакомую учительницу, на которую в мае было страшно смотреть, – вся ссутулившаяся, лицо бледное с зеленоватым отливом, измученный взгляд. Сейчас не узнать – посвежела, загорела, улыбается. “На юг ездили или по путевке отдыхали?” – “Юг не по карману, путевки за десять лет работы в школе ни разу не давали. Уже месяц на даче живу”. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих…
Наталья МЕШКОВА
Карелия
Комментарии