search
main
0

Не навреди!

Откроем ли мы вход в кибермир или так и будем в окна лазить?

Наши читатели довольно чутко реагируют на те или иные темы, затронутые в наших публикациях. В частности, довольно много откликов пришло на статьи Вадима Мелешко «Закройте окна, дует!» в №14 от 6 апреля и «Сможем!» в №20 от 18 мая. В обоих материалах упоминалось о скором переходе всей системы образования с Windows на российские операционные системы. Публикуем реакцию некоторых наших авторов.

Дмитрий ПОНОСОВ, заместитель директора школы «Феникс», Москва, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2009:

Не только лишь все…

Конечно, программное обеспечение Microsoft сегодня является основным в нашей образовательной системе. В условиях глобализации оно позволяет быстро и эффективно обмениваться информацией. Хотя мне страхи перед засильем «винды», которая начинает контролировать наш образовательный контент, представляются надуманными.
Инструменты, предлагаемые для образования и Google, и Microsoft, достаточно хорошие и удобные. Тем не менее очень плохо, когда нет альтернатив. Ведь Android и MacApp развиваются потому, что есть конкуренция.

Не хотелось бы, чтобы решение о переходе образовательных платформ на отечественное програм­мное обеспечение произошло сверху и одномоментно. Это равносильно тому, чтобы всех, у кого есть иномарки, взяли и обязали бы пересадить на отечественный автопром. При этом напомню, что самыми продаваемыми в России являются машины нашего производства. Создавать наш программный продукт и образовательный контент очень нужно. Причем это должны быть именно прикладные образовательные инструменты, чтобы было удобно вводить современные образовательные технологии – делать ментальные карты, облачные презентации, тайм-линии, инфографики, работать с текстом и т. д. А вот революция сверху по замене программных систем меня очень настораживает. Хочется, чтобы мы могли конкурировать с иностранными образовательными программными продуктами, а не просто запрещали их. Расширение свободы школ, которые каждая по-своему переживали вынужденный цифровой дистант, показал, что сверху организовать процесс не удастся. В каждой ситуации каждый субъект сам будет определять, что уместно и что полезно.

Сейчас открылось окно возможностей, поэтому нам можно и нужно занять свое место в IT-образовании. Тем более что очень многие наши программные продукты уже востребованы в мире, например Telegram и «Битрикс». Но довольно опасно, если наши программы начнут вводить не вместе, а вместо зарубежных. Это уведет нас в сторону от тех глобальных трендов, к которым стремится весь мир. Чтобы этого не произошло, можно поддерживать наше программное обеспечение, но не запрещать иностранное.

Михаил КУШНИР, член правления Лиги образования:

Хватит о компьютерах!

Новая тема конфронтации – компьютеры. Впрочем, новая ли? Помнится, на заре моей жизни в школе «макинтоши» – бриллиант американской компьютерной мысли – были под запретом CoCom (Coordinating Committee for Multilateral Export Controls). Нам парочку привезли американские коллеги в 91‑м в качестве подарка, уже старые, 10‑летней давности. Я регулярно отбиваю атаки жены, покушающейся на «давно пора этот хлам выбросить» – это она про знаменитый MacPlus.

Цифровые технологии сегодня являются стратегическим инструментом. Даже если бы не было очередной конфронтации и санкционных ограничений, надо было бы иметь свой инструментарий, независимый ни от кого иного. Голландский ученый Эдсгер Дейкстра очень давно написал, что США победили Советский Союз, когда он перестал разрабатывать свои компьютеры и начал обезьянить американские. Нам не привыкать к «продажным девкам империализма» в лице кибернетики, авиации, компьютеров. Не привыкать и к традиционному «догнать и перегнать».

Впрочем, раз уж зашевелились и коли нам привычнее двигаться рывками (или большими скачками), раз решили что-то менять, пора задуматься о способе комплектации. Давно уже цены на компьютеры сопоставимы с зарплатами. Это раньше они стоили, как автомобиль, что непосильно каждому, и поэтому надо было их ставить централизованно за бюджетные средства. Да и чтобы установить/настроить, специалист был нужен. А сейчас все проблемы решаются на бытовом уровне, если, конечно, не нужно технику чинить.

Но почему же в школы упорно продолжают ставить компьютеры? Потому что привычно и выгодно обслуживать централизованные каналы закупки/поставки? На самом деле компьютеры образовательной организации гораздо менее нужны и полезны, чем планшеты и смартфоны. Я понимаю, что приняты ошеломительно ограничительные санитарные правила, не имеющие под собой никаких объективных обоснований и игнорирующие 35‑летний опыт использования цифровых устройств в школе. Но как эксперт я продолжаю утверждать: с появлением планшетов и огромного количества образовательных приложений компьютер как стационарно занимающее место устройство потерял смысл, кроме редких задач специфического свойства, нечастого в школе. Речь идет о задачах, где нужны либо большие экраны, либо большие вычислительные мощности – классы профессионального или предпрофессионального обучения программированию, проектированию, нелинейному монтажу аудио/видео, дизайну или верстке…

Частая апелляция к задачам набора текста, что неудобно делать на планшетах, ущербна – в школе много текста не набирают, а немного набрать можно и на планшете. Набором же обычно занимаются дома. А для этого можно использовать внешнюю клавиатуру к планшету, если для других целей компьютер не нужен.

