Валентина БАДИЛ, начальник Западного окружного управления образования: – Одна из главных задач любого общества и государства – осуществление права ребенка на воспитание в семье. Но мы понимаем, что обеспечить это право сегодня, да и не только сегодня, всем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, крайне трудно. Одна из форм устройства детей – приемная семья, при этой форме именно окружные управления образования производят выплату денежных средств на содержание детей. Но здесь хотелось бы обратить внимание на невозможность прогнозировать количество приемных семей, а значит, планировать выплаты. Так, в сентябре 2009 года в округе было 7 приемных семей, денежные средства заложены на 15 за год, а уже в ноябре созданы 22 семьи, в которых воспитываются 24 ребенка. Кстати, почти половина которых не жители Москвы. Это только одна иллюстрация необходимости развития нормативной базы разных форм семейного устройства детей в столице.
И все-таки, несмотря на все наши усилия, наиболее сложная категория детей, оставшихся без попечения родителей (по возрасту, психологическим и физиологическим особенностям), так и достигают своего совершеннолетия, воспитываясь в детском доме. Именно поэтому мы возлагаем большие надежды на патронатную форму семейного устройства, рассматривая ее в зависимости от конкретной ситуации как подготовительную форму для собственно семейного воспитания или как ее мягкую альтернативу.
Положительные стороны патронатной формы устройства в семьи уже достаточно общепризнаны:
более интенсивное интеллектуальное и эмоциональное развитие детей;
лучшая обучаемость;
возможность для устройства в семью детей, имеющих мало шансов на усыновление (дети, вышедшие из младенческого возраста, дети с различными проблемами в здоровье, поведении, развитии и т. д.);
расширение круга семей, которые могут взять ребенка на воспитание (т.е. кто не подходит под достаточно жесткие рамки усыновителей);
подбор семьи для ребенка по принципу психологической совместимости;
тренинговая программа подготовки воспитателей к выполнению своих обязанностей;
профессиональное сопровождение семьи после принятия ребенка;
разграничение прав и обязанностей между службами детского дома, патронатным воспитателем и кровными родителями.
Трудно отвлечься от эмоционального отношения к этой теме, ведь здесь каждое действие или управленческое решение буквально может стоить судьбы ребенка, а у этого ребенка уже есть опыт жизненных травм. И тем не менее патронатное воспитание – вполне определенный объект управления, целостная педагогическая система, охватывающая всю совокупность отношений ребенка, его биологической семьи (при ее наличии), патронатной семьи и служб сопровождения.
Организация работы по патронатному воспитанию технологически сложна, она включает в себя технологию взаимодействия с органом опеки и попечительства (планирование попечения, мониторинг и контроль); социально-педагогические технологии реабилитационной работы с ребенком; технологии психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка; технологию работы с семьями, желающими взять ребенка на воспитание; технологию работы с кровными родителями ребенка. Управление этой сложной и достаточно новой педагогической системой, на мой взгляд, нужно выстраивать на принципах социального партнерства и персональной ответственности каждого субъекта.
Основная роль окружного управления образования на первых этапах – еще до принятия соответствующих законов города Москвы – поддержка инициатив детских домов в поисках инновационных форм семейного устройства детей и их успешной социализации. С 2001 года в детском доме №2 в рамках ГЭП «Работа патронатной службы в условиях образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» была создана уполномоченная служба по патронатному воспитанию; с 2005 года в эксперимент активно включилась школа-интернат №8, а через 3 года и детские дома №11, 17, 23 нашли свою нишу в этом направлении работы уже в рамках окружной площадки. Следующий шаг – анализ, обобщение и распространение накопленного опыта и поиск новых организационных форм для реализации поставленных задач. Наше управление совместно с префектурой стало инициатором окружного проекта «Семья». Это был февраль 2006 года, когда только что стартовал ПНП «Образование» и еще не был объявлен Год семьи.
Вот основные вехи этого проекта:
окружная акция «Возьмите нас… хотя бы в гости», проведенная округом и патронатными службами детских домов (именно здесь в полной мере реализовано то самое социальное партнерство, о котором мы часто говорим, но которое, к сожалению, иногда номинально: объединили свои усилия префектура, муниципалитеты, окружные СМИ, детские дома, общеобразовательные учреждения – кстати, именно наши директора и педагоги стали первыми и, нужно признать, основными патронатными воспитателями и усыновителями детей);
конференции, семинары, видеосюжеты на телевидении (об информационной поддержке хочу сказать отдельно: за период акции 104 публикации в газетах, 27 телевизионных и 8 радиопрограмм представили материалы о воспитанниках и патронатных семьях);
новая для нас форма общения с родителями «Единый родительский день для кандидатов в патронатные воспитатели»;
создание в рамках экспериментальной деятельности более 80 методических рекомендаций.
Эта и другие акции, а также деятельность уполномоченных патронатных служб позволили привлечь в качестве кандидатов в патронатные воспитатели 732 человека. Но дальше статистика не столь радужна: из них обучено 151, а заключено договоров на патронатное воспитание – 85 (89 детей). Эффективность проведенной работы определяется по-разному: можно сказать, что 10 из 11 кандидатов не выдержали испытание; но можно и, наверное, нужно увидеть и другое: каждый второй из обученных стал патронатным воспитателем. Этот долгий, кропотливый отбор, который иногда кажется излишне загруженным формальностями – справки из 4 диспансеров, от терапевта, из ОВД об отсутствии судимости, обследование жилищно-бытовых условий, – тем не менее оказывается оправданным. При сложившейся в округе системе психолого-педагогического сопровождения патронатной формы семейного устройства из общего числа расторгнутых договоров возврат детей составил 6% (остальные или усыновлены, или достигли совершеннолетия, или переведены в другие учреждения по причине изменения диагноза). Но оптимистичны статистические данные: 6% – это 2 подростка со скрытой агрессией, надломленной психикой, рецидивами воровства. К счастью, одному и них все же удалось подобрать семью. То есть работа уполномоченных служб не прекращается ни на каком этапе: полная адаптация и социализация детей – длительный процесс, а не возрастное или фиксированное социальное состояние. В сентябре 2009 года сделан следующий управленческий шаг: создана окружная уполномоченная организация по сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (организационная форма: структурное подразделение школы-интерната №8). Этот этап удалось достаточно быстро реализовать, так как уже имелся трехлетний опыт научно-методического сопровождения уполномоченной службы лабораторией психолого-социальных проблем профилактики безнадзорности и сиротства МГППУ. В составе организации три отдела, соответствующие основным направлениям работы:
– отдел по работе с замещающей семьей;
– отдел по работе с воспитанниками и – что очень важно – выпускниками из замещающих семей;
– отдел по работе с биологической (кровной) семьей. Речь идет о своеобразном социальном патронате как профилактической форме работы с кризисной семьей и оценке ресурсных возможностей семьи для возвращения ребенка.
Как известно, более 70% воспитанников детских домов – дети школьного возраста. С одной стороны, у них проявляется стремление – чаще краткосрочное – быть успешнее, конкурентоспособнее (как ни страшно произнести это слово в данной ситуации). Но именно эта возрастная группа – самая сложная для устройства в новую семью, именно в ней бывают случаи «вторичного сиротства». Преодоление социального иждивенчества и расширение возможности позитивной социализации для подростков реализуется у нас и через разновозрастные группы в детском доме, когда старшие заботятся о младших. Далеко не исчерпаны возможности волонтерского движения, солидным ресурсом которого стала наша система договоров с вузами. Мы понимаем, что управление развитием патронатной формы воспитания неизбежно поставит вопросы не только поиска организационных форм, направлений методического сопровождения, но и проблему их эффективности и качества. Уже сегодня мы готовы предложить некоторые подходы к определению параметров и индикаторов оценки эффективности окружной уполномоченной службы.
И все же главное, на мой взгляд, – не абсолютизировать возможности никакой формы семейного воспитания. Поэтому и реорганизация сиротских учреждений должна проводиться крайне осторожно и не массово.
Единственный универсальный принцип при исключительно индивидуальном подходе к каждому ребенку, каждой семье, каждому конкретному учреждению – «Не навреди детям».
Уточнение:
Сергей ЧИСТЫЙ – начальник Западного окружного управления социальной защиты.
Комментарии