search
main
0

Не навреди! Как нужно учить, чтобы школьники были и умными, и «резвыми»

«В настоящее время уже значительно распространено убеждение, что существующее устройство школ вредит здоровью детей… Существенно пока ничего не изменилось, учебные программы, предъявляемые к учащимся, требования и методы преподавания, за немногими исключениями, остались прежние. …Реформа школы представляется в настоящее время необходимостью и лишь вопросом времени». Эти строки написаны более века назад основоположником общественной гигиены Федором Федоровичем Эрисманом. В работе «Мозговое переутомление учащихся» (1898) он писал: «Резвые и цветущие дети значительно изменяются вскоре после своего поступления в учебное заведение: они становятся бледными, вялыми, не обнаруживают прежней охоты к играм, иногда жалуются на головные боли, головокружение и тревожный сон».

К сожалению, как и столетие назад, сегодня в нашей стране факт ухудшения здоровья учащихся ни у кого не вызывает сомнений и не требует дополнительных доказательств. Результаты всероссийских диспансеризаций детей свидетельствуют, что ситуация в этой области близка к катастрофической. Осознание этой проблемы привело к тому, что сохранение здоровья детей стало общенациональной задачей.

Человек не должен расплачиваться здоровьем за образование. Поэтому выстраивать здоровьесберегающие программы следует комплексно: сначала проанализировать все компоненты образовательной среды, влияющей на здоровье учащихся, с учетом не только медицинских, но и психологических и социальных факторов, затем в режиме эксперимента разработать и апробировать технологии, преодолевающие или устраняющие выявленные негативные факторы, а на основе полученных результатов подготовить рекомендации по широкому распространению здоровьесберегающих подходов в образовании.

Первым шагом на этом пути явилось создание в 1999 году комплексной структуры, объединяющей усилия разных специалистов в процессе оказания психолого-медико-социальной помощи детям (в соответствии с Положением о Психологической службе Минобрнауки РФ). К сожалению, работающие в школе психологи, медики и социальные педагоги по-прежнему, подобно лебедю, раку и щуке, тянут каждый в своем направлении, не объединяя усилий ни формально, ни содержательно. Согласованность и координация действий этих специалистов могла бы быть намного выше, если бы удалось четко сформулировать, что именно следует понимать под сохранением здоровья школьников.

Для начала следует провести широкую просветительскую работу, чтобы избежать наиболее частой ошибки – понимания здоровья как отсутствия болезни. В уставе Всемирной организации здравоохранения (1948) особо подчеркивается, что здоровье – это «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов»; поэтому здоровьесберегающие программы должны учитывать не единичный параметр, а целый их комплекс, и, следовательно, специалистам разных профилей нужно работать в нескольких направлениях одновременно и обязательно координировать свою деятельность. Эту задачу можно решить путем проектирования сетевого объединения образовательных учреждений с коллективно распределенной ответственностью.

Традиционная позиция учителя как главного носителя знаний и единственного субъекта образовательной деятельности, определяющего содержание, объем, темп и степень усвоения учебного материала без учета способностей, склонностей и интересов детей, – одна из главных причин ухудшения здоровья учащихся. Авторитарное управление детским коллективом «с позиции силы» оплачивается ценой ухудшения здоровья всех участников процесса – не только учеников, но и педагога.

Опасно для учеников и внешнее оценивание, следствием которого становится ориентация учащихся не на собственные возможности, а на достижение формальных высоких показателей. Невозможность их достижения приводит к тяжелым последствиям: от негативного представления о собственной личности и формирования заниженной самооценки до активного отрицания навязываемых ценностей в виде протестных форм поведения и даже суицида.

В статье «Современная школа – ресурс сохранения здоровья, или На пути к Школе будущего» («Учительская газета-Москва», №6 за 2008 г.) ректор Московского городского психолого-педагогического университета Виталий Рубцов привел результаты опроса родителей, убежденных, что негативное влияние на здоровье детей в школе в первую очередь оказывают следующие факторы: учебные перегрузки (85%); конфликтные ситуации (65%); недостаточная гарантия безопасности ребенка в школе (61%); нововведения и частые изменения в образовательных программах (59%).

Мнение родителей разделяет и профессиональное сообщество. Осознание отрицательного воздействия традиционной педагогической практики на состояние здоровья школьников привело к проектированию и разработке образовательной среды, в которой процесс обучения мог бы протекать комфортно, без конфликтов и стрессов. С 1 сентября 2007 года в Московском департаменте образования в рамках городского эксперимента апробируются различные модели «Школы будущего». Один из базовых элементов этих моделей – поддержка и укрепление здоровья детей;

В поясняющем тексте содержатся термины (личностно-ориентированные подходы к образованию, профильное обучение, индивидуальные траектории воспитания), описывающие принципиально иную гуманистическую педагогическую парадигму; кроме того, в нем перечислены формы обучения (в том числе проектная, исследовательская, дистанционная), позволяющие наилучшим образом добиться намеченных целей, то есть сохранить здоровье учеников.

Директор НИИ гигиены детей и подростков РАМН Владислав Кучма уверен, что сохранение здоровья школьников может быть реализовано только с учетом и на основании:

возрастных особенностей познавательной деятельности детей;

обучения на оптимальном уровне трудности (сложности);

вариативности методов и форм обучения;

оптимального сочетания двигательных и статических нагрузок;

обучения в малых группах;

использования наглядности и сочетания различных форм предоставления информации;

создания эмоционально благоприятной атмосферы;

формирования положительной мотивации к учебе («педагогика успеха»);

культивирования у учащихся знаний по вопросам здоровья.

В понятие здоровый образ жизни входят не только привычные физиологические составляющие: закаливание, личная гигиена, оптимальный двигательный режим, отказ от вредных пристрастий, рациональное питание, но и более глубинные личностные переживания и характеристики: достаточное количество положительных эмоций, уверенность в своих силах и возможностях, духовность и высокая мораль. Если мы поймем это, то сохранение здоровья школьников станет естественным следствием образовательного процесса, а не результатом его преодоления.

Елена ЗАЧЕСОВА, преподаватель, методист Московского института открытого образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте