В заброшенном доме на окраине подмосковного Солнечногорска девочки-подростки раздели догола и избили 15-летнюю сверстницу. Потом юные садистки пытались поджечь жертве волосы. Свои «развлечения» девушки снимали на видео, которое выложили в Интернет.
В Ставрополе группа 15-летних девочек зверски (ногами!) избила сверстницу Юлю Наумову. Кровавую забаву сняли на видео, что и стало основным «вещдоком» для следствия. В поселке Тургояк Челябинской области 15-летний школьник убил ножом мать и серьезно ранил отца. Парень был отличником, но резко сдал в учебе из-за излишнего увлечения компьютерными играми. Родители запретили сыну подходить к компьютеру, пока не исправит оценки… В результате трагедия. Что ни день, то очередная «страшилка» из жизни подростков. Целое поколение в зоне риска. Как ему помочь? За ответом на этот вопрос я пошел к президенту Союза охраны психического здоровья, врачу-психиатру, наркологу, эксперту международных проектов в сфере профилактики наркомании, развития форм междисциплинарного и межсекторного взаимодействия в сфере здравоохранения и социальной защиты населения Наталье ТРЕУШНИКОВОЙ. – Наталья Валериевна, век стал агрессивнее? Время так прессует молодежь? Ощущение, что целому поколению в обязательном порядке ввели инъекцию «озверина». – Высокой эмоциональности, а зачастую и излишней агрессивности способствуют бурные гормональные изменения в организме подростков. Вообще у каждого человека есть агрессивные реакции, но не каждый способен их обуздать. Если внутренние механизмы сформированы социумом, то это выражается совсем по-другому. Человек живет либо по заповедям, либо по установкам, сформулированным большинством общества. Когда в социуме нет базисных основ, человек выражает себя спонтанно, как порыв. Чем меньше в обществе базисных морально-этических устоев, тем оно более агрессивно.Подростки, как правило, не умеют справляться с собственной агрессией. Не умеют направить ее в мирное русло. Человек живет в социуме. Если у человека нет неких внутренних ограничений, привитых этим социумом, он ведет себя инстинктивно, почти как животное. – А вообще возможно научить подростка управлять своими эмоциями, что называется, вопреки собственной природе?- Можно научить детей перевести острую ситуацию в конструктивное общение, не дать ситуации перерасти в конфликт с дракой и с последующей конфронтацией. Вот вам пример из личной жизни. У меня трое детей. Я провела дома эксперимент. Как-то объявила детям: все, мои дорогие, живем без правил, каждый делает все что хочет. Даешь анархию! Дети ликовали два-три дня, а потом начались конфликты. Как поделить игрушку? Присвоить сильному или отдать младшему? Как разрешить конфликт? Дракой? Не получается. И договориться не получается. Дня через три дети пришли ко мне и сами попросили: «Мама, мы не хотим анархии, мы хотим жить по закону». Можно доступными средствами донести до детей, что правила нужны не для того, чтобы их наказывать и ограничивать, а для того, чтобы им, детям, помогать. Помогать расти и развиваться, разрешать спорные ситуации. Подростки склонны к противостоянию, к протестным формам поведения. На любое наше черное они говорят белое, а на белое – черное. Для того чтобы не возникало ситуаций конфронтации со взрослыми, надо опуститься на уровень подростка. – Вы сами только что сказали, что у подростков сильны протестные настроения. Далеко не каждый подросток, тем более подросток трудный, из неблагополучной семьи, согласится с тем, что некий психолог станет учить его жить. – Да, вопрос непростой. Тем более что на разговор с психологом необходимо письменное согласие родителей. Зачастую родители не хотят общения детей с психологом. Я сталкивалась с тем, что в классах, в школах бывают затянувшиеся конфликтные ситуации травли коллективом одного или двух детей, а родители запрещают вмешиваться психологу, убежденные, что конфликт рассосется естественным путем. А он не проходит сам по себе. Ситуация травли может довести и до суицида, и до формирования психической патологии, затянувшихся неврозов… До ухода в ранний алкоголизм, прием наркотиков, полного погружения в мир гаджетов, электронных игр… Это страшные последствия затянувшихся стрессовых ситуаций. Вместо того чтобы разрешить профессионалу включиться в проблему и помочь разрешить ее, родители запрещают психологу это делать. – Как быть, если родители в оппозиции?- Мы разработали профилактические программы «Здоровое поколение», по которым профессиональные психологи обучают подростков, а уже обученные подростки ведут занятия со сверстниками. Это общение другого уровня. Это общение сверстника со сверстником. Они говорят на одном языке…- Как это все выглядит на практике?- Все очень просто. Сначала мы собираем психологов школ и их обучаем. У нас есть учебник с полным пакетом всех материалов. Большая базисная информация, написанная на их профессиональном языке. Мы рассказываем, что такое волонтерские и тренерские программы для детей, как они сформировались в мире, как это работает. Вся информация разбита по блокам, чтобы удобнее было пользоваться. Мы обучаем тренингу и технологиям. Тренинг – это игры. Ребенок не сидит за партой, а бегает, прыгает, устраивает мозговые штурмы…Мы провели конкурс и получили из регионов колоссальное количество авторских работ, адаптированных для наших детей. Есть методики, рожденные в России. Обучаем школьных психологов два-три дня. Программа рассчитана на учеников восьмых классов. Восьмой класс наиболее оптимальный для наших опытов – дети еще не сдают тяжелых экзаменов, но уже достаточно взрослые, самостоятельные, готовые обучаться. Мы собираем наиболее активных ребят. И не обязательно «правильных отличников». Приглашаем и негативных лидеров, к мнению которых в классе прислушиваются.Во время игры формируется некий коллектив из ребят самых разных социальных слоев. Между ними возникает некая коммуникация. К слову, трудные подростки даже становятся лучшими тренерами, чем отличники. Негативный лидер эмоционально более насыщен. В эти игры невозможно играть, если ты не владеешь определенной информацией. Это не ручеек, догонялки или прятки. В этой игре усваивается информация. Отрабатываются навыки. Когда дается некая провокационная ситуация и ребенку предлагают сделать выбор. Допустим, ему предлагают выпить или попробовать наркотики. У него есть возможность отыграть эту ситуацию. Проиграть ее, понять, как себя вести. – Алкоголь и наркотики – это очень серьезно. Но чаще подростка ставят в тупик куда как более прозаичные вещи… – Конечно, мы говорим с ребятами не только об экстремальных ситуациях, хотя именно они уносят жизни подростков. Мы говорим с ними и о более тонких вещах. О взаимоотношениях со сверстниками, родителями, учителями… Как выйти победителем из конфликта не в драке, а без нее? И выйти победителем, да еще и с бонусами в глазах сверстников, а не с фингалом под глазом. Наши программы учат ребенка смотреть в будущее, пересмотреть свое отношение к миру. Обученные волонтеры идут в свою среду, идут в классы. Занятия рассчитаны на то, что проходят раз в неделю в формате классного часа. – Наталья Валериевна, коротко – какова стратегическая цель Союза охраны психического здоровья?- Объединить специалистов различных отраслей, которые на первый взгляд никаким образом не связаны, но тем не менее заряжены на помощь в сфере психического здоровья. Это не только врачи, психологи, но и педагоги, социальные работники, деятели культуры и искусства, спортсмены, а также волонтеры общественных организаций, участвующих в сохранении психического здоровья людей. Союз должен объединить их в единый организм, который работает слаженно. P.S. Поколение Z (Generation Z, «Homelanders», Internet Generation, цифровое поколение) – термин, применяемый в мире для поколения людей, родившихся с начала 2000-х. Это дети мультимедийных технологий.
Комментарии