В эпоху жесткой конкуренции и спроса на профессионалов мы зачастую забываем о реальных возможностях организма и пытаемся втиснуть в головы детей как можно больше знаний.
И приходится наиболее прилежным ученикам проводить после уроков еще и дома за учебниками 5-7 часов, приобретая букет хронических заболеваний – невроз, близорукость, сколиоз и стойкое отвращение к школе. В выигрыше остаются нерадивые – нет знаний, зато и болезней поменьше. Статистика не утешает: к выпускному вечеру лишь 10 процентов ребят могут похвастать здоровьем, остальным нужно не аттестат зрелости выдавать, а скорее группу инвалидности. Проблема перегрузки в школе на сегодняшний день стоит так остро, как никогда, считают специалисты. Так что же случилось с российской школой, почему наши дети приходят домой с головной болью, почему у большинства не хватает времени на отдых, на прогулки, на возможность почитать что-нибудь для души? С началом реформ в образовании в 1992 году у нас появилось бесконечное множество программ, а вот единого учебного плана нет, рассказывает зам.директора Института общего среднего образования РАО Михаил Рыжаков. Учителя работают по авторским программам, а в них много вкусового. Кроме того, составлению программ их ведь никто нигде не учил, а это чрезвычайно сложное и ответственное дело. Раньше было 11 обязательных учебных предметов для всех российских школ. Сейчас в базисном плане выделены семь образовательных областей, и каждая школа, основываясь на них, составляет свой учебный план. Количество учебных предметов доходит до 29. Нагрузка выражается не столько часами, сколько реальным содержанием, которое лавиной обрушивается на детей. Количество часов осталось прежним, а объем содержания увеличился за последнее время в два, а то и в три раза. Причем это не всегда фундаментальные знания: отсутствие сита, а им был единый учебный план, делает школу открытой для перегрузок. Что же касается учебных часов, то, разумеется, есть нормы, которые фиксируются, исходя из них составляются расписание, тарификации. Эти нормы обязательно включаются в Базисный учебный план, который ежегодно утверждается Министерством образования. Так, в 1-м классе предусматривается 22 часа в неделю, во 2-м – 24, в 3-м – 26, в 4-м – 27, в 5-м – 28, в 6-м – 29, в 7-м – 31, в 8-м- 32, в 9-м – 32, в 10-м – 33, в 11-м – 33 часа. Но эти цифры не отражают реальной усталости ребят. Кроме того, я не знаю ни одного учебного заведения, где выдерживается установленная учебная нагрузка. Если это, конечно, не заброшенная сельская школа, где не хватает учителей и отменяются занятия. Сейчас в начальной школе стали практиковаться уроки по 35 минут. Но объем учебного материала остается прежним, а значит, ребенку нужно работать интенсивнее, чтобы справиться с заданиями. Кстати, школьники учатся всего 170 дней в году. Причина перегрузок еще и в убогом школьном оборудовании. Зачастую учитель обычной провинциальной школы сталкивается с отсутствием наглядности, невозможностью проводить опыты, ставить эксперименты. По мнению специалистов, обеспеченность учебным оборудованием в российской школе сейчас составляет 5-6 %. Материальная база разрушена. Учитель вещает целых сорок пять минут у доски, рисуя мелом опыты. Основная нагрузка приходится на домашние задания. Еще одна важная причина перегрузок – колоссальное количество учебников. В федеральном комплекте их сейчас до тысячи, по одной истории – около пятидесяти, преемственности между ними нет.
– А новые курсы, появляющиеся в школьной программе. Как вы к ним относитесь?
– Что сейчас только не преподают в средней школе! Даже психологию во 2-м классе, тогда как ребенок еще и читать толком не умеет.
– Есть ли выход из сложившейся ситуации?
– Проблема перегрузки требует комплексного решения. Нам сейчас не обойтись без повышения профессионализма школьного учителя, и особенно руководителя, который принимает решения. Нужно улучшить методическую подготовку педагогов и, конечно же, упорядочить книгоиздание. Необходимы конкретные стандарты, и, разумеется, мы ничего не сможем сделать без улучшения социальных условий. Нужен качественный подъем материальной базы школ… Наша главная заповедь, как и у врачей, – “не навреди”. Мы занимаемся по сути одним и тем же делом: они заботятся о физическом и психическом здоровье, мы – об интеллектуальном и морально-нравственном. Еще древние греки говорили: “В здоровом теле – здоровый дух”.
Светлана РУДЕНКО
Распределение старшеклассников инновационных и массовых школ (по группам здоровья, в %)
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН.
Комментарии