Но даже с этими жесткими санитарными правилами планшеты не запрещены. Эти правила создали условия для выпуска отечественных планшетов, которые могут стать выгодной альтернативой импортным моделям. Самые дешевые из импортных не проходят по санитарным правилам, а дорогие слишком обременяют бюджет.

Если признать удобство планшетов и смириться с утратой каналов поставки пользовательской техники централизованно в школы, то модель BYOD/НеСУ* смягчит задачу выбора операционной системы, перенесет ее на пользователя. Хотя некоторое количество компьютеров школе все равно остается нужным: бухгалтерия, библиотека, охрана, актовый зал…
Стоит ли переходить на Linux? Все зависит от целей. Для серверов он уже давно и широко используется. Для настольных целей есть место сомнениям. По удобству Linux заметно уступает «яблочной» операционке. Но в школе «яблочных» компьютеров немного. С Windows разница небольшая. Если бы в период выпуска «Первой помощи» организаторы вели себя аккуратнее, Linux уже сейчас был бы более распространен. Очень жаль, что та кампания была проведена уродливо, неуклюже. Но все равно много школ остались жить с Linux и не жалеют об этом.

Где можно сделать ставку на выбор самого пользователя, там пусть он сам выбирает между удобствами и рисками. Где требуется корпоративное решение, надо думать не столько об операционной системе, сколько об используемых приложениях. Linux стабильнее, надежнее. Если все приложения, которые нужны для работы, на Linux живут хорошо, то уход от Windows полностью оправдан.

Microsoft берет привычной и весьма обширной экосистемой, он умеет уговаривать принимающих решение лиц. Если же учесть, что люди работают не столько с операционной системой, сколько с приложениями в сетевой среде, то корпоративный выбор определяется еще и стоимостью/сложностью технической поддержки. Перевод в облачные решения многих сервисов, которые все чаще платформенно независимые, облегчает решение в пользу Linux.

______________
*BYOD/НеСУ расшифровывается как bring your own device, или «принеси свое устройство», – очень популярная на Западе глобальная стратегия, которая предполагает возможность использования сотрудниками компании собственных устройств в рабочем процессе.

Алла ВОЛКОВА, учитель физики и информатики гимназии №12, Липецк:

Потери неизбежны

На данный момент я придерживаюсь той точки зрения, которую занимала много лет назад. Знание для детей должно быть актуальной ценностью. Любому школьнику важно иметь возможность приходить домой и без проблем решать задачи на своей технике. А она, как показывает статистика, в основном работает на операционной системе Windows. Конечно, при изучении информатики мы рассказываем о разных программных продуктах, в том числе и о Linux. При этом мы давно отказались от коммерческих графических редакторов, архиваторов, программ для обработки звука и видео. Но лицензию на офис и операционную систему от Microsoft приобретаем ежегодно.

У нас в гимназии около 300 рабочих станций. Все машины находятся в локальной сети, она качественно настроена. Ее обслуживанием занимается всего лишь один инженер. Но боюсь, что при массовом переходе на отечественный софт мы его потеряем, ведь нагрузка возрастет многократно, потребуется время для переучивания персонала, настройки другого оборудования – принтеров, сканеров, интерактивных досок, документ-камер.

Ришат КАЛИМУЛЛИН, учитель истории школы «Светлые Горы», Красногорск, Московская область

Новое, незнакомое

Не открою Америки, заявив, что техника в деле образовательных реформ всегда имеет второстепенное значение, успешность же процесса зачастую определяется психологической готовностью всех участников образовательных отношений. И если детям и молодым педагогам, допускаю, даже будет интересно осваивать новый софт, то людям со стажем придется с большим трудом перестраивать сложившийся алгоритм работы с компьютером. Возникнет ситуация, когда «клавиатура вроде та же, а вот на экране абракадабра». Изменятся программы, привычные вордовские, экселевские, пауэрпоинтовские файлы станут совсем незнакомыми. Как минимум психологический диссонанс, а то и паника перед уроками гарантирована. Учителя информатики, которые за предыдущие годы наконец-таки сформировали информационную грамотность учителей, снова станут самыми востребованными коллегами в школе. Но только где их столько взять-то, на каждый вопрос о новой машине…

Поэтому без планомерной психологической подготовки и технического обучения успеха никак не добиться.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте